BP писал(а):
Без согласия Турции такая база маловероятна
Относительно трактовки автором этой статьи конвенции Монтре -
http://www.rambler.ru/news/events/army/565906493.htmlЦитата:
Конвенция Монтрё сохранила за торговыми судами всех стран свободу прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Однако режим прохода военных кораблей различен в отношении черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские державы могут проводить через них в мирное время военные корабли любого класса, а нечерноморские страны – только небольшие боевые корабли, плюс существует ограничение по тоннажу (общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Черном море не должен превышать 30 тыс. тонн – с возможностью повышения этого минимума до 45 тыс. тонн в случае увеличения численности ВМС черноморских стран). Ограничены также сроки пребывания боевых кораблей нечерноморских стран в акватории Черного моря – не более 21 суток.
В случае участия Турции в войне или в случае если Анкара посчитает, что ей непосредственно угрожает война, она имеет право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы.
Возможность повышения минимума до 45 тыс. тн возникает, "если в любой данный момент, тоннаж наиболее сильного флота в Черном море превысит по крайней мере на 10000 тонн тоннаж наиболее сильного флота в этом море ко дню подписания настоящей Конвенции", т.е. 20 июля 1936 года.
Статья 18 Конвенция о режиме проливов -
http://www.tuad.nsk.ru/~history/Global/montre.htmlТ.е. необходимы данные по тоннажу самого сильного флота в 1936 году (скорее всего, это был Черноморский флот СССР) и сегодняшний тоннаж флотов черноморских стран. Специалисты говорят, что сегодня это Турецкий флот.
"В настоящий момент, по оценке российских военных, силы ВМС Турции превосходят Черноморский флот России более, чем в 2 раза".
Надо это проверить по официально заявленному тоннажу кораблей Турции и России в Черном море.
Однако, можно с уверенностью сказать, что тоннаж самого сильного флота сегодня вырос более чем 10 тыс. тн по сравнению с тоннажом наиболее сильного флота в 1936 году.
Т.е. вроде бы должно действовать ограничение в 45 тыс. тн.
Но в статье 18 Конвенции есть еще пункт с) "тоннаж, который какая-либо из неприбрежных Держав будет иметь право иметь в Черном море, будет ограничен двумя третями общего тоннажа, предусмотренного в изложенных выше параграфах "а" и "b"".
Т.е. как не крути получается 30 тыс. тн.
Однако, если НАТО примет решение уничтожить Черноморский флот, вряд ли Конвенция смягчит ситуацию, тем более что максимальная ширина Черного моря 1200 км (Севастополь к Эгейскому морю ближе), а дальностью стрельбы КРМБ «Томагавк» примерно 1250–1600 км – в зависимости от модификации.
Дальность стрельбы в 2500 км соответствует стратегическому варианту этой КРМБ, оснащенному ядерной боевой частью типа W80 (вес БЧ – 132 кг, мощность – до 150 кт).
Но возможность применения ядерного оружия пока обсуждать не будем.
P.S.
США уже нарушил Конвенцию Монтре - Статья 14 Общий максимальный тоннаж всех судов иностранных морских отрядов, могущих находиться в состоянии транзита через Проливы, не должен превышать
15 000 тонн за исключением случаев, предусмотренных в статье 11 и в Приложении III к настоящей Конвенции. (статья 11 касается прибрежных стран, а приложение III - Японии). LCC-20 Mount Whitney –
18400 тн.
Хотя по общему тоннажу кораблей в Черном море старается ее соблюсти.
LCC-20 Mount Whitney – 18400; FFG-50 Taylor - 4100 тн; TAGS 60 Pathfinder - 5000 тн.
О местонахождения катера береговой охраны Coast Guard Cutter Dallas (ВНЕС 716) - 3250 тн. информация противоречива.