Четыре года назад, когда митрополит Лазарь назначил Серапиона Боцвина наместником Шулдана, Челтер-мармары, храма Донаторов и других средневековых памятников я был прямо-таки фанатом восстановления средневековых пещерных церквей и монастырей.
Тогда я писал книгу по истории государства Феодоро, с которым связан расцвет пещерных монастырей и крымского Православия. Мне искренне хотелось помочь отцу Серапиону, я предлагал ему создать и раскрутить в сети сайт с целью привлечения средств на возрождение пещерных монастырей.
Но буквально через пару месяцев меня ждал настоящий ШОК!!! В сентябре 2004 года я повел группу из двух своих друзей и сестры одного из них в монастырь Шулдан, где только недавно появились послушники. На подъеме (весьма затяжном) я втирал им о возрождении древних пещерных монастырей, православной традиции, исихазме и пр. И вот мы подошли к монастырю Шулдан, где до этого я неоднократно бывал. Вход преграждала запертая дверь с колокольчиком. (Кто знает Шулдан – там вход в комплекс перекрыть очень легко, потому как к храму ведет пещерная галерея с одним проходом). Мы позвонили. Дверь открыло пьяное чмо (извиняюсь, но другого термина более приличного подобрать не могу). Я спросил:
- Можно ли пройти в храм помолится?
На что услышал замечательный ответ, сдобренный запаханном «Славянки», которая тогда называлась «Сотерой».
- Молится, у себя дома будешь около параши!
За спиной «старца», преградившего вход в обитель, хохотали пьяные шалавы. Нам повезло, меня увидел мальчик, который подвизался в монастыре и он прошептал на ухо «старцу», что я в хороших отношениях с наместником отцом Серапионом. (Кстати, с этим пьяным чмом буквально за месяц до этого я сталкивался в Южном монастыре Мангупа, но он меня не узнал. Тогда его ответ на вопрос: «Можно ли пройти в храм?» был другим: «Я не срал пять часов, пошли отседава!!!».
С грехом пополам мы зашли в храм Шулдана и помолились. Но на этом дело не закончилось. Когда мы шли обратно по тропе (единственной) под скалой отроки явно обкуренного вида стали кидать в нас камнями сверху, чуть не убив одного из моих спутников (камень упал буквально в 10 см. от его головы) с криками: «Хули вы тут шляетесь». Сверху хохотали пьяные шалавы.
У мальчика, благодаря которому я прошел в «обитель» летом был очень хороший котенок, когда я спросил его, где кошка, тот ответил: «Братия зарезала, освеживала и съела, поскольку водку было нечем закусывать».
Нетрудно представить, что мне сказали мои друзья о возрождении средневековых монастырей и о православии в целом.
Такая вот добрая и замечательная история. С тех пор настоятельно рекомендовал всем своим знакомым обходить десятой дорогой Шулдан.
А что касается Четлтер-мармары, мне очень нравилось прийти туда с молитвенником и прочитать каноны в храме, где полная тишина и никого нет. Неужели и там теперь обоснуется банда алканавтов, нариков, мужеложцев, шалав и кошкоедов!!!???? Искренне надеюсь, что этого не будет, и что там будут находиться приличные граждане. Но как то слабо верится.
Если честно, то «возрождение пещерных монастырей» мне напоминает банальный самозахват точек для производства бабла. Если монастырь Чилтер-мармара возник как место поклонения обители аскета, жившего в карстовой пещере пятого яруса монастыря, то сейчас он «возрождается» в плановом порядке. Не дай Бог, чтобы у его «возрождателей» была такая логика: «Раз нет аскета, поселим туда нарика-бомжа, чтобы застолбить точку!» Дай Бог, чтобы это было не так. Надеюсь, Грозный (неИван) меня переубедит, что «шелданские старцы» это рудимент прошлого, и что сейчас в Чилтере любой человек сможет зайти и помолится Господу.
Раньше бы с ужасом ожидал, того, что там будет, но сейчас вспоминаю Писание: "Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть" (Мф. 24:6).
Последний раз редактировалось skifos 30 сен, 2008, 22:57, всего редактировалось 1 раз.
|