Предположения части юристов:
Крымскую недвижимость, права на которую оформлены по законодательству Украины, вероятнее всего нужно будет переоформить согласно положениям русского законодательства. Процесс и порядок переоформления прав собственности на недвижимость в обычной ситуации решался бы на уровне государственных переговоров и выработке совместной позиции и механизмов. Но в нашей, учитывая непризнание Крыма как независимой (отдельной) республики, а также результатов референдума о присоединении к Российской Федерации, процесс урегулирования собственности будет носить односторонний характер. Российский.
Изменения территориальной юрисдикции глобально не должны влиять на статус собственности и собственника, если речь идет о гражданах и компаниях. Только права на недвижимость должны быть приведены в соответствие с требованиями того государства, на территории которого недвижимость будет находится постфактум. Согласно нормам международного права, право собственности и другие вещные права на недвижимое и движимое имущество определяются правом государства, в котором это имущество находится — "закон местонахождения вещи" (lex rei sitae). Тоже самое касается и последующих сделок по купле-продаже имущества, а также защите прав собственности на недвижимое имущество, которая осуществляется в соответствии с правом государства, в котором это имущество находится.
В России вопрос с недвижимостью концептуально решен так же как и на Украине, на федеративном уровне (украинский законодатель, вероятнее всего, готовил украинских граждан к тому, что бы процесс поглощения РФ Украины был безболезненным). Существует Федеральный Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними", согласно которому государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ними в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. С недвижимости, как и на Украине, предусмотрена уплата налога, который носит местный характер.
Защита же собственности будет происходить, в судах той же Республики Крым (согласно Федеральному Конституционному закону о судебной системе Российской Федерации, к федеральным судам относятся в том числе Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции), что конечно же значительно затруднит этот процесс. В перспективе эти процессы скорее всего перекочуют в Европейский суд по правам человека в вопросах защиты прав частных лиц.
Всеобщая Декларация Прав Человека, принятая резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года, в ст. 17 провозглашает: "Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими" и "никто не должен быть произвольно лишен своего имущества". Согласно положениям Гражданского кодекса РФ (ст. 235), обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 настоящего Кодекса. В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Специального федерального закона о национализации в России не существует, что значительно затруднит процесс возможной национализации находящегося на территории Крыма имущества. Учитывая же всю сложность такой процедуры, а также обязательства по возмещению причиненных убытков, можно предположить, что этот вопрос будет решен Парламентом/ Премьер-Министром Крыма. В сравнении, в Южной Осетии вопрос национализации части приватизированного имущества грузинских граждан был решен путем принятия Указа Президента Осетии, которым так же были аннулированы все сделки на основании которых эта собственность возникла.
|