Выкладываю материал высланый мне одним из выпускников училища, однокашников моего деда :
В годы войны подготовка офицеров-связистов не прекращалась
Специальный выпуск военно-технического альманаха «Тайфун» «Военно-морской институт радиоэлектроники им. А.С.Попова. Очерки по истории». С.-Петербург, 2003 с.36 – 41.
капитан 1 ранга М.П.Мирошниченко, кандидат технических наук, доцент
Токими мы вступили в бой! Курсант 1-го курса Военно-морского училища береговой обороны им. ЛКСМУ М.П.Мирошниченко. Севастополь, 10 августа 1941г.
Мирошниченко Михаил Петрович (1923 г.р.) — капитан I ранга, кандидат технических наук, доцент. Участник обороим Севастополя к составе курсантского батальона (1941-1942). Выпускник Отдела связи КУБО ВМФ (1944). Дивизионный, затем флагманский снячист ОВР Потийской ВМБ ЧФ (1944-1946). Начальник кафедры теоретических основ радиотехники и радиолокации ВВМУРЭ им. А.С.Попова (1965-1975). начальник кафедры теории элктрорадиоцеией и индикаторных устройств ВВМУРЭ им. АС.Попова (1975-1982).
***
В годы Великой Отечественной войны подготовка офицеров-связистов для кораблей и береговых частей ВМФ осуществлялась в ВМУБО им. ЛКСМУ. Это училище по решению вышестоящего командования за годы войны перебазировалось с Чёрного моря на Тихий океан: из Севастополя — через Баку, Ленкорань и Танхой — во Владивосток. При этом учебный процесс не прерывался.
ВМУБО им. ЛКСМУ было сформировано в 1931 г. в Севастополе и занимало на Корабельной стороне старые матросские казармы постройки 1840—1850 гг.. и лишь учебный корпус был построен в 1933 г. Училище изначально было многопрофильным. В нём готовили командиров и техников по многим специальностям: артиллеристов главного калибра для кораблей и береговых батарей, артиллеристов-зенитчиков для кораблей, химиков и пиротехников. С 1 октября 1941 г. по ходатайству Управления связи ВМФ началась подготовка командиров-связистов для кораблей и береговых частей. Это был "закладной камень" нового Военно-морского училища связи.
Основной набор курсантов в 1941 г. проходил до начала войны по обычным правилам: вступительные экзамены. медицинская комиссия, приёмная комиссия и. наконец, зачисление по конкурсу. Так на 1-й курс было принято 200 человек. Дополнительный набор осуществлялся после начала войны, в июле — августе 1941 г., через районные военкоматы, в соответствии с полученными разнарядками. В числе 351 курсанта дополнительного набора был зачислен во ВМУБО и я. Таким же образом военкоматы направили в училище ещё 107 человек старшекурсников и выпускников вузов, которых определили в отдельную роту и назвали "ускоренниками". Среди них был А.Б.Знаменский, впоследствии кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой высшей математики ВВМУРЭ им. А.С.Попова. Приём призывников дополнительного набора занимал несколько часов: парикмахерская, баня, медосмотр, переодевание и зачисление. В роте каждый из нас получил винтовку, противогаз и заправленную койку с чум-бочкой. В спальном помещении (кубрике) размещалась вся рота на одноярусных койках и оставалось место для построения курсантов роты и пирамид с оружием.
На следующее утро с подъёма для нас начался курс молодого бойца, и мы. как пол- ноправные курсанты, выполняли всё, что положено по распорядку дня и по расписанию занятий. С противогазами не расставались от утреннего осмотра до вечерней поверки, а винтовку носили на плече в течение всех занятий на плацу и в поле. Первое занятие — строевая подготовка: отдача команд и их выполнение. Но больше всего нам понравилась доброжелательная команда: "Разойдись!". Строевые занятия на плацу под знойным солнцем Крыма не вызывали особого восторга. Робы покрывались белесыми разводами от соли, выступающей вместе с потом. Напротив. тактическая подготовка на пустыре за Малаховым курганом нравилась своим разнообразием и возможностью побывать за воротами училища. Отработка наступления и атаки с криками "Ура!" вызывали и патриотические чувства, поскольку мы всегда побеждали, впрочем, штыковая атака на чучела, набитые соломой, вызывала у нас и сомнения: ведь в бою вместо беспомощного чучела будет сильный, опытный немецкий солдат Отработка обороны вызывала Двойственные чувства: с одной стороны, было обидно, что мы должны обороняться, а не атаковать, а с другой стороны, нам предоставлялась возможность хоть немного полежать на тpaвe. Окапывание в окрестностях Севастополя представляло процесс выковыривания одного камушка, под которым виднелся следующий.
На всю жизнь запомнились уроки меткой стрельбы. В тире или на стрельбище пас встречал инструктор - мичман Ф.В.Жук. Его тщательно продуманная и чётко отработанная методика обучения покоилась на трёх китах: повторение — мать учения, учись на чужих ошибках и главное — кучность стрельбы. Самое важное происходило у мишеней после серии выстрелов, когда мичман собирал всех стрелявших в смене. По расположению пробоин на мишени В.Ф.Жук определял ошибки курсантов и доходчиво пояснял, что надо сделать, чтобы добиться кучности стрельбы. Умение быстро целиться и метко стрелять сохранило в боевой обстановке жизни многим из нас.
В конце августа курсанты дополнительного набора приняли присягу, а с 1 октября приступили к занятиям. К этому времени из курсантов первого курса были сформированы две учебные группы связистов по 25 человек в каждой, со сроками обучения п один и два года. Начальник курса самостоятельно отобрал в эти группы курсантов, не спрашивая их желания, сообщив об этом уже после зачисления. Занятия в группах всех специальностей проходили как в классах, так и в поточных аудиториях. Изложение материала по сокращенным программам существенно отличалось от его подробного описания в учебных пособиях, поэтому мы ориентировались на свои конспекты. Нередко перед началом лекции в аудитории раздавалась команда "Газы", и мы 45 минут слушали лекцию, сидя в противогазах.
После прорыва 11-й немецкой ударной армии генерал-полковника Э.фон Манштей-на в Крым 29 октября 1941 г. Севастополь объявили на осадном положении. Началось формирование отрядов моряков. Училище также сформировало батальон из своего личного состава. Из Новороссийска на кораблях прибыла 8-я бригада морской пехоты. Совместно с 18 морскими батальонами эта бригада в течение 29 и 30 октября вышла на 50-километровый передовой рубеж обороны Севастополя, удаленный от города на 18—23 км.
29 октября после ужина в училище раздался сигнал боевой тревоги. Мы построились на плацу в полном боевом снаряжении Нам зачитали обращение Военного совета ЧФ. где прозвучало, что "каждый боец, командир и политработник должен драться с врагом до последней капли крови, до последнего вздоха". Прямо с плаца, взяв с собой ящики с патронами, миномёты и пулемёты, мы ушли на фронт. Это был тяжёлый переход: курсанты и командиры шли без отдыха 35 км. оставив позади передовой рубеж. Поскольку начальник училища капитан 2 ранга П. А. Карандасов перед выходом на фронт попал в дорожно-транспортную аварию, получил травму и был госпитализирован, командовал курсантским батальоном заместитель начальника училища по учебной части полковник В. А. Костышин. Комиссаром батальона был полковой комиссар Б. Е. Вольфсон.
Училище вышло на фронт в полном составе: курсанты 1-го курса, в том числе "ус-коренники", — 658 человек, курсанты 2-го курса — 183 человек и постоянный состав курса — 183 человек и постоянный состав (матросы, сверхсрочнослужащие, военные преподаватели, начальники и командиры) — 330 человек. Общая численность составила 1171 человек. В состав батальона вошли рота комсостава, три стрелковые курсантские роты из курсантов первого и второго курсов (командиры рот капитан П.П.Компаниец, полковник А.М.Корнейчук, майор В.С.Демьянов), миномётная курсантская рота (капитан П.И.Сабуров), пулемётная курсантская рота (капитан М.С.Синюгин) и грёхорудийная 76-мм артбатарея (майор М.С.Малахов). В состав батальона входил также сапёрный взвод, пункт боеприпасов, продовольственный пункт и медицинский пункт. Начальником штаба был назначен майор В.И.Голубь, начальником связи — капитан-лейтенант Н.Ф.Потапов, командиром взвода связи — капитан В.И.Синютин.
Училищу были назначены боевые позиции на дальних подступах к городу в 4 км юго-западнее Бахчисарая, за рекой Кача. где сходились шоссейная и железная дороги, ведущие в Севастополь. Именно в этом направлении двигались основные силы противника. На рассвете 30 октября 1941 г., не отдыхая после марш-броска, мы вырыли индивидуальные окопы в полный рост на склонах обращенных к Бахчисараю высот. Получили дополнительные боеприпасы, сухой паек и бутылки с зажигательной смесью. Наши командиры хорошо понимали, что только вчера мы стреляли по мишеням, а теперь нам. восемнадцатилетним парням, надо стрелять в живых людей. Поэтому для нас формулировали очень чёткие и доходчивые фронтовые аксиомы: перед нами опытный, вероломный, коварный враг — фашист, если ты не убьёшь его — он убьёт тебя и твоих товарищей; непрерывно и внимательно следи за обстановкой и самостоятельно её оценивай; целься быстро и стреляй метко, помогай соседям по окопу.
Вскоре появились передовые немецкие части, и завязался бой. Первые потери боевых товарищей, друзей и командиров вызвали ещё большую ненависть к врагу, стремление любой ценой удержать позиции. Превосходство в силе у врага было значительным, но ни атаки пехоты при поддержке танков, ни артобстрел, ни авиабомбы не смогли сломить нашу волю, стойкость и упорство. В каждом бою мы вспоминали с великой признательностью мичмана Ф.В.Жука за его уроки. Именно наша меткая стрельба по фрицам. поднимавшимся в очередную атаку, заставляла их падать обратно в окопы, то ли спасая свою жизнь, то ли получив ранение. • то ли будучи сражёнными.
С наступлением темноты курсанты выбирались из своих окопов. До рассвета надо было сделать многое: похоронить погибших, отнести в медпункт тяжелораненых, пополнить боеприпасы и сухой паек, нести дозорную службу вблизи нейтральной полосы и др. На сон оставалось мало времени. Спали курсанты в обнимку с винтовкой, сидя на дне своих индивидуальных окопов. Если над окопом слегка покачивался кончик штыка, значит курсант спит. Однако первые же выстрелы или шум двигателей танков сразу будили всех. Курсант вскакивал, винтовку на бруствер — и он готов к бою.
Пять дней и ночей батальон сдерживал наступление передовых частей немецких войск. В боях под Бахчисараем пали смертью храбрых девять командиров. 20 курсантов 2-го курса. 82 курсанта 1 -го курса, 5 курсантов-ускоренников и шесть матросов. Многие раненые после перевязки возвращались на передовую, а тяжелораненых отвозили в полевой госпиталь, расположенный в штольнях Инкермана. Каждый курсант и командир училища, проявляя образцы героизма и самоотверженности, сражался насмерть, выполнив боевую задачу, поставленную Военным советом ЧФ.
В то же время на всех участках передового рубежа обороны Севастополя мужественно и отважно сражались с противником бойцы и командиры других морских батальонов. Именно морякам из наскоро сформированных батальонов, вооруженных лишь винтовками и гранатами, толком не обученных ведению сухопутного боя, без поддержки танков и авиации, пришлось в первые дни обороны противостоять натиску опытного в боях, имеющего мощную поддержку с воздуха, значительно превосходящего по силе врага. Немецкие войска были остановлены на главном направлении их наступления на Севастополь, не выполнив приказ Гитлера взять город к 1 ноября.
И всё же морские батальоны несли большие потери, а противник наращивал свои удары. В ночь с 4 на 5 ноября 1941 г. батальоны, в том числе и училище, отошли на основной рубеж обороны Севастополя, где продолжали сдерживать войска противника до подхода дивизий Приморской армии. С 5 по 9 ноября части Приморской армии вошли в Севастополь, откуда сразу были направлены на основной рубеж обороны, разделённый на четыре сектора. Батальон ВМУБО оказался в 3-м секторе обороны, на наиболее ответственном участке — Мекензиевых горах, в боевых порядках легендарной 25-й Чапаевской дивизии. Поскольку' чапаевцы сражались с противником с первого дня войны, они щедро делились с курсантами богатым боевым опытом.
Подтянув и перегруппировав свои войска. 11 ноября немецкое командование начало новое наступление по всему фронту. За 12 суток напряжённых боев на Мекензиевых горах смертью храбрых погибли 27 курсантов 2-го курса. 12 курсантов 1-го курса и 10 курсантов - ускоренников. В ночь с 17 на 18 ноября 1941 г. по решению Военного совета ЧФ были сняты с передовой и отправлены в училище постоянный состав и взвод курсантов, которым надлежало эвакуировать оборудование училища на Каспийское море, в Ленкорань — город на юге Азербайджана, где предстояло продолжить подготовку кадров. В конце ноября на лидере «Ташкент» училище было эвакуировано в Батуми, а оттуда железнодорожным составом в Баку, в расположение Каспийского ВВМУ.
Роту второкурсников сняли с фронта для досрочного выпуска младшими лейтенантами. Среди них был курсант В. Ф. Комолов. впоследствии, в 1960-1975 гг., капитан 1 ранга, доцент, старший преподаватель кафедры тактики и боевых средств флота ВВМУРЭ им. А.С.Попова. Три роты курсантов 1-го курса численностью 417 человек передали в полное подчинение чапа-евцам. Командирами рот были назначены лейтенанты Г.М.Воинов. Ф.И.Иноземцев и М.В.Пигалев. Мы, с одной стороны, были несколько обижены тем, что наши училищные командиры уходя , не нашли нужным сказать нам напутственных слов, а с другой стороны, обрадовались, что мы теперь полноправные чапаевцы и будем воевать до Победы. Командование училища присвоило всем первокурсникам звание ''сержант", которым мы гордились, поскольку получили его на фронте, да ещё на пятом месяце своей военной службы.
17 декабря 1941 г. противник, имея преимущество в живой силе, танках и самолётах, перешёл в широкомасштабное наступление. По всему фронту развернулись тяжёлые бои. Некоторые позиции неоднократно переходили из рук в руки. В ходе второго штурма меня ранило осколком мины в ногу. Перевязав рану, я остался на передовой, но на пятый день вынужден был обратиться в медпункт, откуда меня направили на операцию в полевой госпиталь, после чего эвакуировали на теплоходе «Белосток» на Кавказ. На теплоходе раненых разместили в грузовом трюме, где на стальной палубе были разложены матрасы. На верхней палубе судна был расстелен огромный брезент с изображением красного креста, на что фашистские стервятники не обращали внимания. Они несколько раз бомбили «Белосток», но. искусно маневрируя, его командир предотвратил прямое попадание бомб.
26 декабря 1941 г. началась Керченско-Феодосийская десантная операция, заставившая противника перебросить часть сил от Севастополя и перейти к обороне. Курсанты первого курса продолжали самоотверженно сражаться в боевых рядах Чапаевской дивизии на Мекензиевых горах. В этих боях смертью храбрых пали 39 курсантов.
После войны на месте первых боев под Бахчисараем и у шоссе в районе Мекензиевых гор были сооружены памятники личному составу Военно-морского училища береговой обороны им. ЛКСМУ Автором одного из них, открытого в 1975 г. в районе Мекензиевых гор, стал полковник В.А.Костышин. командовавший в годы обороны Севастополя курсантским батальоном.
20 января 1942 г. с передовых позиций в училище были отозваны 21 курсант-ускоренник. 12 февраля по решению Военного совета ЧФ были отозваны остававшиеся на фронте 112 курсантов 1-го курса, которых также эвакуировали для продолжения учебы. До Батуми их доставили на теплоходе «Белосток».
С декабря 1941 г. по январь 1942 г. училище размещалось в пригороде Баку, именуемом Зыхой. на территории Каспийского ВВМУ. так как Ленкоранский погранотряд не успел освободить военный городок, предназначавшийся для ВМУБО. Было понятно, что снятые с фронта курсанты 2-го курса, ставшие в одночасье младшими лейтенантами. — это ещё не командиры и не специалисты, поэтому в первую очередь в училище продолжилось ускоренное обучение роты младших лейтенантов — корабельных артиллеристов.
Во второй половине января 1942 г., как только освободился военный городок, личный состав ВМУБО перебазировался в Ленкорань — небольшой город с населением около 25 тыс. человек недалеко от границы с Ираном. Полностью училище перебралось в Ленкорань в начале февраля 1942 г. Управление училища и камбуз разместились в военном городке. Для жилых и учебных помещений использовались все свободные в городе постройки, в том числе и предоставленные местными властями. В домах, находящихся в разных концах города, оборудовались спальные помещения, классы и аудитории.
С 15 февраля 1942 г. продолжились учебные занятия в группах курсантов, прибывших вместе с училищем. Одновременно начался новый набор курсантов на 1-й курс, в основном из учеников военно-морских спецшкол Ленинграда. Москвы. Киева, Горького и Одессы, гражданской молодёжи городов России, Украины. Черноморья. и Кавказа, а также из военнослужащих воинских частей Кавказа и Каспийской флотилии. Поскольку часть прибывших для поступления на первый курс не имела среднего образования, с марта 1942 г. в училище началось комплектование подготовительного курса, где шло ускоренное обучение по программе средней школы.
В соответствии с указаниями заместителя наркома ВМФ адмирала И.С.Исакова, курсантов военно-морских училищ набора 1941 г., участвовавших в боях и получивших на фронте ранения, после госпиталей направляли для продолжения учебы. Эти курсанты имели среднее образование, но пропустили много учебного времени. По этой причине курсантов-фронтовиков в училищах назначили младшими командирами в подразделения курсантов набора 1942 г.. вместе с которыми им предстояло учиться.
112 курсантов ВМУБО. участвовавших в обороне Севастополя в составе Чапаевской дивизии, вернулись в училище в начале марта. За время переезда из Севастополя до Ленкорани они понемногу свыкались с реальностью, что их отозвали с фронта. После четырёх месяцев пребывания а окопах, они, наконец, смогли осуществить свою заветную фронтовую мечту: в родном училище курсанты помылись в бане, сменили бельё, пообедали горячей пищей, сидя за столом, легли спать в койку с постельным бельем, а утром сделали зарядку, умылись под краном и вытерлись полотенцем. Впрочем, эта "райская", по нашим тогдашним понятиям, жизнь постепенно переросла в повседневный быт. После карантина курсанты приступили к занятиям, прерванным 29 октября 1941 г.
Однако учиться долго не пришлось. Летом 1942 г. под Сталинградом и на Кавказе сложилась тяжёлая боевая обстановка. Приказом начальника училища капитана 2 ранга П. Л.Карандасова был сформирован боевой отряд, куда вошли 106 курсантов набора 1942 г. и 95 курсантов, возвратившихся с фронта. Из курсантского отряда был сформирован истребительный противотанковый дивизион в составе двух батарей 45-мм противотанковых орудий и двух рот, вооруженных противотанковыми ружьями, под общим командованием капитана М.А.Престенского. Эти подразделения вошли в состав 34-й морской бригады и сражались на Кавказе. В дальнейшем курсантский противотанковый дивизион с боями дошёл до подступов к Берлину. Время и тысячи фронтовых километров всё больше отдаляли курсантов от родного училища. Износилась курсантская форма, многие ребята получили очередные и внеочередные армейские звания, но противотанковый дивизион продолжали называть "курсантским". Дивизион отличался высокой слаженностью действий орудийных расчётов, взаимозаменяемостью и необычайно сжатым сроком готовности к открытию артогня. За проявленные мужество и отвагу в боях с противником артиллерийский противотанковый дивизион был награждён орденом Александра Невского. Тяжёлой и долгой победной дорогой дошли до Берлина Г.М.Абакумов, С.Н.Денисов. Е.Н.Лебедев. А.Л.Денисюк. Л.И.Пугин. А.А.Собко. П.Л.Стан. Н.С.Полтавченко. Б.Ф.Кружков и Л.Г.Парков.
Оставшиеся в живых курсанты из состава противотанкового дивизиона избрали после войны, в основном, мирные профессии. Так. А.А.Собко прошёл путь от колхозного агронома до члена-корреспондента Академии сельскохозяйственных наук СССР. Он является автором свыше 120 научных работ, награждён восемью боевыми и трудовыми орденами. Другой курсант противотанкового дивизиона — А.А.Никишенко — в ходе одного из боёв получил тяжёлое ранение в живот. Восемь месяцев врачи боролись за его жизнь. Позднее А.А.Никишенко поступил в медицинский институт, работал врачом, защитил диссертацию, преподавал в Киевской академии последипломного обучения врачей. Сегодня А.А.Никишенко — известный в Киеве хирург.
В 1942—1943 гг. на флотах стал остро ощущаться недостаток квалифицированных командиров-связистов. В подразделениях связи флотов недокомплект специалистов составлял 30—40%, а в частях ТОФ он достиг 50—60%. Сказалась ошибка, связанная с расформированием ВМУС им. Г.К.Орджоникидзе в Ленинграде. Срочно организовать по сокращенным программам ускоренную подготовку командиров-связистов оказалось возможным только в ВМУБО им. ЛКСМУ. которое, во-первых, уже начало проводить данную работу до начала войны, а, во-вторых, несмотря на тяжёлые кровопролитные бои под Севастополем, сохранило ядро комсостава и преподавателей, готовых продолжать подготовку кадров для ВМФ. Именно ВМУБО им. ЛКСМУ и было поручено организовать подготовку командиров-связистов.
В августе 1942 г. в училище, на правах факультета, было сформировано отделение связи, которое возглавил капитан-лейтенант Н.Ф.Потапов. В конце сентября — начале октября 1942 г. в отделение связи училища были сформированы две роты (90 и 87 человек) из курсантов набора 1942 г. и курсантов набора 1941 г., прибывших из госпиталей. Сюда же вошли две отдельные учебные группы курсантов-связистов (15 и 20 человек), которые были набраны ещё в Севастополе в 1941 г. и прибыли с фронта.
В числе - зачисленных на отделение связи курсантов были фронтовики, получившие ранения и после выздоровления И.И.Стебловский и И.П.Трофимов, бойцы воинских частей М.М.Векслер. Л.И.Горбатовский. М.С.Русалкин, А.А.Рябкин, Ю.А.Семенов, О.В.Трегубов и И.И.Фигурнов. Эти курсанты, по мнению командования отделения связи, выделялись своим взвешенным подходом к решению служебных и житейских вопросов, служили примером для молодежи. Большинство из них были назначены младшими командирами. Курсантами отделения связи были зачислены также бывшие учащиеся 2-й военно-морской спецшколы Ю.Б.Акимов. В.П.Виноградов. К.Н.Елисеев, В.В.Захаров, Н.Г.Кло- Т ков, В.В.Кляро. Б.И.Колочкин, Д.З.Левин. Ю.Е.Ленский. А.В.Петерсон, Л.В.Соловейчик, В.Н.Сорминский и А.Н.Цветков. Все они познали блокаду Ленинграда, где им, при скудном пайке и постоянных артобстрелах и бомбардировках довелось охранять важные объекты, нести патрульную службу, строить оборонительные сооружения.
Отделение связи впоследствии стало прочным фундаментом нового Военно-морского училища связи. Управлением связи ВМФ были определены учебные планы и сроки подготовки командиров-связистов, исходя из необходимости выпусков ежегодно, начиная с 1942 г. Для обучения курсантов по специальности в сентябре 1942 г. была полностью укомплектована ведущая кафедра СНиС. а её начальником назначен инженер-капитан 2 ранга П.Н.Виноградекии, бывший до этого начальником аналогичной кафедры ВВМУ им. М.В.Фрунзе.
Первая учебная группа "1с" (15 человек) набора 1941 г. имела срок выпуска — октябрь 1942 г.; вторая учебная группа "2с" (20 человек) набора 1941 г. — октябрь 1943 г.; первая рота (90 человек) набора 1942 г. — октябрь 1944 г.: вторая рота (87 человек) — октябрь 1945 г. Впрочем, жизнь внесла коррективы в эти сроки. С каждым годом шло наращивание продолжительности обучения и следовательно, росло качество подготовки связистов. Таким образом, сроки обучения курсантов на отделении связи постепенно приближалось к срокам обучения в Училище связи.
В первых числах октября 1942 г. в Ленкорани состоялся выпуск 15 командиров-связистов, обучавшихся в группе "'1с". сформированной в Севастополе в конце сентября 1941 г. В связи с участием училища в обороне Севастополя, эта группа потеряла на фронте значительную часть курсантов и была доукомплектована. Фактически курсанты учились не более восьми месяцев. Среди выпускников первой группы были лейтенант П.И.Мошкин, впоследствии капитан 1 ранга, заместитель начальника Управления РЭБ ГШ ВМФ (1977— 1984) и лейтенант Е.И.Филатов, впоследствии капитан 1 ранга, начальник связи Каспийской флотилии (1969—1976).
В это время училище в полном составе готовилось к выходу на оборону Кавказа, Учёба по специальности была отменена. Весь личный состав училища переодели в сухопутную форму. На окраине Ленкорани усиленно велась тактическая подготовка курсантов: наступление, оборона, окапывание и т.д. В роте связистов тактической подготовкой руководил старший лейтенант А.А.Челидзе, недавно прибывший в училище с фронта из-под Ленинграда. Он прихрамывал, но умело и азартно проводил занятия. Впоследствии, в 1960—1969 гг., полковник А.А.Челидзе был начальником строевого отдела ВВМУРЭ им. А.С.Попова. Когда в один из дней в конце октября 1942 г. всё училище было построено по тревоге, мы приготовились услышать приказ о выходе на фронт, но нам зачитали приказ наркома ВМФ адмирала Н.Г.Кузнецова о передислокации училища вглубь страны для продолжения учёбы.
Личный состав — курсанты и преподаватели — сразу же приступили к подготовке оборудования и имущества училища к перевозке. В неизвестную для большинства дальнюю дорогу училище отправилось в ноябре 1942 г. Эшелоном доехали до Баку, где в порту погрузились на верхнюю палубу танкера, идущего в Красноводск. В Крас-новодске выгрузили имущество и расположились в палатках, которые поставили в скверике вблизи порта. Не менее двух недель ожидали свой эшелон. Однако время впустую не теряли: здесь же, около палаток, на свежем осеннем воздухе мы слушали лекции.
Наконец подали состав из теплушек, платформ и двух пассажирских вагонов. На платформы погрузили имущество училища. Курсантов разместили в теплушках с двухъярусными нарами, а в пассажирских вагонах — командиров с семьями. Комендантом эшелона был капитан А.А.Челидзе. Маршрут следования эшелона пролегал через все республики Средней Азии и Сибирь. Мы проехали Ашхабад, Ташкент, Алма-Ату, Новосибирск. Красноярск, и никто из наших преподавателей или командиров не говорил, куда мы едем.
Под стук вагонных колес преподаватели читали нам лекции, проводили семинары, занимались флажным семафором. Мичман Н.А.Кравец с переносным зуммером тренировал нас приёму на слух "морзянки". Однако была одна беда на всех: никто не знал, когда будет следующая остановка эшелона. Интервалы времени между остановками колебались от 30 минут до 4—5 часов. Преподаватель, придя в вагон на очередной остановке, никогда не знал, каким временем он располагает для проведения занятия. И если оставалось много времени, начинались задушевные разговоры "'за жизнь".
На остановках курсанты стремглав бежали в туалет, а дневальные с вёдрами искали питьевую воду. Нам категорически запрещалось появляться на привокзальных рынках и покупать, даже у вагона, что-нибудь съестное. Комендант эшелона за этим строго следил. В пути А.А.Челидзе обладал огромными дисциплинарными правами. Но главная его забота — на железнодорожных станциях и узлах быстрее добиться смены паровоза или первоочередной отправки эшелона.
Тёплая погода Средней Азии сменилась холодной и сырой осенью Западной Сибири. Вот и озеро Байкал — красивое и суровое. Температура ниже нуля, на почве — снег. В декабре 1942 г. мы проехали вдоль всего южного побережья Байкала, и магистраль повернула на север по восточному берегу' озера. Эшелон, наконец, остановился на запасном пути маленькой станции и посёлка Танхой. Это последняя станция на восточном берегу Байкала, после которой Транссибирская магистраль уходит от берега озера вглубь Восточной Сибири. Лишь некоторые поезда останавливались здесь на 1—2 минуты.
Как только остановился наш эшелон, сразу же приступили к разгрузке платформ и вагонов, складывая имущество на снег и в сугробы. Опустевший состав ушёл. У имущества выставили охрану. Танхой нас встретил морозом с ветром, причём температура минус 30—40 градусов стояла всю зиму.
В стороне от посёлка, невдалеке от берега Байкала на опушке тайги стояло несколько старых приземистых, длинных бараков, куда нас привели со своими матрасами, В каждом из них — одна входная дверь и несколько узких окон под потолком. В этих бараках, по рассказам местных жителей, содержали заключенных, которых куда-то перевели. Бараки давно не отапливались, и стены покрылись инеем. Один барак был приспособлен для столовой, а остальные — под спальные помещения, где во всю длину стояли двухъярусные нары. На этих нарах мы расстелили свои матрасы почти вплотную один к другому' и, не раздеваясь, легли спать.
В первый день нас покормили из полевой кухни Часть барака-столовой была огорожена досками — это варочный цех, а вдоль остальной части в несколько рядов стояли сплошные столы и сплошные скамейки.
Ежедневно на заготовку дров выделялся один взвод. Хвойную древесину доставляли на себе, в первую очередь, в варочный цех, а затем — в спальные помещения, В последнюю очередь — в учебные помещения, которые разместили в пустующих домах посёлка. Дневальные спальных бараков топили печи непрерывно, круглые сутки. Печи стояли у входных дверей: у печи — Африка, а в другом конце барака — Арктика, поэтому каждый курсант приспосабливался к "климату" в районе расположения своего матраса.
Станцию и поселок с трёх сторон обступала высокая тайга, а с запада, со стороны озера, деревья были вырублены, и оттуда почти всё время дул сырой, пронизывающий наши шинели, ветер. Поэтому нам, в суровых условиях Сибири, многое разрешалось: держать руки в карманах, поднимать воротник шинели, опускать, не завязывая, наушники шапки, идти спиной к ветру, независимо от направления движения строя, засовывать конспекты под ремень.
Учебные занятия в Танхое начались, как только в учебные помещения занесли столы и табуретки. Занятия продолжались ежедневно по 6—8 часов. Каждый преподаватель облюбовал себе помещение, где разместил учебные и наглядные пособия, а мы в перерывах переходили из одного дома в другой. Вечером эти учебные помещения превращались в классы для самоподготовки. Поскольку учебные помещения находились на расстоянии 2—3 км от бараков, ежедневно приходилось проделывать путь примерно в 15 км.
В январе пришел приказ о досрочном выпуске 19 курсантов-связистов учебной группы "'2с", набранных в Севастополе. Все они получили звание лейтенантов и разъехались по флотам. Среди выпускников этой группы были Д.П.Горобец, впоследствии начальник узла связи на Новой Земле, а затем старший офицер Отдела связи ЧФ. капитан 2 ранга и Г.П.Хохлов, впоследствии старший военпред Министерства обороны, капитан 1 ранга.
В конце января 1943 г. нам зачитали Указ, в соответствие с которым вводились погоны, новые воинские звания и категория "офицер". И если раньше училище выпускало командиров-связистов, го теперь и впредь все выпускники именовались офицерами-связистами.
В феврале нас переодели в морскую форму, а в конце мая мы успешно сдали экзамены и отправились на практику во Владивосток, куда добирались шесть суток в плацкартных вагонах пассажирского поезда. Во Владивостоке курсантов разместили на минных заградителях «Аргунь» и «Теодор Нет-те». переоборудованных из старых пароходов. Это была наша первая корабельная практика с выходом в море. С первого же дня мы принимали участие во всех корабельных мероприятиях: от приборки до погрузки угля. Несли вахты дублерами сигнальщика и радиста, участвовали в шлюпочных соревнованиях.
После убогого быта в Танхое даже старый пароход вызывал у нас восхищение: можно помыться в душе, посмотреть кинофильм, послушать радио или полистать подшивку газет. Июнь пролетел быстро. Второй месяц практики проходил на 12-дюймовой батарее острова Русский. Мы с интересом ознакомились с её подземным хозяйством. На батарее были радиостанция и сигнальный пост, где мы несли вахту дублёрами. А с каким восторгом мы наблюдали учебную стрельбу батареи! Так пролетел июль, и пришло время возвращаться. Как вспомним, так вздрогнем. А ехать надо!
Завершившие практику во Владивостоке курсанты собрались на вокзале в ожидании посадки на свой поезд. И тут к нам подошёл кто-то из офицеров училища и сообщил, что ВМУБО переводят во Владивосток и ехать в Танхой не надо. Нашей радости не было границ! Нам. курсантам отделения связи, предстояло до прибытия эшелона из Танхоя разместиться в Тихоокеанском ВВМУ. расположенном недалеко от железнодорожной станции Первая речка. К этому времени ТОВВМУ пустовало: старшие курсы были на корабельной практике, а младший — на лагерном сборе.
Помещения ТОВВМУ с высокими потолками, просторные вестибюли, мраморные лестницы, паркетные полы, огромная столовая, клуб, стадион, водная станция с катерами и шлюпками — всё вызывало наше восхищение. Нас уже ожидали преподаватели отделения связи, и со следующего дня начались занятия. Прекрасные аудитории и классные помещения ТОВВМУ располагали к прилежной учебе. Кроме того, днём и ночью мы несли вахты на сигнальных постах на главном здании и на водной станции, где отрабатывали сигналопроизводство. Руководил этими занятиями мичман А.И.Токарен.
Два месяца пролетели быстро. Начали возвращаться с корабельной практики курсанты ТОВВМУ. и нам предстояло расстаться с этим училищем. В начале октября из Танхоя во Владивосток прибыл эшелон с оборудованием и имуществом ВМУБО. Грузили и сопровождали состав 125 курсантов набора 1943 г. Новый набор состоял из призывников Сибири и Средней Азии. Среди них был А.П.Рещиков — впоследствии капитан 1 ранга, кандидат технических наук, доцент, начальник кафедры ВВМУРЭ. Училищу предоставили военный городок вблизи города, "на шестом километре". Этот городок недавно покинула стрелковая дивизия, ушедшая на фронт. Строения военного городка размещались в долине между двух сопок; основные здания располагались на пологом склоне левой сопки. В состав военного городка входили несколько казарм постройки 1904—1906 гг., солдатская столовая, клуб, баня, жилые дома для комсостава с семьями и пр. Все строения оставлены в хорошем состоянии: баня функционировала, солдатскую столовую интенданты "запустили" в тот же день, превратив её в курсантский камбуз.
Не было для училища самого главного — учебного корпуса. Предстояли сложные строительные работы по преобразованию в учебный корпус огромной казармы. Началась "великая стройка". Всех курсантов построили в две шеренги и менее чем за час сформировали строительные бригады каменщиков, бетонщиков, штукатуров, плотников, столяров, монтажников и электриков. Руководил работами профессиональный прораб, который показал, как делать раствор и как класть кирпичи. Через 2—3 часа работа закипела. С каждым днём курсанты трудились всё увереннее, и строительство шло с нарастающим темпом. Сначала появился центральный коридор, затем один за другим возникли классы. После побелки стен и потолка началась прокладка электропроводки, затем установка и монтаж учебных средств связи. В одном классе — радиопередатчик, в другом — радиоприёмник, в третьем — телеграфный аппарат и т.д. После помывки палубы на стену навешивали классную доску, заносили столы, табуретки — и ещё одно учебное помещение готово к занятиям.
К 10 октября 1943 г. двухэтажный учебный корпус был готов. Сразу же приступили к занятиям курсанты всех специализаций училища. К этому времени произошли большие изменения в организации училища и отделения связи. Начальником училища вместо капитана 2 ранга П.Л.Карандасова стал генерал-майор артиллерии И.А.Большаков. В сентябре 1943 г. отделение связи училища расширили до отдела связи. Начальником отдела связи был назначен инженер-капитан 1 ранга В.З.Сидоров, а его заместителем по политической части — капитан И.Е.Гришко. Управление связи ВМФ выделило для отдела новую аппаратуру средств связи, доукомплектовало кафедру СНиС офицерами-связистами, послужившими на кораблях, в частях ВМФ и имеющими склонность к преподавательской работе. На ведущей кафедре отдела связи, которой руководил инженер-капитан 2 рангаП.Н.Ви-ноградский. преподавателями были офицеры Д.Д.Долгов. А.А.Болгаров. П.А.Затоне-кий. К.В.Цибулькин. Л.Г.Пархомов, Н.Ф.Потапов. З.М.Класс.
В военном городке курсантам-связистам достался самый удалённый и не отапливаемый спальный корпус. Но зимы во Владивостоке — мягкие и даже тёплые, в сравнении с Танхоем. поэтому курсанты приспособились и к этим невзгодам. После практики у курсантов резко изменилось отношение к учёбе: они чётко стали представлять. какими знаниями и навыками должен владеть офицер-связист. Главное, что нас радовало — это тщательно продуманный и чётко спланированный учебный процесс. Преподаватели старались скомпенсировать перебои и неурядицы в обучении, которые случались в эшелоне до Танхоя или в самом Танхое
В январе 1944 г. из Училища ПВО ВМФ. которое находилось в Иваново, прибыли 56 курсантов. Из них четверых зачислили в первую роту, одну учебную группу из 25 человек включили во вторую роту, выпускавшуюся в 1945 г.. и вторую группу из 27 человек — в роту, выпускавшуюся в 1946 г. Среди прибывших были фронтовики, направленные в Училище ПВО из госпиталей: Н.В.Валеев. В.П.Лапшин. Н.М.Ларин и Г.П.Таланов.
22 января 1944 г. указом Президиума Верховного Совета СССР ВМУБО им. ЛКСМУ было награждено орденом Красного Знамени "за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество". В связи с награждением училище получило новое наименование: Краснознамённое училище береговой обороны ВМФ (КУБО). Улучшились условия быта, питание. Всем курсантам выдали новое обмундирование, повысилась требовательность к их внешнему виду. Улучшилась работа клуба.
В мае 1944 г. курсанты-связисты сдали экзамены. Курсанты выпускной роты затем стажировались на флоте, выполняя обязанности офицеров-связистов: начальников постов СНиС. дежурных по связи, командиров подразделений центров связи и др. Каждый стажёр не только ощутил себя в будущей специальности, но и почувствовал слабые стороны своей подготовки. Возвратившись в училище, курсанты продолжили учебу на завершающем этапе, занимаясь, как никогда, усидчиво и трудолюбиво. Предстояли Государственные выпускные экзамены. В составе Государственной комиссии был заместитель начальника связи ТОФ по технической части капитан-лейтенант М.Е.Хавкин. впоследствии главный инженер Управления связи ВМФ. Выпускники показали прочные знания и хорошую подготовку к выполнению первичных обязанностей. Все 94 курсанта отдела связи училища успешно завершили своё обучение. Первыми были Ю.Ф Канунников. И.Я.Волошин. А.В.Петерсон. Д.С.Сигал и А.Г.Буров, которым предоставили право выбора флота для предстоящей службы.
Радостным и ликующим остался в памяти курсантов День Победы, когда в училище состоялся огромный митинг. В июне 1945 г. после сдачи курсовых экзаменов старшекурсники выехали на стажировку, но в начале следующего месяца их отозвали обратно для досрочной сдачи Государственных экзаменов, назначенных на 10 июля. Однако уже 6 июля пришел приказ о досрочном выпуске — без Госэкзамена. Было выпущено 111 офицеров-связистов. Чувствовалось, что выпускников 1945 г. на ТОФ ждут важные события. Приближалась война с Японией, в которой приняли непосредственное участие почти все распределённые на ТОФ. Большинство (80°Ь) выпускников отдела связи 1944—1945 гг. были назначены на корабли или соединения малых кораблей, и лишь 20% выпускников получили назначения в береговые части СНиС. Таким образом, сама жизнь подготовила выделение отдела связи КУБО ВМФ в самостоятельное училище.
Уровень преподавания отдельных вопросов радиолокации, гидроакустики и электронно-оптических средств наблюдения позволил многим выпускникам связистам впоследствии занять должности среди руководящего состава радиотехнической службы флота. Из выпускников 1944—1945 гг. наибольших успехов в службе достигли контр-адмирал Н.М.Ларин (начальник РТС ТОФ. затем заместитель начальника 5-го Управления ВМФ), контр-адмирал А.В.Петерсон (первый заместитель начальника штаба СФ. затем заместитель начальника 6-х ВСОК ВМФ по учебной и научной работе), контр-адмирал Д.С.Сигал (начальник связи БФ. затем начальник кафедры ВМА) капитан 1 ранга И.А.Ковалёв (начальник РТС БФ. затем районный инженер военного представительства Министерства обороны), капитан 1 ранга И.И.Стебловский (начальник РТС БФ, затем районный инженер военного представительства Министерства обороны) и капитан 1 ранга Н.А.Пиастре (начальник службы РЭП ЧФ).
Получили звания капитана 1 ранга 69 выпускников, полковника — 4, капитана 2 ранга
62, подполковника — 5, капитана 3 ранга 33. Из выпускников выросли учёные: доктор военно-морских наук, профессор В.П.Лапшин. 15 кандидатов наук, восемь доцентов, 6 старших научных сотрудников. Получив теоретическую подготовку и накопив флотский опыт, 27 выпускников отдела связи стали преподавателями военно-морских училищ. 21 человек стали научными работниками НИИ: они внесли достойный вклад в научно-прикладные разработки. Так. например, капитан 1 ранга Е.КЛубяновский выполнил важную и трудоёмкую работу по созданию береговых объектов системы дальней оперативной связи. В составе подразде лений особого риска принимали участие в испытаниях ядерного оружия на Новой Земле выпускники Отдела связи Д.П.Горобец . А.В.Петерсон. М.М.Векелер и В.В.Захаров. С глубокой признательностью вспоминают все выпускники отдела связи 1944—1945 гг. капитана 1 ранга кандидата военно-морских наук, доцента В.И.Соловьёва, старшего преподавателя ВМА. который бессменно избирался председателем Совета выпуска.
Все выпускники удостоены правительственных наград, при этом в бытность курсантами, бойцами или после окончания училища офицерами награждены медалями "За оборону Москвы" — два человека. "За оборону Ленинграда" — 14 человек, "За оборону Советского Заполярья" — 20 человек. "За оборону Сталинграда" — два человека, "За оборону Севастополя" — пять человек. "За взятие Берлина" — три человека. Несколько выпускников военной поры на определенном этапе своей службы командовали кораблями и судами. Большим ракетным кораблём командовал А.Г.Вергопуло (1964—1967), эсминцами — А.В.Петерсон (1954—1957), Л.И.Чугунов (1953—1958). Капитан 1 ранга Л.И.Чугунов в 1961—1963 гг. командовал также резервным экипажем подводной лодки. Капитан 1 ранга Я.В.Билый в 1954—1956 гг. командовал эсминцем «Куйбышев», а в 1956—1958 гг. — плавбазой «Двина»; капитан 2 ранга И.Н.Доленко в 1951—1957 гг. командовал военным транспортом «Фиолент». а в 1957—1960 гг. - аварийно-спасательным судном «Меркурий».
Во ВВМУРЭ им. А.С.Попова в разное время служили или работали выпускники отдела связи 1944—1945 гг. капитан 1 ранга В.А.Лопатин (начальник факультета), капитан 1 ранга П.И.Переверзев (начальник КОСС), капитан 1 ранга Ю.А.Волков (заместитель начальника факультета), капитан 1 ранга А.Б.Сахаров (заместитель начальника факультета), капитан 1 ранга М.П.Мирошниченко (начальник кафедры), капитан 1 ранга Ю.Б.Акимов (заместитель начальника кафедры). Прекрасным педагогом зарекомендовал себя доцент капитан 3 ранга в отставке Д.З.Левин. Преподавали во ВВМУРЭ им. А.С.Попова также капитаны 1 ранга В.И.Обухов и Н.Г.Клоков, капитаны 2 ранга А.П.Матюшин и Л.И.Чугунов. Начальником ОВ и ЛО училища был капитан 2 ранга Г.Е.Головин, начальником лаборатории — капитан Н.И.Александров, а одной из рот командовал капитан 3 ранга В.А Урезков. В конце 1945 г. КУБО ВМФ разделилось на три училища. В январе 1946 г. были сформированы Краснознаменное военно-морское артиллерийское училище (Рига), Военно-морское техническое, училище (Кронштадт) и Военно-морское училище связи (Ораниенбаум — Петродворец). Позднее рижское училище передали в ракетные войска, а кронштадтское расформировали. Сегодня ВМИРЭ им. А.С.Попова является единственным преемником.- истории ВМУБО им. ЛКСМУ 1941—1945 гг. и боевой доблести его личного состава. ВМУБО первым и в полном составе вышло навстречу врагу и вместе с другими морскими батальонами защищало Севастополь, а затем выделило три курсантские роты в состав Чапаевской дивизии. Из всех воинских частей, оборонявших Севастополь, лишь ВМУБО было награждено орденом Красного Знамени.¬Летом 1942 г. курсанты по зову Родины снова отложили конспекты, взяли в руки оружие, выступили на оборону Кавказа и дошли до Берлина. Училище сохранило ядро комсостава и преподавателей, эвакуировалось в Ленкорань, где сразу же произвело новый набор курсантов. Тем самым ВМУБО продемонстрировало жизнестойкость и готовность продолжать подготовку кадров для ВМФ, в том числе офицеров-связистов, отдел связи училища осуществил четыре выпуска, а в конце войны оказался подготовленным к выделению в самостоятельное Военно-морское училище связи.¬Чётко спланированная и умело организованная ускоренная подготовка по сокращённым программам курсантов-связистов в отделе связи, не взирая на сложные условия быта и учёбы, дала возможность ВМФ в годы войны комплектовать вакантные должности офицеров-связистов на кораблях и в береговых частях флотов, тем самым способствуя надёжному управлению силами флотов, особенно на завершающем этапе Отечественной войны.
Таблица 1
Распределение выпускников отдела связи Краснознаменного училища береговой обороны ВМФ по флотам
Год выпуска Объединение Всего
¬ БФ СФ ТОФ ЧФ Днепровская флотилия ¬
1944 36 20 14 19 5 94
1945 12 5 86 8 111
Литература
1. ВМУБО им. ЛКСМУ в обороне Севастополя и Кавказа.—Севастополь, 1981.
2. Гармаш П.Е. Севастополь — город герой. — М.: Воениздат. 1983.
3. Гречко А.А. Битва за Кавказ. — М.: Воениздат. 1971.
4. Гречко А.А. Годы войны. — М.: Воениздат. 1976.
5. Дружба наша морская (О выпускниках 1944—1945 гг.). - Л.: ВВМУРЭ им. А.С.Попова. 1987.
6. Зоткин Н.Ф. и др. Краснознаменный Черноморский флот. — М.: Воениздат. 1979
7. Крылов М.М. Связь ВМФ в Великой Отечественной войне // Связь Военно-Морского Флота в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг. (информ. бюл.). - М., 1985.
8. Моргунов П.А. Героический Севастополь. — М.: Воениздат, 1979.
_________________ Ничто так не меняет историю, как историки (А.Моруа)
Спор на форуме, подобен олимпиаде среди умственно отсталых, даже если ты победил, ты идиот. (Народная мудрость)
|