To Mr. kordah Letter by 22.10. 2010:20.12
Да, действительно - «киевский» знак «За дальний поход» несомненный раритет! Сродни шитым крылышкам на якоре, рожденным народным творчеством именно на «Киеве». Спасибо! Постараюсь в долгу не остаться. Что касается наших «киевских» фотографий и воспоминаний – аналогично.
Для начала прокомментирую выставленные на форум фотокомпозиции СБОРПОХОД.
Кто служил на «Киеве» в то время, конечно помнит, - 1981 г. был для крейсера напряженным, сложным и интересным. После 5-й БС корабль заходил в Николаев для внепланового оперативного ремонта. Экипаж еще не знал, что это мероприятие – часть подготовки к предстоящим учениям войск и флотов ОВД «Запад-81». Ремонт был интенсивным и скоротечным. А в июле «вылизанный» и свежеокрашенный ТАКР уже вновь бороздил СЗМ. К тому времени стало известно, что кораблю предстоит серьезный и ответственный экзамен в роли флагмана объединенных надводных сил ОВД на Балтике. Об учении – отдельный рассказ когда-нибудь в другой раз. Сейчас же можно, возвращаясь к эпизоду участия корабля в съемках фильма, вспомнить какую досаду у экипажа вызвало сообщение по трансляции на подходе к террводам СССР, что корабль до захода в базу сутки – другие должен будет поработать с «киношиками» … Напомню, крейсер к тому времени отсутствовал в родной базе около 9 месяцев.
Тем не менее, поставленная задача была успешно решена. Кораблю, «отпахавшему» в том году 2 БС, не составило никакого труда представить «Мосфильму» все нужные по сюжету фильма сцены. Съемки во внутренних помещениях выполнялись уже на североморской бочке. Правда, ряд эпизодов потом киношники приезжали переснимать. Но не в этом суть. Благодаря фильму для нас сегодня остались картины и сцены нашей действительной корабельной жизни. На фотокомпозициях почти все персонажи – реальные «киевцы». В порядке фотореконструкции событий той поры (БС-6, «Запад-81») добавлены только командир (капитан 1 ранга Пыков) и старший авиационный начальник того похода (генерал-лейтенант Логачев). Кстати, капитан 2 ранга Ясницкий – здесь уже без 5 минут командир ТАКР. Вскоре после возвращения корабля на Север капитан 1 ранга Пыков убыл на учебу в Военно-морскую академию. Личный состав БЧ-2,6,7, оркестра, группы управления авиацией и летчиков, попавший в кадр, предлагается идентифицировать силами участников форума.
И еще немного информации и фотографий.
ФОТО 1
БС 77-88 г.г. СЗМ, заправка ТАКР «Киев» траверзным способом от ТН «Б.Чиликин». Вторым корпусом заправляется БПК «Керчь» (Б№ 539). С «проверкой» пара «Старфайтеров». НАТО всегда рядом или неподалеку.
ФОТО 2
СЗМ, борт ТАКР «Киев». БС 79-80 г.г. Праздничный новогодний концерт. Номер БЧ-5 «Веселые пожарники». В первом и втором рядах справа налево без труда распознаются майор Табачников, мичман Кривошея, капитан 3 ранга Винницкий. В остальных зрителях и «артистах», как знать, кто-то из участников форума, быть может, узнает и себя…
ФОТО 3
Шитый знак авианесущего корабля (найдено в интернете несколько лет назад).
Распахнутые крылья, состоящие из четырех перьев каждое. Посередине размещен якорь Холла с пятиугольной звездой на его веретене. Шит золотистой канителью на черной подкладке. Размер 30x84 мм. Знак носился на правой стороне груди, выше знака за окончание учебного заведения.
***
При спуске противолодочного крейсера "Москва" со стапелей Николаевского Черноморского судостроительного завода рабочие подарили офицерам корабля памятный медный значок в виде крыльев с якорем и звездочкой. Подобное повторилось и в декабре 1975 г. при передаче заводом флоту авианосного крейсера - "Киев". Идея этого знака органически вошла в жизнь экипажа, где корабельные умельцы стали шить их витой нитью из золотистой канители. В 1979 г. во время смотра корабля ГК ВМФ Адмиралом флота Советского Союза С.Г. Горшковым командир крейсера капитан 1-го ранга В.Н. Пыков обратился к нему с просьбой придать этому знаку официальный статус, на что получил от Главкома "добро". Однако приказа на учреждение так и не последовало, хотя у членов экипажа знак пользовался популярностью и с гордостью носился при парадно-выходной форме одежды. С «Киева» знак конечно же перекочевал и к экипажам его младших собратьев – ТАКР «Минск», «Новороссийск», «Баку» (Адмирал «Горшков»).
Много позже моряки ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" на свой страх и риск заказали на Ленинградском монетном дворе знак в двух вариантах: желтого металла - для командного состава, и белого - для инженерно-технического. Так как ЛМД в качестве образца был представлен шитый вариант знака, то заводскому художнику С.А. Корнилову пришлось заново разработать его эскиз. Заказ был выполнен в 1992 г. тиражом 3000 экземпляров.
От себя могу добавить, что знак носился офицерами (отнюдь не всеми) и некоторыми мичманами. Ну и моряками, «сыгравшими» ДМБ, само собой, наиболее «продвинутыми» в плане соответствующей подготовки!