vodolaz писал(а):
Это не тот, который на картах про 2-ю оборону обозначен как "Ветряк ЦАГИ"?
Доцент, севастополец с 1924 года Касаткин Алексей Алексеевич. Харьков - Севастополь.
"
Загадка Севастопольской ВЭС (Ветроэлектростанции).Севастополь в начале 30-х, как и вся страна включился в выполнение Первого Пятилетнего плана. И если для всей страны это была борьба с разрухой, то для Севастополя это было еще и укрепление обороноспособности страны.
Возможно, Вы читали, в моих файлах об одной загадке Севастополя – железобетонном мосте, который пережив две смены борющихся за Севастополь, остался не взорванным, вопреки логике войны. Рассматривая историю появления моста, освещался и вопрос создания на ЧФ нового вида оружия – торпедных катеров. Это значительно усиливало боевую мощь флота с минимальными затратами.
Организация, которая участвовала в этих работах ЦАГИ – Центральный аэро-гидрогазодинамический институт - мозговой центр фанатов авиации. Аналог американской NACA. Только мы тогда читали «НАКА» и пользовались её материалами. Мы, это авиамоделисты Дома пионеров Севастополя.
Сила памяти: Сказал НАКА и тут же в уме выскочило «М-12» - крыловой профиль разработанный американскими учёными. Мы его использовали строя авиамодели. И его конфигурацию помню – довольно утолщенный с несколько необычным «животиком», у которого выпуклость смещена к выходной кромке. Но это так, чтобы подтвердить возможности своей памяти. Это было время, когда к молодёжи «прицепилась» как инфекция любовь к авиации. Ну как было не заболеть? Трудно сейчас и представить Туполевскую «Летающую лодку Чайка» в Севастопольской бухте. Представьте, что против Приморского совершил посадку АН-12. По размерам они были близки, только у «Чайки» крыло по форме напоминало крыло чайки. Да и энергетика была послабее.
Чуть ли не настольной книгой была книга «Ваши крылья» американского лётчика Уилки Колинза.
Ну, а как это следует из создания торпедного катера Г-5, ЦАГИ занималось не только самолетами. Впрочем, в названии организации отражено и «аэро», и «гидро», и «газо».
Но вот создание организацией ЦАГИ ветроэлектростанции ставит историков в тупик: причем тут ЦАГИ и электростанции?
А если подумать, проанализировать?
Конец 20-х, и 30-е годы ХХ века - интенсивные работы по совершенствованию авиации. Много работали над крылом, над его лётными показателями в зависимости от профиля и конфигурации крыла.
Было создано сложное крыло с предкрылком и закрылком, резко улучившие показатели крыла при различных условиях полёта. Было сделано много по созданию оптимальных крыловых профилей для различных условий полёта.
И тут аэродинамики вспомнили о ветряках. Старых, с холщевыми лопастями и более современных с многолопастными колёсами диаметром до двух метров. Однако аэродинамикам такая техника не подошла и они остановились на трехлопастном колесе. Проходил поиск оптимального решения. Делали колесо и четырёх, и двух, и даже однолопастное. И всё это методом «втыка», и в 60-70-х годах того же ХХ в.
А учёные ЦКТИ, разобравшись в «Крыле с центробежными силами», ещё в конце 20-х спроектировали ВЭУ, добились ассигнований (а они ведь в 200 раз выше, чем для тепловой электростанции!) и в 1932 году ВЭУ построили и запустили.
Они далеко смотрели вперед и подключили ВЭУ к муниципальной электростанции Севастополя. Поставили П-образные опоры и провели 6-ти км линию. На этой электростанции стояли дизели, и вопрос регулирования мощности ВЭУ решался сам собой. Ветроэлектрическая станция стала работать на Севастопольскую энергосеть, выдавая максимум ветровой энергии. (С 1933 г. ВЭС была принята «Севэнерго» в эксплуатацию и те, кто отвечал за неё во время войны, просто бросили её.)
Читатель скажет «Ну и что в этом удивительного?»
А то, что на Западе ВЭУ стали строить только после 50-х годов ХХ в.!
Я жил недалеко от Сев.ВЭУ до 1937 года и станция работала постоянно. Запомнился шуршащий звук вращающихся лопастей, если подойти на 200 – 300 метров к ВЭУ. Четко различалась частота вращения – 2-3 об/сек (120-180 об/мин). Иногда меня спрашивают: Ты что, мерил расстояние? Мерил! В наше время фисзанятия были не галочкой в журнале, а реальным, увлекательным делом. И не считано, сколько раз пацаны отмеряли стометровку! Глаз привык к этой, нашей «Мерной миле».
Началась война.
До октября немецкая авиация Севастополь не бомбила. То, что принято называть «бомбили» - плохая работа немецких лётчиков сбрасывающих магнитные мины мимо фарватера. А если бы бомбили, то, несомненно, разбомбили бы и ВЭУ. А впрочем, слишком уж лакомой была «конфетка».
К сентябрю 1941 года обстановка прояснилась настолько, что Правительство приняло решение об эвакуации всего ценного из Севастополя. Родители моей будущей жены работали в Морзаводе и рассказывали после войны, как эвакуировали Морзавод. Действительно «Мели под метёлку».
Эвакуация началась ещё в августе (я видел, как эвакуировали Железнодорожный техникум). Севастопольские архивы вывезли в середине сентября.
Особенно интенсивно шла эвакуация во второй половине октября. И как приказ звучало в голове: «Вывезти всё ценное!»
Ну, а ВЭУ? О ней у меня «голова не болела»: Оборудование ценное, разобрать до транспортабельных блоков не проблема и корабли доставят всё на Кавказ. Так я думал, увидев ветроводокачку под Элистой. Точно такую же, как та, что работала у нас в совхозе под Севастополем.
И думал, что ВЭУ ЦАГИ уже работает где-то на Урале.
После войны в энергетической литературе я увидел рисунок Сев.ВЭУ и основные её данные. И никаких данных о её судьбе.
В Интернете о судьбе ВЭС ЦАГИ сказано «В 1931 г. в Крыму по проекту ЦАГИ была сооружена крупнейшая в то время в мире отечественная ВЭУ «Д-30» мощностью 100 кВт с диаметром колеса 30 м, которая проработала до 1941 г. и была разрушена немцами…» Скромненько сказано. А зачем её «рушить»? Они её просто демонтировали и вывезли nach Faterland и там основательно разобрались с тем, что ж это такое – ВЭС?
В феврале 2009 года, узнав, что я жил около этой станции 75 лет назад, Александр Александрович Люшня, преданный ветроэнергетике, подарил мне фотографию ВЭУ ЦКТИ и она меня поразила! Около неё находились немецкие солдаты!
Вот загадка!!
Как это произошло?
Ведь это можно трактовать как головотяпство, так и предательство. Я долго думал над этим и ничего объясняющего этот факт не мог найти.
Есть одно объяснение, но «зыбкое». В СССР вопросы секретности были доведены до культа -(началась война, а новая техника стояла запломбированная, доступ к ней был разрешен определенному кругу лиц). И если тот человек, который имел допуск к секретной технике погибал, то может оказаться, что выполнить приказ о уничтожения установки было уже некому. При просмотре фотографии возникли вопросы.
Первый вопрос: Когда сделан снимок?
Думаю, что при штурме 35-й батареи (6 км по прямой от ВЭУ до 35-й ББ), по времени это первая неделя июля 1942 года.
Почему она осталась и не эвакуирована?
Это тяжелый вопрос. Было бы легче, если бы ВЭУ хотя бы демонтировали!
А так стоит только с перебитой лопастью. И авиация не бомбит, и артиллерия не беспокоит. И возникает подозрение: немцы уже считали её своей? Что Вы, читатель, знаете по поводу Сев.ВЭС? Возможно она была восстановлена и до сих пор работает где–то в Германии? И в этом я не вижу ничего осуждающего. Так, харьковчане могут посетить ЭСХар и посмотреть на паровую турбину фирмы «Митсубиши», а немцы пусть смотрят на ВЭС-30 - это наследие войны.
То, о чём я пишу не просто один из многих случаев. Установка уникальная. Её создание опередило время на 50 лет!
При освобождении Севастополя, полоса наступления нашей 128-й дивизии проходила через площадку ВЭС, Французское кладбище и на Камышовую бухту. Даже невероятным кажется совпадение: Я проходил там, где жил мальчишкой, где ходил в начальную школу, где видел тогдашнее чудо техники. И не только видел, но и осязал, лазая с мальчишками по её фермам.
Я 8 мая 1944 года был на том месте, где стояла ВЭУ ЦАГИ, и обнаружил лишь куски бетона. Немцы вывезли все, даже кольцо из рельса по которому каталось колесо упорной штанги.
Возможно, ВЭУ ЦАГИ была толчком и опорным пунктом в создании ветроэнергетики Германии, ныне самой крупной в мире! С полной установленной мощностью на начало 2008 год в 22247 Мвт! Самая мощная в мире. И возникает вопрос: Не сыграла ли положительную роль в ветроэнергетике Германии та, первая, взятая как трофей ВЭУ Д-30 ЦАГИ?
Это может показаться «натянутым», но посмотрите на развитие ветроэнергетики в мире, в 2005, 2006,2007 годы.
Из представленных 36 развитых стран мира, наибольшую установленную мощность ветровых электростанций имеет Германия – 18428/20622/22247 мВт (по годам).
США – 9149/11603/16819 мВт. А рекордсмен Испания с её 10028/11615/15145 мВт.
Более выразительна цифра мВт на человека: (По 2007году) США 0,0574, Германия
0,27мВт и Испания 0,377. Для примера, Россия и Украина 0,0002267 и 0,00186 мВт на человека. Следует уточнить, что это мощность «брутто» - максимально возможная. Средняя мощность зависит от метеорологической особенности местности, где установлена ВСУ.
А чем объяснить феномен Испании? Здесь сыграли большую роль высокие цены на органическое топливо.
А загадка остается. Куда девалась ВЭУ ЦАГИ?"
http://www.grafskaya.com/article.php?id=2280