Добрый день!
Филиппов в свое книге "Осажденный Севастополь" пишет:
Таврия С. 1983г. стр.304► Показать
За четвертым бастионом все обращали внимание на одну батарею, которую сооружали исключительно женщины; они были одеты по-мещански, но руки, мало привычные к грубой работе, лица с своеобразным выражением глаз, как бы стыдящихся дневного света, — все указывало на их профессию. Это были проститутки, живущие в трущобных домах за Театральной площадью. Пошли они на работу добровольно, когда узнали, что их притоны, по всей вероятности, одни из первых подвергнутся неприятельским выстрелам. Здесь были слишком знакомые севастопольским юнкерам и молодым офицерам Дуньки и Таньки, были и девицы самого дешевого сорта, знавшиеся только с солдатами и матросами. Последние работали живее и подсмеивались над белоручками.
— А что, мамзель, — говорил одной из девиц поприличнее проходивший мимо щеголеватый штабной писарь, — небось не хотите попасть в руки французу? А ведь французы, говорят, преантиресные кавалеры. Скажите, вы бы дали французу поцеловать себя в ваши сахарные уста?
— Я бы ему все глаза выцарапала, — ответила ночная фея, продолжая свою работу.
Она, видимо, устала, вся обливалась потом и тяжело дышала.
— Как же! Дождутся они от нас, проклятые, чтобы мы их еще целовали! подтвердила другая, с виду попроще, говорившая сиплым пьяным голосом. Разве мы не русские? У нас также есть крест на шее! Целоваться с французом! Вишь, что выдумал, оголтелый черт.
Она даже сплюнула и с ожесточением ткнула лопатой в землю.
Батарея так и была прозвана "Девичьей" *
-----------------
* История любит все эксцентричное. Она сохранила в "Девичьей" батарее воспоминания о работе нескольких десятков падших женщин, но нет названия батареи, которое служило бы напоминанием о работе сотен матросских жен и дочерей, помогавших сооружать батареи. — Примеч. авт.
Автор много лет собирал материалы к этой книге, разговаривал с очевидцами событий.
Хотелось бы знать: имеются ли документальные подтверждения того, что Девичья батарея была построена именно девушками "лёгкого поведения" (упоминания в архивных документах или хотя бы мемуарах) - или всё же Филиппов принял "за чистую монету" городскую байку?
Если этот вопрос уже где-то обсуждался, перенаправьте меня в ту ветку, пожалуйста. Я не нашла