В истории легендарного трехмачтового парусника "Горх Фок I" (Gorch Fock I), он же - бывший советский барк "Товарищ", в ноябре 2018 года начинается новая глава. Власти немецкого города Штральзунда после продолжительных дискуссий и переговоров, несмотря на напряженную бюджетную ситуацию, решили приобрести корабль в городскую собственность, чтобы обеспечить финансирование срочного ремонта, без которого он не сможет пройти очередную проверку на плавучесть. Нынешний сертификат заканчивается в 2020 году.
Корабль был доставлен в Штральзунд полтора десятилетия назад. Почему и как это произошло, мы подробно расскажем ниже - после фотогалереи. Сейчас он пришвартован к одному из здешних причалов и используется в качестве музея, который ежегодно посещает около 60 тысяч человек. Общество "Друзей парусного флота" (Tall-Ship Friends e.V.), владеющее этим кораблем, готово продать его городу, так как не в состоянии собрать достаточно пожертвований на содержание.
Стоимость неотложного ремонта, который сможет обеспечить плавучесть судна на ближайшие двадцать лет, оценивается в семь миллионов евро. Принять участие в финансировании также готовы власти федеральной земли Мекленбург - Передняя Померания. Переход корабля в городскую собственность является одним из условий для выделения государственных средств. Согласно информации из ратуши, на покупку "Горх Фока I" потребуется 950 тысяч евро. Общество "Друзей парусного флота" после завершения ремонта продолжит отвечать за работу музея в качестве партнера города. О том, чтобы корабль смог снова выйти в море, речь пока не идет. На это необходимо, по разным оценкам, от 16 до 25 миллионов евро.
"Горх Фок I" в порту ганзейского города Штральзунда на Балтийском море.
Надпись "Товарищ" проступает из-под нового слоя краски
Этот учебный парусник заложили в Веймарской республике в 1932 году и спустили на воду уже после захвата власти в Германии национал-социалистами. В конце войны барк был затоплен командой около острова Рюген, но под воду ушел лишь наполовину. В 1949 году немецкий Gorch Fock стал советским "Товарищем" и начал бороздить моря под красным флагом.
Его построили на гамбургской верфи Blohm & Voss всего за сто дней. Необходимость в новом учебном судне для рейхсвера возникла после гибели немецкого парусника Niobe, попавшего в сильнейший шторм. В ходе расследования обстоятельств этой трагедии были выявлены технические просчеты в его конструкции. Они были учтены при проектировании нового учебного барка - более надежного, маневренного и устойчивого. В частности, парусник выдерживал крен в 90 градусов.
Барк назвали шедевром верфи Blohm & Voss, которая сумела воплотить в нем качества как военного корабля, так и торгового судна. По предложению морского командования корабль назвали в честь писателя Иоганна Кинау (Johann Kinau), публиковавшегося под псевдонимом Горх Фок. Популярный маринист, сын рыбака из Гамбурга, он погиб в 1914 году во время Ютландского сражения - крупнейшей морской битвы Первой мировой войны.
Gorch Fock был первым барком из серии новых учебных кораблей, построенных для германского флота. Его младшие братья, заложенные уже после прихода Гитлера к власти, получили идеологические имена в честь немецких нацистов. Сейчас один из них ходит под флагом США и называется Eagle. Другой принадлежит Португалии - Sagres. До Второй мировой войны Gorch Fock ежегодно совершал несколько коротких рейсов по Балтике и Северному морю. Еще один дальний - через Атлантику. Постоянная команда - 60 человек. Плюс 180 кадетов. "Корабль мечты", - так его называли не только в Германии, но и за границей.
После войны барк подняли и отремонтировали, чтобы передать СССР в зачет репарационных выплат. В советские времена под его парусами прошли практику несколько поколений моряков советского торгового флота - более 12 тысяч курсантов Херсонского училища имени лейтенанта Шмидта и почти двадцати других учебных заведений. Около полутора тысяч из них стали капитанами.
Как этот немецкий барк, входивший в семью знаменитых на весь мир советских учебных парусников, снова оказался в Германии? В 1991 году сразу после распада Советского Союза на корабле, приписанном в Херсоне, был поднят желто-голубой флаг: от министерства морского флота СССР учебный барк перешел в собственность министерства просвещения Украины.
У властей Украины средств на ремонт по-прежнему не было. Где найти спонсоров? Может, на родине парусника в Германии? В 2000 году в Вильгельмсхафене должна была состояться морская часть международной выставки EXPO. Организаторы пригласили парусник принять в ней участие. В немецкий порт, где он остался до 2003 года, парусник притащили с помощью буксиров. "Друзья парусного флота", согласно договору, продолжали заботиться о паруснике и его команде, искать деньги и сухой док для ремонта, однако отношения с украинской стороной постепенно ухудшались.
В 2000 году немецкие энтузиасты начали переговоры с властями Штральзунда, предложив выкупить корабль и вернуть его в первый порт приписки. Властям ганзейского города идея понравилась. Они гарантировали бесплатное место для стоянки и поддержку. Украина требовала за корабль один миллион евро, но затем цену удалось снизить до 500 тысяч. Сделку оформили, на корабле был поднят немецкий флаг. В Штральзунд барк, несколько раз ходивший в кругосветные плавания, пришлось везти в плавучем доке. После ремонта он был пришвартован в здешнем порту и стал одной из популярных городских достопримечательностей.