В этой теме предлагается обсуждение деятельности севастопольских музеев исторического профиля.
И начать ее хочу с разбора новой выставки МГООС "
Севастополь в бурях революций. 1905. 1917". Выставка поражает. В негативном смысле. Фотоаппарата с собой не было, поэтому фото привожу с официальной
страницы музея в соцсети.
Заявлено, что основу выставки составляют около 200 предметов из фондов МГООС. "Не претендуя на всесторонний обзор произошедших в 1905 и 1917 гг. революционных потрясений, она позволит посетителям прикоснуться к одному из самых драматических и сложных периодов отечественной истории". То есть задача выставки – прикосновение к истории.
Здесь сразу начинаются несоответствия. Во-первых, предметов гораздо меньше двухсот (если брать осязаемые вещи, а не картинки на баннерах). Во-вторых, очень жаль, что федеральный музей ни на что "не претендует" и ставит перед собой такие скромные задачи. Т.е. к такому значительному юбилею даже не пытается сделать большую, интересную, информативную выставку о событиях в Севастополе. В-третьих, "прикоснуться" в буквальном смысле не получится: нет предметов, которые "можно трогать", а ведь именно в этом направлении (интерактивность) движутся современные музеи.
На выставке присутствуют аннотационные тексты. К ним есть три претензии. 1. Очень мало говорится о событиях в самом Севастополе. 2. Они написаны неудачно с точки зрения стилистики. Например, оборот "к сожалению…." совсем неуместен в таком тексте. Я не помню точную цитату, там была фраза вроде "к сожалению, его расстреляли". 3. В текстах есть пунктуационные ошибки. Это хроническое заболевание текстов МГООС. Вот, например, текст с выставки "Героический тыл Севастополя" с пропущенными и, наоборот, лишними пробелами, лишней запятой, пропущенными словами.
В экспозиции используются планшеты на стойках. Они сделаны без привлечения дизайнера, на градиентном фоне и в целом выглядят как презентация школьника в PowerPoint. Текст набран шрифтом Arial. Использованы картинки (изображения листовок, фотографий) плохого качества (имею в виду качество изображения). Непонятно, откуда они взяты. В подписях это не указано. Если все эти материалы находятся в фондах МГОСС, то почему не отсканировать их в хорошем разрешении или, что еще лучше, выставить оригиналы? Опять же, очень мало материала по Севастополю. Как же так, ведь выставка сделана совместно с Музеем современной истории, а там, например, целая серия фото похорон Шмидта (это, кстати, хорошая "связка" для перехода от 1905 к 1917 гг). Там же есть фотографии по 1905 году, в том числе стереофото участников восстания, которое можно было бы интересно представить. Есть хорошие фото по теме в Музее политической истории России. Да что там Москва или Питер, в музее Севморзавода множество уникальных фотографий по теме. Но вместо фотографий Севастополя представлена почему-то Арбатская площадь в Москве.
К предметам в витринах тоже есть замечания. 1. Многие из них или не связаны с Севастополем, или вообще не связаны с темой революции. Например, железнодорожный сигнальный фонарь. Смотришь на него и думаешь: "Так. Фонарь. И? И что? При чем тут революция?". 2. Большие претензии к этикеткам. Они сделаны, во-первых, неаккуратно: распечатаны на принтере и криво вырезаны ножницами, лежат неровно. Этикетки нужно делать на плотной бумаге или картоне и вырезать ножом. Этикетка к скульптуре Ленина прикреплена прямо к скульптуре, причем закрывает оригинальную подпись, что вопиюще неверно. Во-вторых, подписи не единообразно и иногда неправильно оформлены. Где-то выравнивание текста по правому краю, где-то по центру, где-то по левому. Где-то названия даны с инверсией, что является ошибкой ("фонарь сигнальный железнодорожный"), где-то по-нормальному ("курительная трубка"). В-третьих, описание предметов неполное. Не расшифрованы непонятные термины. В-четвертых, отсутствуют объяснительные тексты к экспонатам, которые необходимы как воздух на выставке, где нет экскурсовода. Это практически обесценивает предмет, не раскрывает заложенную в нем информацию. Например, такая подпись к табакерке: "Табакерка. "Балаклава. Общiй видъ". Принадлежала Х.Г. Лиоли, балаклавскому промышленнику, владельцу дома на Набережной (ныне им. И.А. Назукина)". И все. Кем был этот человек? При чем тут революция? Как и в случае со многими другими предметами, возникают вопросы, на которые нет ответов. А ведь можно было, например, показать фото этого дома (он сохранился), рассказать, чем занимался Лиоли (вроде бы имел известковые печи) и т.п. Про тот же ж/д фонарь можно было написать, что там цветные стекла, что работал на керосине, как-нибудь связать тему железной дороги с революцией и т.д. В-пятых, некоторые подписи даны с фактическими ошибками. Например, один из самых интересных предметов - "Пепельница с политическим ребусом на тему Первой мировой войны 1914-1918 гг", принадлежавшая Тригони (тоже, ксати, можно было его фото и фото могилы разместить, пару слов о нем написать). Это не пепельница, а визитница! Достаточно простого поиска в Интернете, чтобы найти аналогичные визитницы товарищества М.С.Кузнецова с ребусами. Но самое главное - нет расшифровки ребуса! Как так?? Если сотрудники знают отгадку, то почему не написали; а если не знают, то почему пишут, что "на тему Первой мировой? Обычно на них были поговорки типа "Сила солому ломит", "Слово серебро, молчание золото" и т.п. В той же витрине лежит кучка пуль, подписанная "Пули винтовочные. Россия. 1914-1918 гг". И все. Какой винтовки? Какого калибра? Причем в куче присутствуют тупоконечные пули, которые перестали выпускать к началу ПМВ, т.е. даты на этикетке очень странные. То ли имеется в виду, что эти пули выпускались лишь четыре года, то ли что они найдены на поле сражения ПМВ, но тогда нужно написать, где.
В главном зале на столе лежат распечатанные изображения разных листовок и плакатов. Все они низкого качества (плохо отсканированы), совершенно без аннотаций и пояснений. Некоторые такие мелкие, что буквы не читаются, зато плакат "Заем свободы" сделан огромным, гораздо больше оригинала (100х69 см). Он тоже не подписан, а ведь его автор Кустодиев, причем сначала был конкурс эскизов и т.д., то есть история любопытная, которую можно было рассказать.
В зале обращают на себя внимание старые страшные витрины из ДСП на ржавых стойках. Это удивительно, ведь федеральный музей получает немалое финансирование. Только в 2016 году и только на научно-проектные, противоаварийные и реставрационные работы музей получил 235 миллионов рублей. На эти деньги можно купить шесть тысяч дорогих витрин.
Последний планшет на выставке можно условно назвать "А потом началась Гражданская война".
Заявлено, что выставка создана совместно с Музеем современной истории. Однако ни под одной картинкой или предметом нет подписи, что они взяты оттуда. Интересно, как к этому отнеслись в ГЦМСИР?
В итоге к недостаткам экспозиции относятся: 1. Размытость темы (обо всем и ни о чем). 2. Неграмотное оформление. 3. Ошибки в подписях. 4. Неинформативность. 5. Низкий художественный уровень. Единственным достоинством можно назвать наличие нескольких интересных предметов, которые, однако, из-за отсутствия объяснительных текстов не раскрывают свой потенциал. В целом экспозиция вызывает недоумение и разочарование. Выставка не соответствует масштабу заявленной темы и уровню федерального музея.