Друзья, приветствую вас! Некоторое время назад я посетил ваш славный город и теперь спешу поделиться своими впечатлениями. Как обычно, я буду благожелательным и постараюсь не задеть ваши чувства излишней критикой.
До Симферопольского аэропорта лететь из Москвы стало меньше на полчаса. Помню, раньше маршрут пролегал чуть ли не над Краснодаром; колхозники из Донбасса, те что впервые летели аэропланом, толпились у иллюминаторов правого борта и напряжённо пучили глаза, вглядываясь в дымы пожарищ на горизонте. Нынче не так; самолёт смело летит вдоль кромки побережья, Украину можно чуть ли не рукой достать, и не страшны экипажу ни российские, ни украинские ракеты.
Новое здание аэропорта я впервые увидел в июне. Волнообразный дизайн сооружения мне понравился! Закрадывается мысль, что архитектор перед началом работы рассматривал фотографии лучших аэропортов мира на сайте Варламова и даже, может быть, слышал словосочетание «Заха Хадид». Внутри, конечно, обстановка привычная, для отделки использовались стройматериалы, купленные на соседнем строительном рынке. Неряшливо покрашенные и уже исчирканные стены, дурацкие серые металлические опоры-растяжки, увядшая наполовину фитостена не оставили сомнений, что пассажиры прилетели в Симферополь. Отдельный вопрос вызывает этажность комплекса: зачем его нужно было делать таким высоким? Зачем нужно загонять пассажиров по узкому эскалатору на три этажа вверх, чтобы потом спустить обратно на землю до уровня лётного поля? Ведь большинство аэропортов двухэтажные, даже новые московские терминалы. Единственное разумное объяснение, которое приходит в голову, следующее: Симферополь представляет собой густонаселённый мегаполис, расположенный на маленьком острове, и на каждом свободном клочке земли торчит небоскрёб, а потому земли для нормального распластанного здания аэропорта не хватило.
Пространство перед входом оформлено вполне по-современному, с большой парковкой и удобными подъездными путями. Цена за парковку, как всегда, неадекватно высокая, а люди жадные, и потому имеет место традиционная примета русских аэропортов: при продвижении к терминалу такси привычно продирается меж плотных слоёв брошенных на обочине тачек. Любезно готов подсказать проектировщикам, что в цивилизованных странах обычно в некотором отдалении от аэропорта для скучающих встречающих делают специальную плазу с кафе, закусочными и туалетами. Но у нас свой путь, как известно, и дураки делают дороги.
Дороги! Главная тема для общения с таксистами на ближайшие три года – строительство трассы «Таврида». Я не случайно написал «три года»: это минимальный срок, за который может быть достроен участок до Севастополя. Пропаганда безбожно врёт! Стоя в пробке в плотной завесе белой пыли, я наблюдал, насколько вяло ведутся работы. Рабочих мало, техники мало. Для развязок еще даже насыпи не сделали. Может, на участке до Керчи дело обстоит по-другому? Единственный сданный участок новой симферопольской кольцевой концептуально неплох, светодиодное освещение и всё такое, но асфальт уже «поплыл» и местами похож на стиральную доску. Совершенно непонятно, как будет выглядеть трасса при прохождении через деревни типа Приятного Свидания. Если со светофорами и пешеходными переходами, то весь смысл строительства пропадает, это уже не автобан. Если нет, то как местные жители будут пересекать четырёхполосную магистраль? По надземным переходам? Мне даже стало жаль владельцев придорожных ночлежек и шалманов, которые попали в зону строительства. А как дорога будет обходить Бахчисарай, там ведь тоже по факту обычная улица с придорожными строениями и съездами в огороды и садовые товарищества?
Вообще, если внимательно посмотреть, инженерный уровень новых крымских дорог очень слабый. На всём пытаются сэкономить. Развязки спроектированы типа простой клевер. Путепроводы строят из прямых бетонных балок, которые применялись еще в советскую эпоху. В мире существуют чёткие правила строительства и организации движения на скоростных дорогах, так вот «Таврида» пока не очень соответствует. У нас господствует идея «а давайте просто тупо расширим» - это, в частности, относится и к ущербному проекту реконструкции Камышевского шоссе. Я же не ошибся, каноническое написание именно через «е»?
Город!
И главный вопрос – а где все люди? В старинные года в центре было не протолкнуться от приезжих, они толпились на остановках, заседали в ресторациях на набережной, фотографировались на Графской пристани. Сейчас – только мелкие группки людей. Прогулочные катера болтаются на волне пустые, в ресторанах редкие гости ковыряют салат из поролоновых рапанов. «Баркас» пустой! В гостиницах можно без проблем забронировать свободные места, что само по себе для августа странно.
Запомнились следующие эпизоды и впечатления:
1. Обилие всяческого гитлерюгенда в ярких форменных футболках.
2. От морды лиц у меня зудит! Все никак не могу привыкнуть к скотобазе из ДНР-ЛНР и прочей Украины.
3. Существенно улучшился автопарк, я имею в виду бюджетный сегмент. Новые «поло» и «рапиды» сменили утиль начала 90-х.
4. Угасание центрального рынка.
5. Картины на вернисаже у театра Луначарского всё стремнее. Один Преображенский держится бодрячком, хотя и рисует голимую коммерцию. Я одну себе купил.
6. Видел на Приморском, как подрались молодые дятлы-скейтеры с гофрированным дедом. Дед отобрал у одного из них скейт за производимый шум и стук, за что был нещадно отпинан; скейт вернули хозяину, толпа безмолвствовала, но на телефоны не снимала – все-таки культурный город. Вообще, купание пенсионеров у Памятника затопленным кораблям – дурацкое занятие, которое порицалось общественностью еще тридцать лет назад. Одни на скейтах носятся, другие старческими мудями трясут, хорошо бы выгнать их на офицерский пляж или Хрустальный.
Всё же интересно, почему чисто визуально количество приезжих существенно упало по сравнению с украинскими и тем более советскими временами? Не исключаю, что сменился центр притяжения гостей и жителей города, и все эти фантастические твари теперь крутятся больше в Камышах, поближе к пляжам. Это негативная тенденция, потому что центр города хорош, а окраины ужасны, но об этом чуть позже.
Я с интересом наблюдаю за попытками новых – каждый раз новых – городских властей осчастливить жителей. Поначалу делили собственность, сам город почти не трогали. Потом изображали заботу о народе, устроив «знаковые» стройки типа ремонта очередной поликлиники или монтируя убогие детские площадки в местах, где никогда не гуляли дети. Это всё было не так страшно, хотя Парк Победы мне лично жалко. Теперь же новый градоначальник, я уверен, вместо бесконечной депрессивной достройки какого-то там вашего газопровода на Фиолентовском шоссе сконцентрируется на видимой части спектра и займётся тем, чем сейчас занимаются все правильные путинские назначенцы, а именно – начнёт внедрять современную урбанину в московском стиле.
Вот этого нужно бояться.
Смысл урбанины – провести технически несложную, финансово непрозрачную работу, которую можно легко преподнести как заботу о горожанах и реверанс в сторону молодого поколения. Готовьтесь, что по примеру Москвы городское кольцо превратится на пару лет в стройплощадку, а затем реновация выплеснется и на окраины. Улицы сузят до двух полос, на тротуары криво накидают неровно напиленную плитку, которая встанет колом после второго дождя. Вместо парковочных мест обустроят велодорожки, ведущие в столб, и по которым будет проезжать один велосипедист в час. Приморский тоже перекопают, деревья срубят и повтыкают полусохлые крупномеры, больше похожие на удочки. А еще запретят маршрутки и тралы, вместо них закупят штук сто «экологически чистых» автобусов, и будете вы их ждать на новых «умных» остановках по полчаса (ведь что такое сто автобусов на весь город?).
В реальности у города совсем другие слабые места, в исправление которых имеет смысл инвестировать.
Во-первых, узкая транспортная доступность центра. Какой смысл в пешеходных зонах и всяких общественных пространствах типа скейт-парка в Артбухте, если до них банально сложно добираться? В центре ведь живёт не так много людей. Развивать центральное кольцо нужно по той причине, что это единственное конкурентоспособное место в Севастополе. Севастопольские окраины – это мрак, облезлые человейники, смешение гаитянской деревни и сектора Газа. Центр города должен быть заполнен гуляющими веселыми благополучными людьми, кафе, ресторанами, дорогими бутиками, частными гостиницами, всякими увеселительными заведениями. Вместо дурацкого проекта моста через бухту следует построить и развивать трамвайную сеть, как это было до войны. У трамвая большая провозная способность, высокая скорость, они должны идти от окраин, описывать круг по городскому кольцу и укатывать обратно на окраины. Разумеется, абсолютно необходимо восстановить двустороннее движение по городскому кольцу и наладить реально администрируемое парковочное пространство. В свое время двустороннее движение отменили, потому что два троллейбуса якобы не могли разъехаться по встречным полосам из-за неправильно припаркованных машин. Тем самым тогдашнее руководство города расписалось в полной импотенции навести порядок с парковкой. Сейчас вроде навели, но цена низкая. Должна быть не менее 200 рублей за час плюс дополнительно оборудованные парковки на горке и в районе центрального рынка. Также безусловно нужно отдать под парковку всю площадь Нахимова. А кто недоволен – пи…уйте на трамвай!
Во-вторых, беда с туристическими достопримечательностями и историческими памятниками. Интересно, мое поколение доживёт до того момента, когда по Севастополю будут рассекать туристические дабл-деккеры с открытым верхом? Достопримечательности разбросаны по разным местам, они не связаны или плохо связаны общественным транспортом – как добраться от Малахова кургана до Херсонеса? От 30-й батареи до Балаклавы? Должны быть продуманные туристические маршруты, по которым было бы возможно за минимальное время посетить большинство знаковых мест.
Совсем не используется потенциал флота. Должен быть корабль-музей, как в большинстве военно-морских баз мира! На эту роль идеально подошла бы «Москва». Она обеспечивала историческую встречу на Мальте в 1989 году Горбачёва и Буша, участвовала в боевых действиях против грузин, да и в море уже не выйдет.
Вообще, военные корабли – одна из главных констант в жизни и визуальном восприятии Севастополя. Легко вообразить картину, как моложавый капитан первого ранга прогуливается с внуком по Приморскому бульвару году эдак в 1983-м, они любуются на «Ладный», возвращающийся со сдачи задачи К-1. Спустя пятнадцать лет внук рассказывает про «Ладный» своему мелкому сыну (правнуку), а еще спустя двадцать лет этот правнук катает коляску с младенцем, в то время как «Ладный» возвращается из очередного похода в Сирию. Лет через шестьдесят последний выживший хипстер, старый и дряхлый, будет курить кальян, сидя на лавочке антикафе где-нибудь на Минной стенке, упершись взглядом в ржавую корму нынешнего «Адмирала Григоровича», а робот-официант будет подливать ему смузи. Корабли в Севастополе вечны!
А еще, в-третьих, в Севастополе неприлично мало набережных и променадов вдоль моря. Обычно шевеление общественности в этом направлении заканчивается немощным срачем на тему «опять богатеи построили коттеджи прямо у воды». Причем это ведь историческая проблема, при царях рекреационная зона у моря вообще ограничивалась только Приморским бульваром, только Совдепия в 60-х (в 60-х, Карл!) годах протянула сквозную набережную от Приморского до Хрустального. Любому очевидно, что прогулочная зона должна продолжиться минимум до мола, а еще было бы неплохо организовать вторую, вдоль берега Южной бухты. Прогуливаться вдоль пришвартованных судов – одно из любимейших развлечений туристов в портовых городах. Это же прекрасно: стена нависающих скал с одной стороны, линия мощных пирамидальных тополей с другой, мощные корпуса кораблей и тут же рядом «Старбакс», «Коста Кофе» и прочие блага мировой цивилизации.
В принципе, даже в ЕдРе есть люди, правильно понимающие актуальную проблематику. Я просматривал агитационный листок некоего Гасанова или Хасанова, будущего депутата. Он правильно пишет про парковку и другие вещи. Но увы, скорее всего развитие города при новой старой власти пойдёт по одному из двух путей: или ремонт/реновация уже построенного с попутным диким попилом средств как в Москве (как известно, невозможно даже близко осметить замену бордюров, к примеру; знающие люди рассказывали), или же, поскольку ваш новый губер все-таки провинциал, будет традиционное бесконечное вваливание денег в такие чёрные дыры, как здравоохранение, образование и раздача слонов нищебродам.
Всего хорошего вам, думайте, действуйте!
|