Sevastopol.info

Севастопольский городской Форум
основной сайт :: погода (⇑27.4°C, ⇓752 мм.рт.ст.) :: рад.фон 9 мкр/ч :: мы в instagram :: наш telegram :: размещение рекламы
Текущее время: 21 июл, 2019, 11:43

Часовой пояс: UTC+03:00




Начать новую тему  Ответить на тему  [ 81 сообщение ]  На страницу Пред. 1 2 3 4 След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: К столетию гибели ПЛ "КАМБАЛА"
СообщениеДобавлено: 16 фев, 2009, 14:33 
Не в сети
**

Зарегистрирован: 25 мар, 2008, 15:41
Сообщения: 361
Репутация: 12
Ребята, чтобы "не погибнуть в фарисействе" - давайте лучше поговорим о истории и что есть из информации о первоначальном виде памятника. Т.к. траву выкосить -можно к 100-летию, а вот привлечь к этому мероприятию как можно больше людей - намного сложнее. :D

_________________
Больше о друзьях, чем о себе.


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: К столетию гибели ПЛ "КАМБАЛА"
СообщениеДобавлено: 13 апр, 2009, 15:00 
Не в сети
**

Зарегистрирован: 25 мар, 2008, 15:41
Сообщения: 361
Репутация: 12
...вот ещё один документ из журнала "Огонек" 1912 года №-7 - присланный мне глубоуважаемым историком по Российскому флоту и коллекционером В.В. Верзуновым (Эстония. Талинн)

Изображение

...в статье фигура АНГЕЛА видна в полный рост... Но тем не менее, может из аборигенов-севастопольцев посмотрит фотоальбомы своих дедушек и бабушек, вдруг! что-то найдется в семейных архивах. :D

_________________
Больше о друзьях, чем о себе.


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: К столетию гибели ПЛ "КАМБАЛА"
СообщениеДобавлено: 26 апр, 2009, 14:45 
Не в сети
Ctrl-C + Ctrl-V
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 май, 2007, 19:41
Сообщения: 4944
Репутация: 775

Откуда: улица Адмирала Макарова
Севастопольская общественно-политическая газета "КОЛЕСО" №15 (145) апрель 2009г.
"29 мая 2009 года -100 лет со дня гибели русской подводной лодки «Камбала»
Изображение
Список безвозвратных потерь подводного флота России на Черном море открыла подводная лодка «Камбала», получившая это название при зачислении в списки судов Российского Императорского Флота и погибшая на второй год существования Черноморского Подплава.

«Камбала» - торпедная подводная лодка типа «Карп», заложена в мае 1904 года на судоверфи «Deutshe Werke Kiel AG» в Киле (Германия) по проекту Р.Эквиллея, по заказу Морского Ведомства России, заводской номер – «111». 4 августа 1906 года зачислена в списки кораблей Балтийского флота как подводная лодка «Камбала». В июне 1907 года спущена на воду. 8 сентября 1907 года официально принята в казну. 22 апреля 1908 года отправлена по железной дороге из Либавы в Севастополь и вошла в состав Черноморского Флота.
Изображение
Молебен по случаю подъема Андреевского флага

Отдельный дивизион подводных лодок Черноморского Флота стал состоять из пяти подлодок: двух американской постройки - «Судак» и «Лосось» и трех германской постройки – «Камбала», «Карп» и «Карась», специально предназначавшихся для усиления Черноморского Флота.
Изображение
Переход подводных лодок «Карп», «Камбала» и «Карась» из Киля в Либаву

Корпус каждой подводной лодки состоял из семи частей, каждая из которых выполнялась из сварных листов и не имела шпангоутов, а отдельные части соединялись болтами. Имелось три входных люка, причем носовой люк использовался для погрузки торпед. Семь балластных наружных цистерн располагались между двойными корпусами: три в носу, две – побортно в районе машинного отделения и две – в корме. Для осушения внутренних цистерн устанавливались помпы, а внешний балласт продувался сжатым воздухом. Имелся откидной спасательный киль весом 3.5 тонны. На каждой лодке устанавливались по два керосиновых двухсотсильных мотора Кертинга, оказавшихся малоудачными и демаскировавшие лодку клубами белого дыма при плавании в надводном положении. Два электромотора в 220 л.с. работали на винт и обеспечивали скорость подводного хода - 8.8 узла; надводного - 10.8 узла. Дальность плавания в надводном положении - 1800 миль, в подводном – 60 миль. Экипаж подводной лодки - 28 человек. Водоизмещение «Камбалы»: надводное - 205 тонн; подводное - 236 тонн. Длина - 39.6 метра, ширина-2.7 метра, осадка-2.61 метра. Время погружения составляло не менее 10 минут. Полутарокорпусная лодка вооружалась одним трубчатым торпедным аппаратом (457мм). Артиллерийского вооружения на лодке не имелось.
Изображение
"Камбала" в Севастополе

29 мая 1909 года в 23 часа 27 минут подводная лодка «Камбала» потеряна у Севастополя в результате аварии (столкновение со своим линейным кораблем «Ростислав»). 20 января 1911 года официально исключена из списков Российского Императорского Флота.

Весной 1909 года «Камбала» принимала участие в учениях Черноморского Флота. По плану, 29 мая подводная лодка «Камбала» должна была «атаковать» у входа в Южную бухту черноморскую эскадру, возвращавшуюся из Евпатории. В 21 час 30 минут «Камбала» отошла от борта своей базы – линейного корабля «Двенадцать апостолов» и взяла курс в сторону Стрелецкой бухты. Командовал ею лейтенант М.Аквилонов (командир ПЛ – граф Келлер был в отпуске), на борту лодки находился капитан 2-го ранга Н.М.Белкин – сын участника Синопского сражения и 349-дневной обороны Севастополя контр-адмирала М.Ф. Белкина.
Изображение
Капитан 2 ранга Н.М.Белкин

В те времена считалось невозможным подводным лодкам атаковать ночью. 23 мая 1909 года на совещании офицеров Николай Михайлович Белкин 2-й доказывал возможность ночных атак, и после долгих дискуссий вызвался провести такую атаку сам. Как ни осторожничало командование флота, но все же разрешило провести эксперимент. В намеченном месте лодка застопорила машины и стала ждать эскадру. Была темная южная ночь. Оставив у перископа лейтенанта М. Аквилонова, капитан 2-го ранга Н.М.Белкин принял решение всплыть и произвести атаку в надводном положении. Дождавшись в темноте подхода неожидавшей встречи с «противником» эскадры, «Камбала» успешно провела учебную атаку на головной корабль «Пантелеймон» (бывший «Потемкин»). Закончив атаку, командир отряда начал маневр, решив лечь на параллельный эскадре курс. Находившийся на мостике лейтенант М.Аквилонов отвлекся от выполнения маневра и внезапно увидел перед собой движущуюся эскадру. Столкновение было неизбежно. Подводная лодка попала под форштевень линейного корабля «Ростислав» и, рассеченная на две части, затонула на глубине 56 метров. Весь экипаж погиб. Спасен был только лейтенант М.Аквилонов, которого в момент столкновения смыло с мостика подводной лодки.

Эта первая в истории Подплава катастрофа широко освещалась тогдашней прессой, а обстоятельства происшествия стали предметом тщательного и всестороннего разбирательства в Морском Ведомстве Российской Империи. Работала комиссия Морского технического комитета под председательством капитана 1-го ранга М.Н.Беклемишева. В Российском Государственном Архиве ВМФ в Санкт-Петербурге хранится полный пакет документов, в которых исчерпывающе рассматривается гибель подводной лодки «Камбала» и всего ее экипажа. Привожу полный текст итогового документа следствия по делу о гибели «Камбалы» - доклада по Главному Военно-Морскому Судному Управлению:

«29 Мая сего года, около 11 ½ часов вечера, подводная лодка «Камбала», производя, под командою временно исполняющего обязанности командира корабля Лейтенанта Михаила Михайловича Аквилонова, учебную атаку возвращающегося в Севастополь действующего отряда судов Черноморского Флота, получила удар тараном линейного корабля «Ростислав» в правый борт, сзади рубки, и затонула на глубине 28 сажен (примерно 60 метров, фактическая глубина моря на месте гибели «Камбалы» - 55 метров), причем погибли находившиеся внутри лодки: заведующий отрядом подводного плавания в Черном море Капитан 2-го ранга Николай Михайлович Белкин 2-й, помощник командира корабля Мичман Дмитрий Александрович Тучков, минный кондуктор Фрол Иванович Сальников и 17 человек нижних чинов; командовавший - же лодкою Лейтенант Аквилонов, бывший во время атаки наверху, над боевою рубкою, был сбит за борт, но затем был поднят из воды шлюпкой-шестеркой с крейсера «Память Меркурия».

По сему делу были привлечены в качестве прикосновенных лиц командовавшие: линейным кораблем «Ростислав» - Капитан 1-го ранга Алексей Дмитриевич Сапсай 2-й и подводною лодкою «Камбала» - ныне отставной Лейтенант Аквилонов.

Рассмотрев настоящее дело, Военно-Морской Суд Севастопольского порта признал установленным, что вечером означенного числа подводная лодка «Камбала», по распоряжению Капитана 2-го ранга Белкина, вышла в море для учебной атаки отряда действующего флота.

Пройдя по створу Инкерманских маяков до Стрелецкой бухты, лодка легла вправо от створа, в расстоянии 3-4 кабельтовых от него, и стала выжидать появления отряда, застопорив машины и давая временами ход для сохранения своего места. Ночь была тихая, но темная и безлунная. Незадолго до появления отряда люк лодки был задраен, наружный балласт заполнен и лодка полупогрузилась, заняв положение, среднее между боевым и подводным.
Изображение
Лейтенант Аквилонов, убедившись в том, что управлять лодкою по перископу невозможно, остался наверху, куда ему и была передана переговорная трубка. Заметив около 11 ¼ часов вечера дым судов и доложив об этом капитану 2-го ранга Белкину, Лейтенант Аквилонов дал ход и пошел навстречу отряду, который в составе линейных кораблей: «Пантелеймон», «Ростислав», «Три Святителя» и крейсера «Память Меркурия» шел в Севастополь по створу Инкерманских маяков, 12-ти узловым ходом, с закрытым огнем, в строе кильватерной колонны, причем расстояние между кораблем «Пантелеймон», шедшим головным, и следовавшим за ним кораблем «Ростислав» было ¾ кабельтова.

О том, что атаки подводными лодками будут производиться, на отряде было известно из расписания, но атаки эти предполагались первоначально только в лунную ночь; при этом никаких подробностей подобных атак установлено не было, и условных огней подводной лодки на отряде не знали.

В 11часов 26 ¼ минут вечера на линейном корабле «Пантелеймон» был замечен по носу, левее курса, в расстоянии 2 ½ кабельтовых от корабля, у самой воды белый яркий огонь, принятый за огонь рыбачьей шлюпки, который вскоре потух, а через ¾ минуты на траверзе показалась подводная лодка, в расстоянии не более ½ кабельтова. Лодка шла сходящимся курсом под острым углом около 30 градусов, пока командир ее не счел атаку удавшейся, после чего положил лево руля, пытаясь лечь на параллельный курс, но это ему не вполне удалось, и курс остался несколько сходящимся.

В этот момент на лодке было сделано несколько вспышек, которые были прекращены, когда лодка прошла корму корабля. Эти же вспышки были замечены и на линейном корабле «Ростислав», слева, на расстоянии около 1 ½ кабельтова, и также приняты первоначально за огонь рыбачьей лодки, почему командир корабля приказал влево не отворачивать и следить за показавшимся, а затем скрывшимся огнем. Вскоре после того, как огонь погас, он опять был замечен на корабле «Ростислав», но уже ближе к кораблю, саженях с 15-ти впереди от него и на таком же расстоянии влево от курса; причем в этот момент был ясно усмотрен силуэт подводной лодки. Старший штурманский офицер {линейного корабля} немедленно скомандовал «Лево на борт!», а командир корабля дал полный задний ход, но машины не успели забрать заднего хода и, через 2-3 секунды, форштевень корабля ударил в правый борт подводной лодки; подводная лодка опрокинулась на левый борт, вывернулась носовой частью вправо, прошла по правому борту корабля и, не доходя до места правого судового выстрела, затонула.

Вместе с сим Суд признал, что причиною настоящего несчастного случая была неосторожность Лейтенанта Аквилонова, выразившаяся в том, что он прошел с вверенной ему лодкой в слишком близком расстоянии от головного корабля отряда; в действиях капитана 1-го ранга Сапсая Суд не усмотрел никаких упущений или нарушений правил кораблевождения.

Посему, Военно-Морской Суд, приговором 20-го Августа сего года, определил: отставного Лейтенанта Аквилонова за неосторожное управление подводною лодкою «Камбала», имевшее последствием гибель этой лодки и находившихся в ней офицеров и команды, подвергнуть заключению в крепости на шесть месяцев, без ограничения прав и преимуществ, и передать церковному покаянию по распоряжению духовного начальства; действия же Капитана 1-го ранга Сапсая 2-го признать правильными и законными.

Приговор этот, согласно 1130-й статье Военно-Морского Судебного Устава, всеподданнейше поверяю на ВЫСОЧАЙШЕЕ ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА благоусмотрение».
Доклад подписан Главным Военно-Морским Прокурором тайным советником Н.Г. Матвеенко и может быть датирован периодом времени между 20 августа (отмеченный выше день вынесения приговора судом) и 5 ноября 1909 года.

Именно в этот день Морской министр вице-адмирал С.А.Воеводский, находящийся в резиденции Императора Николая II в Ливадии, сделал на оригинале приведенного выше документа следующую пометку: «Собственно ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою написано: «Согласен».
Изображение
Первоначальный вид могилы экипажа "Камбалы

Лейтенант М.Аквилонов тяжело переживал трагедию. Имея душу и понятие настоящего русского морского офицера, и думая, как полнее искупить вину, он написал Николаю II несколько прошений об усилении приговора, и тот лишил его звания, дворянства, всех прав и преимуществ.

Единственным спасенным из экипажа подводной лодки «Камбала» оказался временно исполняющий обязанности ее командира лейтенант Михаил Михайлович Аквилонов, хотя в газетах первоначально сообщалось, что, кроме него, спаслось еще 3 матроса. Вместе с «Камбалой» погибло 20 черноморских подводников:

Белкин 1-й Николай Михайлович (1872-1909) – капитан 2-го ранга, заведующий Отрядом подводного плавания в Черном море, обеспечивающий временно исполняющего обязанности командира корабля.
Тучков Дмитрий Александрович (1886-1909) – мичман, помощник командира корабля.
Сальников Фрол Иванович (1879-1909) – минный кондуктор.
Демидкин Дмитрий … (1884-1909) – рулевой боцманмат.
Латонов Михаил … (1885-1909) – рулевой боцманмат.
Шама-Соломенный Кузьма … (1882-1909) – боцманмат-минер.
Данилюк Иван … (1886-1909) – рулевой квартирмейстер.
Плотников Андрей … (1884-1909) – рулевой квартирмейстер.
Базыка Андрей … (1884-1909) – минный квартирмейстер 1-й статьи.
Омельченко Даниил … (1884-1909) – минный квартирмейстер 1-й статьи.
Грошев Алексей … (1884-1909) – машинный картирмейстер 1-й статьи.
Королев Владимир … (1881-1909) минно-машинный квартирмейстер 1-й статьи.
Лаиок Иван … (1884-1909) – минно-машинный квартирмейстер 1-й статьи.
Шоронов Иван … (1885-1909) – минно-машинный квартирмейстер 1-й статьи.
Парамошкин Тимофей … (1885-1909) – машинный квартирмейстер 2-й статьи.
Прилепа Иван … (1886-1909) – машинный квартирмейстер 2-й статьи.
Богатырев Иван … (1886-1909) – машинист 1-й статьи.
Гридян Владислав … (1878-1909) – машинист 1-й статьи.
Казаринов Петр … (1886-1909) – минный машинист 2-й статьи.
Федоров Константин … (1884-1909) – минный машинист.
Изображение
Рубка п.л. "Камбала" 2009 г.

Кроме того, при попытке спасения затонувшей подводной лодки «Камбала» и членов ее экипажа 30 мая 1909 года от кессонной болезни скоропостижно скончался командированный на эти работы водолазный боцманмат транспорта «Березань» Ефим Бочкаленко (1884-1909). Спуски пришлось прекратить. Безрезультатной оказалась и попытка завести 24-мм стальной трос, чтобы отбуксировать корпус лодки на мелководье прямо по грунту.

Утром 8 июня в Севастополь приехали водолазы-добровольцы из Кронштадской школы водолазов со своим снаряжением. Начальник школы капитан 1-го ранга М.К. фон Шульц был назначен руководителем водолазных работ, его помощником - водолаз Севастопольского порта Ф.А. Шпакович. В группу вошли также 8 водолазов Черноморского отряда подводного плаванья.

28 июля начались спуски. Для работ использовался специальный плашкоут, представляющий собой стальную коробку длиной 39 метров, шириной-12.6 метра, высотой-6 метров. Понтон был разделен на восемь отсеков, которые можно было затапливать и осушать. Понтон затапливали по верхнюю палубу, соединяли стальными стропами с корпусом «Камбалы» и осушали до осадки 4 метра.
Изображение
"Камбала" в ДОКе после поднятия (носовая часть)

Корпус лодки поднимался, и всю систему буксирами перетягивали на более мелкое место. Таким ступенчатым способом удалось поднять носовую часть погибшей подлодки, и 9 сентября 1909 года ее ввели в Лазаревский ДОК. В сухом ДОКе из лодки откачали воду и убрали заполнившую ее тину. Эта работа закончилась только к часу пополуночи 12 сентября. Кормовую часть «Камбалы» предполагали поднять летом 1910 года, но работы осуществлены не были. Место нахождения кормовой части было утеряно, и летом 1932 года специалистам ЭПРОНа ее так и не удалось найти.

Первый осмотр лодки происходил в присутствии начальника Морских Сил Черного моря и прокурора Севастопольского Военно-Морского суда. Следов удара в месте разреза лодки обнаружено не было, а ее излом, в результате которого отвалилась корма, прошелся по соединительному фланцу. По словам очевидцев, лодка была «как бы срезана бритвой». Люк боевой рубки оказался не задраен, и через него все увидели тела Белкина, Тучкова и рулевого Данилова. Были извлечены тела еще двенадцати подводников - Д. Демидкина, М. Латонова, И. Данилюка, А. Плотникова, А. Базыки, А. Грошева, В. Королева, И. Шоронова, И. Прилепы, В. Гридяна, П. Казаринова, К. Федорова - все они лежали ничком, головой по направлению к офицерскому отделению, в котором находился резервуар с запасом воздуха.
Изображение
Нижние чины "Камбалы"

Тела офицеров были положены в металлические гробы и отправлены в Адмиралтейский собор Севастополя. Тела матросов перенесли в Морской госпиталь, затем погрузили на баржу и перевезли в Херсонесский монастырь. Траурный день должен был начаться с погребения этих, как говорилось тогда, «мучеников долга», которых провожали в последний путь как героев. С раннего утра 11 сентября на пристани были построены рота флотского экипажа и команда нижних чинов отряда подводного плавания; здесь также собрались офицеры, родственники погибших, хор портовых певчих.

Вот как описывает траурную церемонию журнал «Вестник военного духовенства»:
«Посреди баржи на устланном коврами помосте возвышались гробы жертв катастрофы, прикрытые Андреевскими флагами; вокруг гробов виднелись хоругви, иконы, а также множество венков с трогательными надписями на лентах. Тотчас послышалась команда, и баржа поплыла по бухте в направлении к Херсонесскому монастырю. Начался обряд отпевания усопших. В начале обряда соборный протоирей отец Якиманский обратился к семействам погибших с пастырским словом. Он призвал безутешных вдов и сирот покорно нести крест Великого Учителя и Господа и смириться перед Его Божественным Промыслом, а стоявших тут же моряков, примером возлежащих героев, убеждал нести тяжелую службу с готовностью во всякое время пожертвовать собою за Веру Правовславную, за дорогое Отечество и за батюшку Царя».

На стоявших в бухте кораблях были приспущены флаги. На Херсонесской пристани баржу встречало военно-морское командование, и адмиралы и офицеры на собственных руках переносили гробы на специальную повозку, которая затем повезла их на городское кладбище. Вдоль дороги, по которой двигался скорбный кортеж, был выстроен почетный караул, который затем следовал за траурной процессией. А за войсками шли тысячи жителей Севастополя – города русской морской славы.

Имя также называемого в литературе в числе погибших вместе с экипажем «Камбалы» некого «сдаточного механика Санкт-Петербургского металлического завода М.Н.Коржавина» ни в одном из архивных документов не упоминается.

Точные координаты места катастрофы «Камбалы» определены не были(!). Согласно одному их архивных документов, «положение затонувшей подводной лодки «Камбала» определено по углам: на Херсонесский маяк и Херсонесский храм – 115 градусов 30 минут, на Херсонесский храм и Братское кладбище – 35 градусов 20 минут. Место гибели лодки находится почти на створе Инкерманских маяков, в расстоянии 4-х кабельтовых от 5-го створа мерной мили».

Тело Заведующего Отрядом подводного плавания на Черном море капитана 2-го ранга Н.М.Белкина 2-го, после отпевания в Николаевском адмиралтейском соборе, на котором присутствовали командование и офицеры Черноморского флота и Севастопольского гарнизона, руководство и именитые жители города, было захоронено на территории родового поместья в селе Введенское Ярославского уезда Ярославской губернии, а тело помощника командира корабля мичмана Д.А.Тучкова, после отпевания в Николаевском адмиралтейском соборе – в Москве, на Новодевичьем кладбище. Могила мичмана Д.А.Тучкова с надписью «Погибъ во время ночныхъ маневровъ близъ г.Севастополя 29 мая 1909 г. на подводной лодке «Камбала» сохранена по настоящее время. Остальные 12 тел погибших «нижних чинов» с «Камбалы» были захоронены на городском православном кладбище Севастополя в братской могиле, сохранившейся до настоящего времени. На могиле был сооружен памятник по проекту лейтенанта Г.Ф.Дудкина на средства офицеров подводного плавания и освящен 29 мая 1912 года.
Изображение
Могила мичмана Тучкова в Москве

Памятник представлял собой поднятую со дна Черного моря боевую рубку «Камбалы», на рубке которой была установлена мраморная фигура скорбящего ангела и две мемориальные доски с посвятительным текстом. В период Второй Мировой войны памятник серьезно пострадал, корпус рубки получил повреждения от обстрела, но что самое удивительное, скульптура скорбящего ангела пережила войну (которая в городе камня на камне не оставила), но потеряла только крылья.

При подготовке к 100-летию Подводного Флота России могила первых погибших русских подводников приведена в порядок ветеранами-подводниками Морского Собрания г. Севастополя В.Стефановским, Г.Изергиным, Н.Решетниковым, А.Лубяновым, Ю.Ничиком и обнесена корабельной цепью с якорем, перед которым была установлена доска из белого мрамора с надписью «Экипаж ПЛ «Камбала» - погиб 29 мая 1909 года» и перечислением чинов и фамилий всех 12 захороненных здесь черноморских подводников.

Эта доска была утрачена, и в июле 2003 года на месте мраморной доски была установлена пластиковая меньшего размера с надписью «Погибшие на ПЛ «Камбала» 29 мая 1909 года» и с перечислением фамилий и чинов всех 20 погибших членов ее экипажа. На люке лодки была укреплена металлическая пластина с надписью: «Рубка-памятник морякам подлодки «Камбала», погибшим в море 29. 05. 1909».

В настоящее время за могилой первых погибших русских подводников никто не ухаживает, разве что, не очень часто, из-за большой занятости, находят время и приходят сюда наводить порядок совместно с работниками старого городского кладбища все те же ветераны-подводники. После проведения торжеств, посвященных 100-летию Подводного Флота России, было принято решение восстановить могилу подводников «Камбалы» в таком виде, какой она была создана в 1912 году. Морское Собрание г. Севастополя сейчас занимается подготовкой к проведению 90-й годовщины исхода русского флота из Крыма, которое будет отмечаться осенью 2010 года, поэтому в последующих годах сможет вплотную заняться восстановлением памятника первым погибшим русским подводникам с ПЛ «Камбала».

Место захоронения подводников с «Камбалы» несколько лет назад избрала для встреч группа военно-морских офицеров запаса и в отставке. Есть еще в наше время люди, помнящие и почитающие погибших подводников. Хочется им пожелать только поднимать не флаг ВМФ СССР на рубке подводной лодки, а наш, Андреевский флаг, под которым ходила русская подводная лодка «Камбала».

Кормовую часть «Камбалы» первоначально, для последующего восстановления лодки предполагалось понять летом следующего, 1910 года. Однако после обследования в ДОКе поднятой носовой части «Камбалы» от восстановления этой подводной лодки ввиду полной его нецелесообразности было решено отказаться, и поэтому кормовую часть поднимать не стали. Как выше указывалось, точные координаты места катастрофы «Камбалы» своевременно определены не были, и поэтому со временем оно было безвозвратно утеряно. Попытка его вторичного обнаружения в 1932 году и последующего подъема кормовой части «Камбалы» не увенчалась успехом.

Останки шести погибших членов экипажа подводной лодки – Ф.И. Сальникова, К. Шамы-Соломенного, Д.Омельченко, И. Лаиока, Т. Парамошкина и И. Богатырева – навечно остались на дне Черного моря на месте гибели «Камбалы» - первой погибшей русской подводной лодки.

ИзображениеВладимир Бойко,
капитан 1-го ранга запаса,
ветеран-подводник ВМФ,
Морское Собрание г.Севастополя.

_________________
Или ты имеешь право, или право имеет тебя.
(из собственных наблюдений за жизнью)


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: К столетию гибели ПЛ "КАМБАЛА"
СообщениеДобавлено: 26 апр, 2009, 16:16 
Не в сети
**

Зарегистрирован: 25 мар, 2008, 15:41
Сообщения: 361
Репутация: 12
...наслышан, наслышан. На сайте СВВМИУ. ру - эта статья уже была...
Как, впрочем, и о самом авторе - была ранее, но бичующими его (Бойко) голландцами...
Вот - http://www.veche.tver.ru/index.shtml?news=11806 -
- http://www.veche.tver.ru/index.shtml?news=13612 -

оказывается, и в славной Голландии, не без урода... :cry2:

_________________
Больше о друзьях, чем о себе.


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: К столетию гибели ПЛ "КАМБАЛА"
СообщениеДобавлено: 14 май, 2009, 0:16 
Не в сети
**

Зарегистрирован: 25 мар, 2008, 15:41
Сообщения: 361
Репутация: 12
... с сайта КОРТИК

По просьбе председателя Московского клуба истории флота Константина Борисовича Стрельбицкого размещаю информацию:

19–20 мая 2009 года в Ярославле состоятся памятные мероприятия, посвящённые 100-летию катастрофы подводной лодки «Камбала» и памяти погибшего на ней первого командира соединения подводных лодок российского Черноморского флота капитана 2-го ранга Николая Михайловича Белкина 1-го.
В частности, на 20 мая запланировано установление памятного креста на месте утраченного в советское время захоронения Н.М.Белкина на территории бывшего родового поместья в селе Введенское под Ярославлем.
Мероприятия проводятся местными светскими и духовными властями и ветеранскими организациями ВМФ Ярославля в активном сотрудничестве с редакцией журнала «Морской Сборник», Морской секцией Российского Дворянского Собрания и Московским Клубом истории флота (МКИФ).
Заинтересованные в участии в данных мероприятиях могут обратиться по всем интересующим их в этой связи вопросам к Председателю Правления МКИФ Константину Борисовичу Стрельбицкому по телефону (домашний – (+499) 165-90-88, мобильный – (+909) 151-85-85) или по электронной почте (kbszajac@yandex.ru).

_________________
Больше о друзьях, чем о себе.


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: К столетию гибели ПЛ "КАМБАЛА"
СообщениеДобавлено: 29 май, 2009, 19:41 
Не в сети
Ctrl-C + Ctrl-V
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 май, 2007, 19:41
Сообщения: 4944
Репутация: 775

Откуда: улица Адмирала Макарова
«Слава Севастополя+» № 93 от 28 мая 2009 г.
"29 мая 2009 года —— 100 лет со дня первой подводной морской катастрофы
Ангел у надгробия
Несколько штрихов к истории подводной трагедии, изложенных с помощью наших читателей.

На севастопольском городском кладбище стоит памятник первым погибшим подводникам. Рубка, перископ, металлическая доска с поименным списком. Это надгробие было воссоздано в начале 90 — х годов прошлого века по инициативе членов Клуба любителей истории Севастополя и моряков Черноморского флота. А ведь почти сто лет назад здесь был установлен один из самых удивительных и трогательных памятников нашего города. Об этом нам напомнил в своем письме из Харькова ветеран Великой Отечественной войны, кандидат технических наук, коренной севастополец А.А. Касаткин. Недавно он отпраздновал свой юбилей—85 лет.
Алексей Алексеевич прошел с нашим городом и своими земляками трудные годы становления 20 — 30 — х годов прошлого века. Воевал. В составе 128 — й горнострелковой Туркестанской дивизии участвовал в освобождении Севастополя. Память Алексея Алексеевича сохранила удивительные подробности из разных сфер городской жизни. Читателям "Славы Севастополя+" запомнились его публикации в нашей газете. Особенно интересным и познавательным был его рассказ о старом севастопольском кладбище.
"О гибели "Камбалы" в свое время писали, трагические события разбирала комиссия,—сообщает А.А. Касаткин.—А вот в вопросе о надгробии братской могилы остался пробел. Память у меня в детстве всасывала окружающее, как губка, и долго сохраняла мелкие детали. Например, щербинки на белоснежном теле ангела со следами свинца: кто — то развлекался, стреляя в ангела. Я могилу помню с рубкой, перископом и ангелом с крестом. Он стоял перед перископом, понурив голову, волосы распущены, в руках—крест из черного мрамора. Бросались в глаза необычные крылья ангела—раза в два больше принятых в православных картинах. Крылья в сложенном виде выступали над головой на размер головы. Внизу маховые перья были ниже колен. Высота ангела меньше обычного роста человека (думаю, 150 см). В 30 — е годы, когда я её увидел впервые, скульптура была целой. 9 мая 1944 года, сразу же после освобождения Севастополя, я побывал на кладбище. Ангела не было. Могу утверждать, что он исчез в отрезке времени 1942 — 1944 гг. Я не удивлюсь, если эта скульптура объявится в собрании скульптур какого — то коллекционера на Западе".

И ДАЛИ ЕЙ ИМЯ—"КАМБАЛА"

А вот историю и трагическую судьбу самой лодки многие годы изучал бывший подводник С.А. Акиндинов, в свое время окончивший СВВМИУ, а ныне живущий в Риге. Материалы Сергея Александровича также поступили к нам в редакцию. С.А. Акиндинов подчеркнул, что серьезную помощь в работе ему оказали участники исторического форума "Кортик. Флот. История. Люди", а также участники городского форума "Севастополь.info". Особую благодарность и низкий поклон за фотоматериалы и предоставленные документы он выразил А.А. Касаткину (Харьков) и В.В. Верзунову (Таллинн, Эстония).
Подводная лодка "Камбала" была заказана Морским ведомством России на судоверфи Ф. Круппа в городе Киле (Германия) 24 мая 1904 года. В тот год был подписан контракт на постройку трех подводных лодок по проекту кораблестроителя Раймона Эквиллея, испанца, который работал в конструкторском бюро известной верфи "Форж и Шантье" в Тулоне. В 1902 г. он предложил разработанный им проект подводной лодки верфи Круппа "Германия". Экспериментальная лодка "Форель" впоследствии была подарена России в качестве бонуса к заказу подводных лодок под заводскими номерами 109, 110, 111.
25 июля 1906 года "Камбала" (N 111) была зачислена в списки кораблей Черного моря. В конце лета 1907 года подводная лодка своим ходом перешла в Либаву (Лиепая), и уже 22 апреля 1908 года она была отправлена по железной дороге в Севастополь вместе с экипажем.
А вот теперь о тактико — технических характеристиках "Камбалы": водоизмещение надводное—209 тонн, подводное—235 тонн, длина—39,62 метра, ширина—3,12 метра, осадка—2,82 метра. Лодка имела два дизельных мотора по 200 л.с. и два электромотора по 180 л.с., две выдвижные вентиляционные трубы: носовую—над торпедным отсеком и кормовую—над машинным отделением. Вооружение: один 457 — мм торпедный аппарат, два 457 — мм аппарата Джевецкого. Экипаж: 29 человек.

РОКОВОЙ МАНЕВР

Весной 1909 года "Камбала" принимала участие в боевых учениях кораблей Черного моря. По плану командования 29 мая она должна была "атаковать" у входа в Южную бухту Черноморскую эскадру, возвращавшуюся из Евпатории. В 21 час 30 минут "Камбала" отошла от борта своей базы—линейного корабля "Двенадцать апостолов", взяв курс на Стрелецкую бухту. Командовал лодкой лейтенант Михаил Аквилонов, заменивший командира ПЛ "Камбала" лейтенанта графа П.Ф. Келлера, который был в двухмесячном отпуске по болезни. На борту лодки находился капитан 2 ранга Н.М. Белкин, заведующий отрядом подводных лодок Черного моря, сын участника Синопского сражения и первой обороны Севастополя контр — адмирала М.Ф. Белкина.
Новшеством во всей этой операции была ночная атака, которую на одном из офицерских совещаний предложил капитан 2 ранга Н.М. Белкин. Но так как начальство Севастопольского порта осторожничало в этом вопросе, заведующий отрядом подводных лодок вызвался сам провести этот эксперимент, на что получил "добро" от морского руководства. При полной темноте в намеченном месте лодка застопорила машины и стала ждать эскадру. Оставив у перископа командира ПЛ лейтенанта Аквилонова, капитан 2 ранга Белкин занялся расчётами торпедной атаки. По их завершении Н.М. Белкин принял решение всплыть и произвести атаку в надводном положении, не решаясь атаковать корабль "противника" из — под воды. Лодка всплыла и погрузилась в позиционное положение, то есть приняла только часть водяного балласта. Этим самым "уменьшила силуэт" и стала еще менее заметной. Дождавшись в темноте подхода "противника", "Камбала" успешно провела учебную атаку, выпустив торпеду по головному броненосцу "Пантелеймон". Затем, пройдя на близком расстоянии по его борту, командир отряда начал маневр, решив лечь на параллельный эскадре курс с поворотом влево. Стоящий на мостике командир подводной лодки или отвлекся от маневра, или неправильно рассчитал дистанцию, но лодка, маневрируя, начала смещаться вправо, не справляясь с циркуляцией хода. Этот маневр стал роковым!
Существует ещё одна версия этой ошибки командира, она приведена в книге Василия Меркушева "Записки подводника". Эта версия говорит об управлении кораблем по румпелю, когда рулевая проводка была сделана таким образом, что при команде "Право на борт" рулевой должен был вращать штурвал влево, и наоборот. Возможно, ошибка произошла именно из — за неправильно выполненных действий. Но, как бы там ни было, в 22 часа 30 минут 29 мая подводная лодка "Камбала" была протаранена форштевнем броненосца "Ростислав", в результате чего была разрезана пополам и затонула.
Погиб весь экипаж субмарины—20 человек.
Сыгранная на броненосце "Ростислав" тревога и включенные прожекторы, прорезавшие темноту южной ночи, обнаружили в море только одного человека, отчаянно боровшегося за свою жизнь. Шлюпка подобрала находившегося в полубессознательном состоянии временно исполняющего обязанности командира ПЛ лейтенанта М. Аквилонова.

ПОД ВОДУ УШЛИ ВОДОЛАЗЫ

Утром в спешке, не приняв надлежащих предосторожностей, на место гибели подводной лодки были спущены водолазы, добровольно согласившиеся на рискованную операцию по спасению подводников на глубине 56 — 58 метров, что по тем временам было весьма прилично. Операцией руководил младший врач с линкора "Георгий Победоносец" надворный советник И. Попов, окончивший водолазную школу в Кронштадте. Начальник Морских сил Черного моря вице — адмирал В.С. Сарнавский назначил его в надежде на то, что кто — то мог остаться в живых в отсеках затонувшей "Камбалы".
Обследование затонувшей субмарины водолазами показало: две части лодки лежали на расстоянии 32 метров друг от друга. Все попытки обследовать отсеки подводной лодки изнутри успехом не увенчались, а лишь добавили к числу погибших ещё одну жертву. Через день после спусков от кессонной болезни скончался один из лучших водолазов флота Ефим Бочкаленко, который, несмотря на усталость и технические неполадки, совершил в нарушение правил несколько погружений. Дальнейшие спуски пришлось прекратить. А после расследования гибели водолаза по суду И. Попов был приговорен к церковному покаянию, гауптвахте и запрещению производства по линии. Однако через два года по прошению начальника УОПП контр — адмирала Левицкого он был помилован. Не увенчалось успехом и поднятие лодки тралом с целью отбуксировать её на отмель.
Вызванный из Кронштадта начальник водолазной школы капитан 2 ранга М.К. фон Шульц только после тщательных тренировок водолазов и подготовки специального оборудования приступил к спускам. Медицинское обеспечение проводил молодой врач С.В. Сакович. В результате 9 сентября удалось завести подъемные концы на носовую часть лодки и отбуксировать в сухой док Южной бухты. Этот подъем стал рекордным для начала XX века.

ТАК И ОСТАЛИСЬ НА БОЕВОМ ПОСТУ

Первый осмотр лодки происходил в присутствии начальника Морских сил Черного моря и прокурора Севастопольского военно — морского суда. Следов удара в месте разреза лодки обнаружено не было, а ее излом, в результате которого отвалилась корма, прошелся по соединительному фланцу. По словам очевидцев, "...лодка была как бы срезана бритвой". Люк боевой рубки задраить не успели, и через него все увидели тела Белкина, Тучкова и рулевого Данилова. В тот же день были извлечены еще одиннадцать тел—все они лежали ничком, головой по направлению к офицерскому отделению, в котором находился резервуар с запасом воздуха. Ворвавшийся водяной поток при разломе корпуса смыл их и сделал смерть мгновенной.
Кормовую часть "Камбалы" предполагали поднять летом 1910 года, но работы так и не были осуществлены. Место нахождения кормовой части было утеряно. Летом 1932 года водолазы ЭПРОНа проводили спецработы. Однако и они не сумели найти фрагмент подлодки.

СО ВСЕМИ ВОИНСКИМИ ПОЧЕСТЯМИ

Подводники были захоронены в братской могиле на военном кладбище Севастополя с почестями. Вот как описывал траурную церемонию журнал "Вестник военного духовенства" за 1909 год.
"Посреди баржи на устланном коврами помосте возвышались гробы жертв катастрофы, прикрытые Андреевскими флагами; вокруг гробов виднелись хоругви, иконы, а также множество венков с трогательными надписями на лентах. Тотчас послышалась команда, и баржа поплыла по бухте в направлении к Херсонесскому монастырю. Начался обряд отпевания усопших. В начале обряда соборный протоиерей отец Якиманский обратился к семействам погибших с пастырским словом. На стоявших в бухте кораблях были приспущены флаги. Вдоль дороги, по которой двигался скорбный кортеж, был выстроен почетный караул. А за войсками шли тысячи жителей Севастополя—города русской морской славы. Все нижние чины были погребены в одной братской могиле (ныне это старое городское кладбище, ул. Пожарова). Затем в Николаевском адмиралтейском соборе прошло отпевание офицеров Н.М. Белкина и Д.А. Тучкова. Огромный собор был заполнен народом. Жители Севастополя запрудили все примыкающие к храму улицы, стояли по всему пути траурного кортежа от церкви до железнодорожного вокзала. Прах капитана 2 ранга Белкина был отправлен в Ярославскую губернию, в его родовое имение. Он похоронен рядом с могилой отца—отставного контр — адмирала Михаила Федоровича Белкина, умершим в Санкт — Петербурге 12 февраля 1909 года, незадолго до гибели сына. А мичмана Тучкова—в Москву, он был захоронен на кладбище Новодевичьего монастыря. Могила его сохраняется там и поныне. На памятнике написано, что офицер погиб на подводной лодке "Камбала".
В газете "Крымский вестник" (N 234 за 1909 год) был напечатан список подводников, захороненных в братской могиле. Некоторых моряков обнаружить на лодке не удалось, в этом случае следовала приписка: "взят морем".

ВСПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЕННО

Кстати, ныне на реставрированной в 90 — е годы мемориальной доске на кладбище на ул. Пожарова имена погибших подводников приведены не полностью. Благодаря поискам Сергея Александровича Акиндинова стали известны не только имена, отчества, должности погибших моряков, но даже год и место рождения каждого. Сегодня мы имеем возможность привести их имена:
Базык Андрей Григорьевич (на доске—Базик), Богатырев Иван (взят морем), Григян Владислав Бенедиктович (на доске—Прилян), Грошев Алексей Ильич, Данилюк Иван Зиновьевич, Дмиткин Дмитрий Степанович, Казаринов Петр Ильич, Королев Владимир Васильевич, Лайко (на доске—Лайков) Иван Ильич (взят морем), Латонов Михаил Петрович, Омельченко Даниил (взят морем), Парамонов Тимофей (взят морем), Плотников Андрей Степанович, Прилепа Иван Антонович, Сальников Фрол Львович (взят морем), Соломенный Кузьма (взят морем), Федоров Константин Федорович, Шаронов Иван Иванович.

ОСТАЛСЯ ЖИВ? НАКАЗАТЬ!

А вот теперь о судьбе исполняющего обязанности командира подводной лодки лейтенанта Михаила Аквилонова. Он был выброшен в море с ходового мостика во время столкновения, благодаря чему и остался жив. Михаил Аквилонов был осужден приговором военно — морского суда. В официальном документе говорится следующее:
"N 946. Ливадия, 27 ноября 1909 года.
По Высочайше утвержденному приговору военно — морского суда Севастопольского порта по делу о гибели подводной лодки "Камбала" определено: командовавшего названною лодкой, ныне отставного лейтенанта Михаила Аквилонова подвергнуть заключению в крепости на шесть месяцев, без ограничения прав и преимуществ, и предать церковному покаянию по распоряжению духовного начальства, а командира линейного корабля "Ростислав" капитана 1 ранга Сапсая 2 — го, в действиях коего никаких упущений судом не усмотрено, считать по суду невиновным".
Наказание М.М. Аквилонов отбывал в севастопольской тюрьме. 27 февраля 1910 года царь ужесточает указ:
"N 955. Царское Село, 18 января 1910 года.
Всемилостивейше повелено: отставного лейтенанта Аквилонова, взамен наказания, определенного ему приговором военно — морского суда Севастопольского порта, за преступные деяния, предусмотренные (перечисляются статьи устава.—Е.Ю.) и по совокупности с приговором того же суда, считать исключенным из службы с лишением чинов, орденов и знаков отличия, дворянства и всех особенных прав и преимуществ и подвергнуть заключению в крепости на шесть месяцев и церковному покаянию, по распоряжению духовного начальства".
Однако через два года государь император пересмотрел свое решение:
"Царское Село, 25 марта 1912 года.
Всемилостивейше повелено: возвратить утраченные им по суду дворянство, чины, ордена, знаки отличия и все особенные права и преимущества с тем, чтобы считать его уволенным от службы лейтенантом".
В 1913 году уволенный лейтенант Аквилонов подал прошение об определении на службу во флот, но прошение было отклонено.
А вот несколько любопытных фактов из жизни М.М. Аквилонова: он родился 6 марта 1881 года в Симферополе, в семье инспектора гимназий. Его мать, Мария Аристидовна (по первому браку Арендт), владела садом на реке Каче в Бахчисарайском уезде. В 1919 — 1920 годах он работал в советских учреждениях, в том числе начальником отдела Управления морского транспорта в Новороссийске. Дальнейшая судьба М.М. Аквилонова неизвестна.

НА СРЕДСТВА МОРЯКОВ

Сразу после тех трагических дней, в мае 1909 года, один из офицеров — подводников, старший лейтенант российского флота Георгий Федорович Дудкин, постоянный член комиссии наблюдения за постройкой кораблей для Черного моря, приступает к разработке проекта памятника погибшему экипажу ПЛ "Камбала". В 1912 году задуманный проект памятника воплощается в жизнь. Его сооружают на средства, собранные офицерами подводного плавания. Памятник представлял собой подлинную рубку подводной лодки "Камбала" на каменном цоколе, внутри которой "повесили образ с теплящейся перед ним неугасимой лампадой" (В. Меркушев "Записки подводника"). На рубке—перископ, "глаз подводной лодки", "около перископа водружен крест со склонившимся ангелом. Памятник находится у входа на городское кладбище на возвышенном месте..." (журнал "Огонек" N 7 за 1912 год). В подножие памятника и на рубку были вмонтированы две мемориальные доски с посвятительным текстом. Освящение памятника погибшим подводникам на ПЛ "Камбала" состоялось 29 мая 1912 года на военном кладбище в Севастополе.
Многое претерпел за эти годы памятник подводникам. Однако интерес к судьбе "Камбалы", утраченный в советское время, в наши дни не пропадает. В памятный день на скорбном месте собираются подводники, служившие на флоте в разные годы. И это—лучшее свидетельство того, что память нетленна."
Подготовила к печати Елизавета ЮРЗДИЦКАЯ.
Автор выражает искреннюю признательность Алексею Алексеевичу Касаткину и Сергею Александровичу Акиндинову за присланные материалы.
http://www.slava.sebastopol.ua/?cnt=sta ... 8&id=18972

_________________
Или ты имеешь право, или право имеет тебя.
(из собственных наблюдений за жизнью)


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: К столетию гибели ПЛ "КАМБАЛА"
СообщениеДобавлено: 29 май, 2009, 22:51 
Не в сети
оби ван кеноби
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 ноя, 2008, 14:56
Сообщения: 5063
Репутация: 1044

Откуда: Севастополь
Вечером ко мне попала завтрашняя газета ЧФ РФ "Флаг Родины" На первой полосе, статья об этой дате. Подписана Сергей Горбачёв. Он и зам главного редактора, и кап 1го ранга, и член союза писателей, журналистов, кандидат политических наук, преподаватель филиала МГУ факультета журналистики и пр... Так вот этот мэтр по писанине, в статье дважды называет эту дату...ЮБИЛЕЕМ...!?
Позволю себе привести трактовку смысла этого слова, по Далю.
ЮБИЛЕЙ
м. лат. торжество, празднество, по поводу протекшего пятидесятилетия, столетия, тысячелетия, юбилейное торжество. Юбилей пятидесятилетия службы, докторства. Юбилей тысячелетия Руси.

_________________
Трансфер по Крыму Ford Tourneo Connect (купе, кондиционер, вместительный багажник). +7978811223шесть Алексей.


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: К столетию гибели ПЛ "КАМБАЛА"
СообщениеДобавлено: 29 май, 2009, 23:04 
Не в сети
**

Зарегистрирован: 25 мар, 2008, 15:41
Сообщения: 361
Репутация: 12
aleks77 писал(а):
в статье дважды называет эту дату...ЮБИЛЕЕМ...!?


...это цинизм от больной головы. Я уж не знаю, что он там преподает в МГУ... Только слово - юбилей - синомично со словом - жить, здравствовать... А в данном случае может быть только - годовщина (календарная дата) 100 летия со дня гибели...

_________________
Больше о друзьях, чем о себе.


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: К столетию гибели ПЛ "КАМБАЛА"
СообщениеДобавлено: 29 май, 2009, 23:11 
Не в сети
оби ван кеноби
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 ноя, 2008, 14:56
Сообщения: 5063
Репутация: 1044

Откуда: Севастополь
Да вот и больно, что такие люди (с больной головой) переписывают историю флота. У этого Горбачёва ряд книг выпущен. Сплошной подхалимаж. Читать противно. Извините не в тему.

_________________
Трансфер по Крыму Ford Tourneo Connect (купе, кондиционер, вместительный багажник). +7978811223шесть Алексей.


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: К столетию гибели ПЛ "КАМБАЛА"
СообщениеДобавлено: 29 май, 2009, 23:22 
Не в сети
**

Зарегистрирован: 25 мар, 2008, 15:41
Сообщения: 361
Репутация: 12
...сказачников много, и Н. Черкашин "рядами выпускает"... Только вот история - очень штучная вещь и от массовости гибнет, а "ублажения" - нашим детям и внукам, потом, аукаются сломанными мозгами...

_________________
Больше о друзьях, чем о себе.


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: К столетию гибели ПЛ "КАМБАЛА"
СообщениеДобавлено: 29 май, 2009, 23:55 
Не в сети
оби ван кеноби
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 ноя, 2008, 14:56
Сообщения: 5063
Репутация: 1044

Откуда: Севастополь
Беда с головами, вернее без них.

_________________
Трансфер по Крыму Ford Tourneo Connect (купе, кондиционер, вместительный багажник). +7978811223шесть Алексей.


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: К столетию гибели ПЛ "КАМБАЛА"
СообщениеДобавлено: 30 май, 2009, 0:22 
Не в сети
телеВедьма

Зарегистрирован: 05 июл, 2004, 15:53
Сообщения: 4845
Репутация: 1003

Постоялец: Везде и всегда
Здесь: viewtopic.php?f=11&t=150345 несколько вырезок-стопов из видео о 29.05.09. Сюжет о состоявшейся встрече подводников в день почитания памяти "Камбалы" сегодня же был в эфире НТС. На сайте www.nts-tv.com должен быть выложен админом сегодня ночью. В принципе, пока работал Радикал, успела нарезать из видео несколько кадров. "из сегодня". Посмотреть можно тут:http://forum.sevastopol.info/viewtopic.php?f=11&t=150345
С уважением, тт.

_________________
Будем жить! (с)


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: К столетию гибели ПЛ "КАМБАЛА"
СообщениеДобавлено: 31 май, 2009, 18:36 
Не в сети
Ctrl-C + Ctrl-V
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 май, 2007, 19:41
Сообщения: 4944
Репутация: 775

Откуда: улица Адмирала Макарова
http://nts-tv.com/chernomorskii_flot/34 ... heski.html

_________________
Или ты имеешь право, или право имеет тебя.
(из собственных наблюдений за жизнью)


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: К столетию гибели ПЛ "КАМБАЛА"
СообщениеДобавлено: 31 май, 2009, 18:50 
Не в сети
оби ван кеноби
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 ноя, 2008, 14:56
Сообщения: 5063
Репутация: 1044

Откуда: Севастополь
Младший лейтенант
Ну, что за ссылки с регистрацией?

_________________
Трансфер по Крыму Ford Tourneo Connect (купе, кондиционер, вместительный багажник). +7978811223шесть Алексей.


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: К столетию гибели ПЛ "КАМБАЛА"
СообщениеДобавлено: 31 май, 2009, 19:26 
Не в сети
Ctrl-C + Ctrl-V
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 май, 2007, 19:41
Сообщения: 4944
Репутация: 775

Откуда: улица Адмирала Макарова
aleks77 писал(а):
Младший лейтенант. Ну, что за ссылки с регистрацией?

Какая регистрация? Просто жмите на кнопочку "Play", ждите, пока загрузится (пару секунд) и смотрите. Никакой обязательной регистрации на сайте НТС не существует.

_________________
Или ты имеешь право, или право имеет тебя.
(из собственных наблюдений за жизнью)


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: К столетию гибели ПЛ "КАМБАЛА"
СообщениеДобавлено: 31 май, 2009, 19:42 
Не в сети
оби ван кеноби
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 ноя, 2008, 14:56
Сообщения: 5063
Репутация: 1044

Откуда: Севастополь
Младший лейтенант
Возможно я не прав, но начинается просмотр и стоп.
Надпись гласит, что надо рег для просмотра. Ну ладно, не будем в теме флуд разводить.

_________________
Трансфер по Крыму Ford Tourneo Connect (купе, кондиционер, вместительный багажник). +7978811223шесть Алексей.


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: К столетию гибели ПЛ "КАМБАЛА"
СообщениеДобавлено: 03 июн, 2009, 14:19 
Не в сети
**

Зарегистрирован: 25 мар, 2008, 15:41
Сообщения: 361
Репутация: 12
...вот нашли на севастопольских чердаках... Но рисунок хорош тем, что позволяет чувствовать объем и дизайн - как это было...

Изображение

...а это уже - кое-что!

_________________
Больше о друзьях, чем о себе.


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: К столетию гибели ПЛ "КАМБАЛА"
СообщениеДобавлено: 03 июн, 2009, 16:24 
Не в сети
***

Зарегистрирован: 17 май, 2007, 17:44
Сообщения: 513
Репутация: 120
Рисунок примечателен тем,что на нём слева от кипариса изображено надгробие в виде скрещенных винтов авиапропеллера...По воспоминаниям местных аксакалов,вокруг могилы ПЛ КАМБАЛА были захоронения военных лётчиков,особенно много их появилось в 20-30гг.,погибших в мирное время(ещё до ВОв).Большинство надгробий были бедными и представляли из себя обелиск(или столб?) с прибитым (или прибитыми крест-накрест)винтом авиапропеллера...
тоже интересная тема...


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: К столетию гибели ПЛ "КАМБАЛА"
СообщениеДобавлено: 03 июн, 2009, 19:06 
Не в сети
оби ван кеноби

Зарегистрирован: 16 дек, 2008, 15:02
Сообщения: 5607
Репутация: 1152
По поводу захоронений, окружающих Камбалу (авиаторы):
Изображение
Изображение

Надгробия без фамилий, просто побеленные. Были ли когда-то там таблички? Пропеллеров в обозримом пространстве тоже не наблюдается, не сохранились.

_________________
Моя группа по детскому и взрослому диабету: https://vk.com/diaklub
Если вы столкнулись с этим диагнозом - не бойтесь, с ним можно жить.


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: К столетию гибели ПЛ "КАМБАЛА"
СообщениеДобавлено: 03 июн, 2009, 20:03 
Не в сети
**

Зарегистрирован: 25 мар, 2008, 15:41
Сообщения: 361
Репутация: 12
Изображение
- вот. Уважаемая ОМ выкладывала на одном из сайтов. О летчиках выложу позднее - сейчас не готов.
А вот у тех могил "безимянных", наверняка, были плиты с именами... Надо все восстанавливать. Искать.

_________________
Больше о друзьях, чем о себе.


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: К столетию гибели ПЛ "КАМБАЛА"
СообщениеДобавлено: 04 июн, 2009, 0:26 
Не в сети
**

Зарегистрирован: 25 мар, 2008, 15:41
Сообщения: 361
Репутация: 12
Изображение

- вот ещё фото Памятника. Говорится о дате снимка - 1949 год... У меня сомнения. Может ли кто из аборигенов подтвердить наличие этого Памятника в таком виде на этот период времени... Как мы видим, верхняя часть креста отколота (отсутствует), рубка повреждена осколками (видно, что Памятник находился в секторе обстрела)...

_________________
Больше о друзьях, чем о себе.


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: К столетию гибели ПЛ "КАМБАЛА"
СообщениеДобавлено: 04 июн, 2009, 20:44 
Не в сети
**

Зарегистрирован: 25 мар, 2008, 15:41
Сообщения: 361
Репутация: 12
Брошюра выпущенная Морским собранием Севастополя к 100-летию гибели ПЛ "КАМБАЛА".


Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

_________________
Больше о друзьях, чем о себе.


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: К столетию гибели ПЛ "КАМБАЛА"
СообщениеДобавлено: 05 июн, 2009, 11:41 
Не в сети
телеВедьма

Зарегистрирован: 05 июл, 2004, 15:53
Сообщения: 4845
Репутация: 1003

Постоялец: Везде и всегда
aleks77 писал(а):
Возможно я не прав, но начинается просмотр и стоп.
Надпись гласит, что надо рег для просмотра.

Сейчас проверила - всё работает. Возможно, у вас подтормаживает интернет? Региться на сайте нужно, только в том случае, если вы хотите скачивать сюжеты. Для скачивания нужно нажать надпись "ссылка" под экраном.

_________________
Будем жить! (с)


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: К столетию гибели ПЛ "КАМБАЛА"
СообщениеДобавлено: 12 июн, 2009, 0:43 
Не в сети
**

Зарегистрирован: 25 мар, 2008, 15:41
Сообщения: 361
Репутация: 12
Восстановление памятного места в родовом имении села Введенское, Ярославской области - могилы отца М.Ф. Белкина - контр-адмирала - умершего в Санкт-Петербурге 12 февраля 1909 года, и сына Белкина Н.М. - погибшего в результате катастрофы ПЛ "Камбала" - Московским Клубом истории флота.

Изображение
Изображение






Фото прислал - К.Б. Стрельбицкий - председатель клуба, историк, писатель.

_________________
Больше о друзьях, чем о себе.


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: К столетию гибели ПЛ "КАМБАЛА"
СообщениеДобавлено: 29 июн, 2009, 2:48 
Не в сети
*

Зарегистрирован: 28 июн, 2009, 13:39
Сообщения: 103
Репутация: 0
Якорь писал(а):
Первая табличка была установлена усилиями матросов Севастопольской бригады подводных лодок в 1993 г.


Если быть точнее, то вторая. Первую (она прикреплена к новодельной крышке рубочного люка) установили члены Клуба любителей истории Севастополя и ЧФ еще в 1986 г. Автор таблички - служащий УПАСР ЧФ С.Грушевский.


Последний раз редактировалось Дмитрий Стогний 29 июн, 2009, 2:59, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 81 сообщение ]  На страницу Пред. 1 2 3 4 След.

Часовой пояс: UTC+03:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Futurer и 10 гостей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  

[Мобильная версия]

Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Русская поддержка phpBB