Уважаемый
СКР_БЕЗЗАВЕТНЫЙ!
Не могу разделить Вашу радость по поводу этих новостей. Лично меня всё это очень и очень печалит. Ну давайте, как водится, по порядку.
Первое. На наш с Вами ЧФ продолжается поставка серии кораблей, в основном не предназначенных для ведения боевых действий на море. Обсуждать сейчас все достоинства и недостатки этого корабля здесь не хотелось бы. На мой взгляд (да и не только на мой), последних гораздо больше, чем первых. Использовать эти корабли в СВО весьма проблематично, но всё-таки можно. Если на таких кораблях имеются ракеты "Калибр", то этими ракетами можно наносить удары по береговым объектам противника. Дальности применения ракет по ним позволяют использовать их почти по всей территории Украины. Другими словами, корабли проекта 22160 могут выйти из базы, быстренько выпустить "Калибры", и занырнуть обратно под охрану других кораблей и частей ПВО. Можно выйти и подальше от базы, но тогда только в составе корабельной группы, чтобы было кому их прикрывать от свн. По другому - никак. Никакие задачи в одиночку эти корабли вдали от базы в условиях СВО выполнить не в состоянии.
Второе. Для того, чтобы улучшить боевые свойства этих патрульных кораблей и устранить пробелы в их вооружении, на них устанавливаются Торы-Панцири, лишая их возможности принимать вертолёт. Это конечно лучше, чем ничего, но... Выходить в одиночку далеко в море всё равно очень и очень рискованно. Почему?
Третье. С точки зрения тактики морского противовоздушного боя, Торы-Панцири - средства самообороны. Рассказывать про боевые контуры ПВО корабля сейчас не буду, но средства самообороны по сути работают на последнем рубеже обороны корабля, когда другие эшелоны противником уже подавлены. На корабле должно быть организовано наблюдение за дальней зоной, должны быть средства борьбы с воздушным противником в основной - средней, а также в ближней зоне. Должна работать разведка и обязательно РЭБ (ТК-25 - весьма полезная вещь, безусловно). Имеющийся на 22160 комплекс МР-352 "Позитив-МК" в общем-то и неплох, но разрабатывался в восьмидесятых годах калужанами как универсальный комплекс для ПВО и одновременно в качестве системы управления главным ракетным комплексом для небольших ракетных кораблей. Хоть и модернизирован, но таковым и остался. Другими словами, установка на этот корабль только средства самообороны не слишком прибавит уверенности в том, что не "прилетит вдруг волшебник в голубом вертолёте..." и не "накакает нам на голову". Кстати, средства самообороны на 22160 формально и так есть - это несколько комплектов ПЗРК.
Четвёртое. Командный комплекс управления даже таких небольших кораблей, как 22160, подразумевает построение всех средств добывания информации, обработки её, выработки решений и команд для огневых и других средств в единую систему. Предлагаемые Торы-Панцири в эту систему по сути не вписываются и не могут быть вписаны. Они могут работать только автономно. Им невозможно от интегрированных корабельных систем боевого управления выдать ЦУ, распределить им цель, осуществлять информационную поддержку по цели. Они сами обнаруживают цель и сами её обстреливают. У них у каждой свой боевой расчёт и свои алгоритмы работы. Кто-то скажет, что это хорошо? Нет конечно. Добавьте к этому огромные углы затенения на самых важных и опасных для корабля носовых курсовых углах. Добавьте очень низкие высоты установки антенн комплекса. Добавьте неадаптированность этих ЗРАК к работе в морских условиях, в том числе наблюдение за низколетящими маневрирующими целями на фоне взволнованной морской поверхности. Добавьте небольшой боезапас и невозможность перезарядки в море. И одно из самых главных недостатков – невозможность таких модулей выполнить радиолокационное опознавание обнаруженных целей!!! То есть неизвестно, по каким целям наносится удар – по своим или чужим? МР-352 такую задачу выполнить сможет, а Тор-Панцирь самостоятельно – нет. Если даже от оператора «Позитива» боевому расчёту Тора и придёт ГОЛОСОМ некая информация о присвоенном признаке опознавания некоей цели по такому то пеленгу в такой то дальности, то нет такой системы, которая выполнила бы процедуру отождествления информации и целей от разных радиолокационных каналов. Поэтому я и спросил в каком-то предыдущем своём посте – а Вы уверены, что Панцирь с «Всеволода Боброва» не собьёт свои же воздушные цели? Никто не взялся со мной дискутировать…
Пятое. Попытки поставить на ущербные корабли 22160 проекта сухопутные ЗРАКИ – явный и неприкрытый результат недобросовестной конкуренции на рынке морских систем вооружений соответствующей ниши нашего ВПК. «Сапоги должен точить сапожник». Про это я уже писал ранее. Исправьте ошибки по-настоящему. Модернизируйте 22160. Поставьте ему нормальное ПВО.
В общем, всё это безобразие и некомпетенция чиновников печалит. Не понимаю, почему
СКР_БЕЗЗАВЕТНЫЙ радуется…