13 октября 1938 года "Basarabia" была введена в эксплуатацию и ушла в свой первый рейс по Ближневосточной линии, на которой уже работала однотипная "Transilvania". Благодаря совмещению необычайно современного, элегантного и стремительного облика новых лайнеров, их высокой скорости и довольно высокому уровню комфорта, и тому что в то время было ещё не часто встречающимся в этих краях - белоснежному цвету корпуса и надстройки, оба теплохода вызывали восхищение как у румынских так и у иностранных пассажиров, и это именно в предвоенный период оба судна стали называть "Белыми лебедьми Чёрного моря". Суда в какой-то момент перед началом Второй Мировой войны стали так популярны, что перехватили очень большую часть пассажиропотока, направлявшегося с континентальной части западной, центральной и восточной Европы на Ближний восток, и совершавшего по суше лишь часть поездки - до Чёрного или Средиземного моря.
После 1 сентября 1939 года – начала Второй Мировой войны, начало ощущаться резкое снижение активности пассажиропотока и товарооборота даже в тех частях Европейского континента, которые непосредственно в войну вовлечены поначалу ещё не были. Это относилось и к Ближнебвосточной морсой линии Румынии. Оба новейших лайнера, в частности – "Basarabia", по всей видимости, если не одновременно то попеременно оставались на линии, но сокращалась частота их отходов, вероятно менялось и расписание, не исключено что были и отмены рейсов, назначение выполнения различных внеплановых спецрейсов.
По одному из литературных источников, в 1940 году Румынским правителем, маршалом Антонеску, теплоход "Basarabia" был передан ВВС Германии для использования его в качестве штабного судна. По тому же источнику, в 1941 году, не позднее июня, судно было возвращено назад, под командование Румынии.
В начале июня 1941 года судно с сотрудниками Турецкого посольства (в Румынии) и членами их семей прибыло в Стамбул.
19 июня 1941 года оба судна были поставлены своей судоходной компанией на вынужденный отстой в Стамбуле. Румыния готовилась к совсем скорому вступлению в войну с СССР. А Турция пока сохраняла нейтралитет. В Стамбуле оба судна могли чувствовать себя в относительной безопасности, и в сохранности дождаться лучших для них, с точки зрения судоходной компании, времён.
Суда, вероятно, были поставлены на отстой формально-принудительно - по требованию Турции (т.е. были, как бы, интернированы), но, очевидно, с директивы или позволения Румынского правительства. Эта мера предпринималась как временная - Румынские власти, таким образом, держа оба своих лучших пассажирских судна в Стамбуле, благодаря нейтралитету Турции намеревались избежать их (этих обоих судов) утраты, которые могли им сулить боевые действия на Чёрном море.
Часть 4. От июня 1941 года до января 1945 года
Известно, что более трёх лет, с 1941 по 1944 годы оба судна простояли таким образом в бухте Золотой Рог в Стамбуле. В одном из источников указывается, что на них оставались экипажи для поддержания минимально-необходимых функций судов, и при этом правительство Румынии исправно оплачивало ответственной стороне в Турции плату за нахождение обоих своих лайнеров на постоянной стоянке. Видимо весной - в первой половине лета 1944 года со стороны Германии, союзником которой тогда являлась Румыния, поступали просьбы о реактивации "Transilvania" и "Basarabia" для ведения различных, в том числе и эвакуационных операций в западной части Чёрного моря, но все они остались безрезультатны.
Остаётся не достаточно понятно то, каким образом в 1944 году оба судна, всё же, попали из Стамбула в Констанцу. Но после де-факто поражения Румынии от СССР в 1944 году, в какой-то момент осенью (1944 года), оба судна со своими экипажами оказались в Констанце и попали под фактический контроль СССР. При этом на обоих судах оставались их экипажи, к которым, видимо, были приставлены лишь Советские контролирующие для осуществления дальнейшего надзора в выполнении судами рейсов в западной части Чёрного моря по обеспечении военно-транспортных перевозок для СССР, к которым теперь были привлечены "Transilvania" и "Basarabia" (в основном - между Одессой и Констанцой, или только между этими портами). Оба судна, по всей видимости, до начала следующего 1945 года сохраняли порт-приписки Констанцу, свои названия, и формально считалсь Румынскими судами.
yan
Staff
Сообщения: 3980
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт
Вернуться к началу
Теплоход "Украина" (1938)
Сообщение yan 02 окт 2014, 18:04
Часть 5. Попадание судна в СССР. Легитимизация статуса
К сожалению, прямая, детальная и точная информация, относящаяся к периоду окончания Войны 1941-1945 и истинному ходу событий попадания теплохода "Basarabia" в СССР не поддаётся восстановлению. И если со многими другими судами, полученными СССР по репарации после окончания войны, ещё есть определённая ясность, то в случае с теплоходом "Basarabia" прямой ход событий восстановить именно однозначно – очень трудно. Это связано со вполне реальными объективными причинами – следствием обстановки того времени, хаотичностью ситуации, связанной с войной, документацией, воспоминаниями, рядом характерных общественно-государственных устоев СССР того и последующего времени. Так, документации, относящейся к той поре – немного. Она отчасти составлялась по завершении событий с целью их легитимизации, и, видимо, не всегда соответствовала точности. Публицистическая информация и личные воспоминания тех уже далёких событий часто разнятся между собой и не всегда соответствуют друг-другу. Да и, собственно, обычные воспоминания, относящиеся к каждодневным событиям той поры с необходимым для ответов на поставленный конкретный вопрос значением их реального наполнения – практически отсутствуют, что и понятно, поскольку у людей тогда было немало и других забот и проблем в круговороте неразберихи на гране окончания войны и наступления мирной жизни. Многое – и необъяснимо вообще, видится логически невозможным, а часто – и лишённым достоверности.
Поэтому, авторы статьи приняли решение составить версию (попадания теплохода "Basarabia" в СССР), основнную на косвенных данных: максимально логически обоснованную и соответствующую всем имеющимся достоверным сведениям. Она следующая.
Итак, по всей видимости, осенью 1944 года оба судна, и "Transilvania" и "Basarabia" были привлечены Советским командованием для выполнения чартерных подвозных спецрейсов в нуждах ВС СССР между Одессой и Констанцой. При этом экипажи на судах полностью сохранялись Румынские, а Советские капитаны и офицеры, находясь на борту, осуществляли спецнадзор и при необходимости – лоцманскую проводку. Кроме того их нахождение на борту было необходимо и в военных целях – Чёрное море формально всё ещё оставалось регионом боевых действий. В любой момент судам могло требоваться взаимодействие и курсовое расхождение с судами ВМФ СССР.
Также, по всей видимости, можно заключить, что поначалу, фактичеких претензий собственности к обоим судам СССР не предъявлял. Таким образом, оба судна стали часто посещать Одессу, видимо как вместе, так и по отдельности.
ТЕПЛОХОД "УКРАИНА" (1938 г. постройки)