С одного из многочисленных форумов: "Аланг — формально так называется маленький городок, а фактически это огромная территория, расположенная на побережье Камбейского залива (Индия). Она представляет собой беспорядочное нагромождение гигантских складов вперемешку с хижинами, где живут рабочие. Эта местность идеально подходит для разборки отслуживших свое кораблей: широкие пологие пляжи, регулярно затопляемые приливом, — уже готовые «доки», не нуждающиеся в дополнительном оборудовании. Территория разбита на четыре сотни площадок (их здесь называют платформами), куда и загоняются корабли для последующей разборки. По-настоящему высокие приливы случаются два раза в месяц и именно в этот период предназначенные на слом крупнотоннажные суда занимают свои места на площадках. Здесь одновременно трудятся от двадцати до сорока тысяч рабочих три сотни человек за пару месяцев разбирают любой корабль целиком, включая корпус. Здесь живет и работает беднейшая часть населения — платят немного, а труд физически необычайно тяжел, несмотря на то, что ломать — не строить. Ведь любое мало-мальски крупное судно представляет собой очень сложный организм: сталь, пластик, декоративная обивка, километры трубопроводов и электрической проводки, сервоприводы и части двигателей, радары и спасательные жилеты, зеркала в салонах и медные дверные ручки — все имеет свою ценность, и компании, занимающиеся скупкой и разборкой старых судов, требуют от своих сотрудников, чтобы ничего не пропадало даром. Мебель, приборы и прочая «начинка» поступят на склады и оттуда, после соответствующей оценки, — в широкую продажу. Аланг — это огромная «комиссионка», где желающие могут купить подержанные компасы, радары и другие приборы, приобрести ковровую дорожку или зеркало, 'шлюпку или спасательный плот. Все это стоит недорого — основной капитал разборщики сколачивают на продаже судовых корпусов в металлолом. В процессе разборки судна от рабочих требуется очень жесткое соблюдение экологии: остатки топлива и смазочных материалов аккуратно сливаются в первую очередь — ни капли не должно попасть в воду. Правда, стоит заметить, что о технике безопасности здесь даже и не слыхали. По окончании разборки с площадки собираются даже самые маленькие железные обломки — все идет в металлолом. Когда работа полностью закончена, невозможно себе представить, что еще пару недель назад на этом месте над пляжем возвышалась громада корабля. Разделочные площадки, предназначенные для «пускания судов на иголки», как говорят моряки, есть и в других странах, есть и у нас, в России. Но их пропускную способность не сравнить с Алангом. За год через его платформы отправляются «в последний путь» порядка полутора тысяч судов. Разборка судов, особенно боевых кораблей, — дорогой, но очень выгодный бизнес, и индийское правительство не жалеет денег для его поддержки. Ведь современный крейсер — это десятки тонн высококачественной стали и цветных металлов. А сами платформы — тысячи рабочих мест для перенаселенной Индии. Гражданские суда, включая трансатлантические лайнеры, приносят меньше прибыли, зато добираются до «кладбища кораблей» своим ходом. Боевые корабли приносят больше выгоды, но их приходится буксировать — ведь корабль стоит в строю, пока может двигаться своим ходом. Здесь, на Аланге, закончили свою жизнь множество советских судов: лайнеры «Федор Шаляпин» и «Шота Руставели»; крейсера «Жданов», «Адмирал Ушаков» и «Мурманск»; противолодочные крейсера «Ленинград» и «Москва», «Кронштадт» и «Адмирал Макаров»... Отсюда же отправлялись в утиль американские, французские, английские лайнеры, крейсера, авианосцы. На Аланг судно приходит без государственного флага — здесь все равны и всех ожидает одинаковое будущее.
_________________ Радуйся малому, тогда и большое придет.
|