Севастопольцам поставили в пример лондонцев, вскладчину выкупивших любимый паб► Показать
28 октября 2025
Сохранять или не сохранять невзрачное здание бывшей чебуречной в Артбухте со внезапно отрывшейся красивой и продолжительной историей? Какие способы решения таких вопросов существуют в других странах, и что мешает нам действовать так же? Эти крайне интересные вопросы возникли в эфире программы ForPost «На троих».
Пример чужого города
Одним из участников программы был экс-директор департамента архитектуры и градостроительства Севастополя Александр Моложавенко. Говоря о способах сохранить аутентичность центральной части города и отдельных городских объектов, он обратился к практике других стран.
В Финляндии, например, законодательством предусмотрен приоритет интересов муниципалитета по отношению к другим, в том числе частным, интересам.
«У нас, например, изъятие земельных участков возможно только под инженерно-транспортную инфраструктуру. Я смотрел судебную практику: в некоторых регионах оспаривается даже изъятие под школы и детские сады. В финском законодательстве, если общество в этом заинтересовано, можно изъять и под парк, и под другие нужды», - отметил Моложавенко.
Поделился он и тронувшей его историей из Соединённого Королевства:
«Англия, небольшой городок, названия которого сейчас не помню, рядом с Лондоном. В этом городке существует паб, которому 300 лет. Меняются поколение за поколением, последний владелец умирает, и какой-то следующий владелец земли продает ее лондонской фирме, которая хочет из паба сделать гостиницу».
Местных жителей такое решение не устроило, причем настолько, что они решили этот вопрос собственными силами. Однако на митинги не выходили: помогло именно приоритетное право муниципалитета выкупить земельный участок у владельца.
«Там всего-то около 10 тысяч жителей, но они сбрасываются по 2 тысячи фунтов каждый, выкупают этот земельный участок вместе с объектом, и он становится собственностью муниципалитета. Вот это, я понимаю, общественная активность – когда люди понимают, знают и готовы отдать свои собственные деньги, чтобы их историческое наследие осталось. Не просто «я хочу что-то сохранить», а реальная позиция», – подчеркнул Моложавенко.
Найти своё решение
Чуть позже разговор зашел о бывшей чебуречной на набережной Корнилова, сохранить которую недавно предложили в Севастополе. Ее планируется снести во имя благоустройства Артбухты, целый ряд объектов. Однако непрезентабельное сегодня строение оказалось со сложной и славной судьбой.
Здание на набережной Корнилова, 2Б, было построено примерно в 30-е годы прошлого века как часть Института физических методов лечения. Главное здание института появилось еще до революции. А вот в 1929-м–30-х годах на наб. Корнилова, 1, был возведен еще один корпус (позже в нем был роддом, потом – институт последипломного образования, сейчас – Институт развития города СевГУ) и небольшой павильон на берегу (та самая чебуречная).
«Он (павильон. – Ред.) пережил войну, был восстановлен с заменой двух окон со стороны моря на двери, затем в конце 1970-х появилась пристройка, которая вскоре стала капитальной, потом здание оштукатурили и побелили, и, наконец, нарисовали чебуреки», – рассказал автор сообщения в группе «Архитектура Севастополя».
Процедуры, которые должны пройти все идущие под снос объекты в исторической части Севастополя, эту историю почему-то не выявили. Предложение сохранить и восстановить здание прозвучало от краеведов, когда стало известно о планируемом сносе.
Однако здание охранного статуса не имеет, перспективами его присвоения в Севнаследии не обрадовали, и сносу ничто не мешает. Ну и главный вопрос – а стоит ли этого добиваться?
Александр Моложавенко от ответа на этот вопрос воздержался, подчеркнув, что его мнение субъективно и что принять то или иное решение может лишь Севнаследие на основании заключения специалистов о культурной и исторической ценности здания. Ибо не каждый старый объект, как и найденная на чердаке пыльная картина, может считаться достойным охранного статуса.
С этим нельзя не согласиться – иначе пришлось бы признать, что лет через 100 наши потомки должны будут сохранять все, что нагородили в Севастополе за последние годы, включая кривоватые магазинчики.
«Было ли это здание частью ансамбля? Есть ли в нем архитектурная ценность, какие-то первые использованные в Севастополе детали или уникальное техническое решение, как в доме на шарах? Я сейчас не даю оценку, но хорошо – мы решаем его сохранять. Объект культурного наследия регионального значения идет на баланс города Севастополя. Значит, под него должны быть выделены соответствующие средства на содержание, на обслуживание и так далее. Может ли он быть отдан в собственность частнику? Может. Но частник посчитает, сколько будет стоить привести его в тот вид, который мы видим на довоенной фотографии, и будут ли эти затраты окупаться», – говорит Моложавенко.
Сам он считает, что как в одном, так и в другом случае сквер здесь разбить вполне можно.
«Если здания не будет, можно сделать большой сквер, благоустроить, и там будет комфортно находиться. Если же будет, скверик можно сделать за ним. Но все эти временные наслоения, конечно, надо убрать», – добавляет он.
Скверик, конечно, обойдётся городу дешевле. А предложение скинуться на первозданный вид строения вряд ли кто-то озвучит. И даже если это случится, что-то подсказывает, что шансов у здания сегодняшней чебуречной нет.
(по материалам ForPost)
Как по мне - надо срочно снести монструозный бело-синий новодел, хорошо видный на заднем плане и смотрящийся на лице города, как бельмо не глазУ.