В своё время приходилось бывать на обоих 1164-х.
На "Славе", когда стояла у 12-го. На "Адм. Лобове" - у стенки в устье речки Ингул, где строили-строили... и, как я понимаю, догнивает и теперь... Правда уже под другим, более соответствующим нынешнему состоянию именем...
Экипаж "Славы", как и др. кораблей ВМФ, называл нас "промышленность". Что было не совсем верно. Но речь не об этом.
Раз уж разговор зашел о комплексе ПВО "Форт", вставлю и свои 5 коп.
Насколько мне известно, это - корабельный вариант С-300.
Впервые он был установлен на Большом Прогулочном Корабле "Азов" (попрошу без обд, но так уж вышло). Поскольку "гулял" этот БПК в основном между Николаевом, Севастополем и Феодосией.
Работы по "Форту" на борту "Азова" шли с большим скрипом и весьма продолжительное время.
Тем не менее "сиська с писькой" появились на борту РКР новой, как тогда планировалось, серии - проекте 1164.
А теперь небольшая, но забавная история, которую я собственно и хотел рассказать. Так сказать зарисовка к портрету Времени и Страны...
Было тогда начало 80-х. Чтобы попасть на борт нового РКР "Слава" - убийцы авианосцев, нужно было пройти соотв. проверку, дать подписку и т.п.
Всё было очень серьёзно. Ни о каких саммитах на борту боевого корабля, в порту вероятного противника никто и помышлять не мог. Даже в бреду... Да и сам Горби тогда был известен лишь в узком круге ставропольских комбайнёров и односельчан.
Занимальсь мы тогда регулировкой и ремонтом одной из частей корабельной РТС. Надо сказать накопились тогда у нас "вопросы" к части экипажа. Дело в том, что квалификация офицеров и мичманов, прямо скажем, оставляла желать много лучшего. Надо было видеть "святое" недоумение на лицах командиров, когда помытая по их приказу горячей водой аппаратура почему-то ?! выходила из строя. Несмотря на то, что вся пыль была смыта...
Но ещё более удручала нас неспособность использовать все возможности заложенные в системе теми, кто был обязан это знать и уметь по долгу службы. А порой и полное непонимание функций и возможностей своей аппаратуры.
Но не всё было так безнадежно!
Был там один мичман (имени которого я теперь уже не помню, к сожалению). Это был большая умница. Он практически на равных общался с нами (теми, кто изучал всю тех. документацию, специализировался на этом, имел соотв. образование и опыт, напрямую общался с разработчиками), хватал всё на лету, знал массу тонкостей и даже мог выполнить несложный ремонт или настройку. И поэтому он пользовался заслуженным авторитетом у экипажа. К нему всегда приходили офицеры, чтобы узнать хоть что-то о возможностях их комплекса, о том, как с ним работать. Практически он проводил занятия не только с матросами и старшинами, но и мичманами и офицерами.
В общем - вся надежда в море была на него.
Мы тогда всё спрашивали у него, почему он "сидит" в мичманах, не поступает в училище. А он утверджал, что с его разрядом и холостым положением ответственности и денег ему и так хватает...
Ну, так вот. Однажды ушла "Слава" в средиземку. Через день-два после этого собираемся мы утром на причале у Графской. И что же мы видим, что мы созерцаем?! Стоит наш мичман на пирсе, поджидает катер в Голландию...
- Особисты, отвечает, обнаружили
, что состоит он в тесном родстве с троюродной тётей - гражданкой Канады!
И теперь он не знает, огорчаться ему... или радоваться появлению новой родни...
А история эта имела счастливое продолжение (во всяком случае для мичмана, теперь уже бывшего).
Через год-полтора встретили мы его в Петергофе. И тогда он был уже курсантом известного и прославленного "училища работников эстрады им. Попова". Думаю, вышел он из него настоящим спецом и офицером.