Главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, заместитель директора Центра трудовых исследований ВШЭ
Ростислав Капелюшников в своей монографии
«Эскалация вакансий на российском рынке труда (динамика, структура, триггеры)», 2024, ВШЭ, рисует весьма мрачные перспективы российского рынка труда:
«В настоящее время практически все потенциально значимые источники пополнения рабочей силы уже исчерпаны. Безработица поддерживается на минимальном уровне, так что увеличение занятости за счёт дальнейшего сжатия пула безработных почти невозможно; «затягивание» в занятость молодёжи означало бы снижение её охвата высшим образованием, что отрицательно повлияло бы на накопление человеческого капитала; экономическая активность женщин с детьми и без того находится уже на высокой отметке; активизация занятости среди пожилых сверх того, что способна дать пенсионная реформа, практически невероятна.
И это - на фоне неблагоприятной демографической ситуации, когда, по прогнозам, в ближайшее десятилетия численность занятых может снизиться на 5-10 млн человек.
Единственным реальным резервом остаётся, по сути, только «импорт» рабочей силы из-за рубежа. Но и на этом пути имеются серьезные ограничения, если учесть, что главным поставщиком трудовых мигрантов для российской экономики традиционно выступали страны
Средней Азии.
Во-первых, для жителей этих стран всё шире открываются другие внешние рынки труда, прежде всего - китайский. Во-вторых, в этих странах в трудоспособный возраст начинают вступать намного меньшие по численности молодёжные когорты, так что контингент потенциальных трудовых мигрантов будет сжиматься. В-третьих, из-за различий в темпах экономического роста разрыв в уровнях дохода между Россией и странами Средней Азии, скорее всего, будет сокращаться. Соответственно, выезд на заработки в Россию будет становиться для их жителей относительно менее привлекательной опцией.
С учетом этих ограничений активизация трудовой миграции, даже если она произойдёт, едва ли окажется значительной. Даже прирост доли трудовых мигрантов в общей численности занятых на 1-2 п.п. не сможет компенсировать потери в рабочей силе, ожидаемые в ближайшие десятилетия».
Получается, в ситуации долговременного дефицита работников единственный выход - отраслевая трансформация российской экономики.
Какими-то отраслями придётся жертвовать, чтобы перераспределить Труд. На ум приходит только одно направление - силовые органы и ВПК после завершения «известной фазы». Но возникнет другой вопрос - их компетенций всё равно не хватит закрыть все дефицитные направления Труда: например, из сержанта или фрезеровщика вряд ли выйдет врач (а медицинские специальности - одни из самых дефицитных сегодня).
Кстати, весьма вероятно, что если в 2025 году начнётся просадка строительной отрасли, то она вынуждена будет избавиться от сотен тысяч работников.
Отправлено спустя 17 минут 51 секунду:
rota писал(а): ↑08 дек, 2024, 7:14
пишут на снятии санкций , в феврале , можем и 90 сходить
Кто пишет? Да и с чего бы их снять должны? Наоборот, еще один пакет обсуждают.
не подписан на политик и военные сми
политика - это как спорить о вкусах , не это очень умно
военное ремесло - в ген штабе не служил , подготовку в чвк Вагнер не проходил , что происходит в Дамаске , понятие не имею
с финансами все проще
сходил в магаз и замерил инфляцию )
но и Хазина , и ему подобных не читаю
не понимаю о чем , и к чему и зачем это он
какую-то херню несет
об инфойиганах
публика хитражопая
покупают все классы активов от иголки до батона
и когда что-то выстреливает , это животное выпрыгивать из штанов и давай орать что он знал
поэтому читаю йа спекулянтов
кто шкурой в игре
невозможно мирное соглашение без снятия санкций
все не снимут
макдональдс вернут , карты виза итд по мелочи
на этом позитиве рупь в моменте укрепится
пс
будущего никто не знает
если бы мы знали будущие , то предприняли определены шаги
и эти шаги изменили будущие
по этому все мерится вероятностью и рисками
вот такие дела