Эта фотография выполнена Александром Дранковым - пионером российского художественного кинематографа.
100 лет назад 28 октября (15 октября по ст. ст.) 1908 года в Санкт-Петербурге состоялась премьера первого русского художественного фильма «Понизовая вольница» («Стенька Разин и княжна»). Лента шла всего 8 минут в сопровождении игравшего в зале тапёра. Как мы помним, первая кинематографическая лента Луи и Огюста Люмьеров была впервые показана в Париже, в подвале Гран-кафе на бульваре Капуцинок 28 декабря 1895 года. Россия успела познакомиться с кинематографом в мае 1896 года, за несколько дней до коронации последнего русского императора, так что торжества в Кремле уже были запечатлены на пленку. Вскоре "иллюзионы", демонстрировавшие хронику, документально-видовые и первые игровые ленты, стали появляться во всех крупных городах страны.
В разных городах России нашлись инициативные люди, рискнувшие вложить силы и деньги в новое дело. Но раньше всех остальных на на это решился Александр Дранков (30.01.1886 – 09.01.1949).Дранков поначалу занимался фотографией в Севастополе. Потом в Петербурге, где он открыл собственное фотоателье. Человек исключительной энергии и работоспособности, Дранков использовал все возможности, чтобы стать первым в своем деле: из Лондона он привез новейшую электроосветительную аппаратуру и неизвестную до того в России зеркальную камеру, позволявшую делать моментальные снимки. Фотографии, сделанные Дранковым, печатались в отечественных, а также английских и французских журналах. Он получил звание "поставщика двора Его Величества", а в 1905 году в возрасте 25 лет стал думским фоторепортером.
В Париже Дранков познакомился с кинопроизводством и осенью 1907 года открыл первое в России кинематографическое ателье. Однако несмотря на бурное развитие кинематографа в России, понадобилось целых 12 лет, чтобы на экранах Москвы и Петербурга появился первый русский игровой фильм.
Одна из легенд тех времен гласит, что идея создания первой русской «фильмы» с участием актеров у Александра Дранкова совершенно случайно. Находясь в состоянии легкого алкогольного подпития в роскошном ресторане, Дранков впервые услышал популярную до сей поры песню «Из-за острова на стрежень» и тут же записал ее слова на манжете своей белой рубашки. Проснувшись утром, перечитал записанное. И – эврика! Его осенила идея адаптировать песенный сюжет для экрана. Сказано – сделано. Дранков спешно нанял «сценариста», сговорчивых театральных актеров из «массовки», арендовал соответствующий реквизит и выехал снимать «набежавшую волну». Только не на Волгу, а на близлежащий пруд, где, собственно, несчастная княжна и была брошена за борт челна удалым казаком в исполнении петербургского театрального актера Е.Петрова-Краевского.
Эта картина под названием «Понизовая вольница» («Степан Разин») и вошла в историю российского кинематографа как первая отечественная игровая лента. В ней было занято около 100 актёров. Сегодня она смотрится с улыбкой – актеры размахивают руками, таращат глаза и изо всех сил напрягают «мимику лица». Грубый грим, элементарные способы съемки… Но для той поры это был супер-хит, принесший Александру Дранкову приличную прибыль.
28(15) октября 1908 года "Первая русская историческая кинематографическая картина "Стенька Разин" (жизнь "Понизовой вольницы")" была показана публике. Успех был грандиозный. В газетах печатались восторженные отзывы, провинциальные прокатчики засыпали Дранкова заказами.
Для "Понизовой вольницы" по заказу Дранкова была написана специальная музыка. Ее сочинил директор Московской консерватории, известный композитор Михаил Ипполитов-Иванов. Это была увертюра, предполагавшая дальнейшее, по ходу фильма, исполнение песни "Вниз по матушке по Волге".
Воздействие же на публику самой песни во время демонстрации фильма "Понизовая вольница" Дранков прогнозировал абсолютно точно. В специальном циркуляре, который он заранее разослал прокатчикам еще до выхода фильма на экраны, Дранков писал: "По преданию всем нам знакомая и родная песня "Вниз по матушке по Волге" сложена товарищами Стеньки Разина. Прошло с той поры два столетия, и эта песня стала народной и тесно связалась с именем волжского ушкуйника. Песню эту знает всякий русский человек, ее поют в концертах, бомонде и в бедной семье крестьянина".
Дранков оказался прав! Любая аудитория в любом кинотеатре мгновенно откликалась на мелодию песни, а то и подхватывала ее, подпевая на протяжении демонстрации всего фильма.
http://www.liveinternet.ru/users/nadynrom/post88393397/