Не в сети |
|
 |
Зарегистрирован: 15 сен, 2015, 22:59 Сообщения: 39
Репутация: -6
|
Размышления на тему ЕГЭ. И не только.
► Показать Три вопроса на актуальную тему.
Знатное происхождение есть благо, но это -- благо Предков.
Богатство почетно, но это – дело счастья.
Сила завидна, но она разрушается возрастом и Болезнями.
Образование – единственное, что Божественно и бессмертно в нас.
Плутарх
Цитата древнегреческого философа – выбрана не случайно. Проблема образования, как одного из важнейших социальных институтов и проблема образованности человека – это проблематика, которая будет актуальной во все времена.
Какую профессию выбрать? В какое учебное заведение поступать? Когда начинать подготовку к школьным выпускным экзаменам (ЕГЭ) и возможно к дополнительным внутренним экзаменам в ВУЗе (ДВИ –дополнительное внутреннее испытание)?
Возникает дополнительный вопрос. Почему обязательно высшее образование, когда можно закончить 9 классов, получить основное общее образование и идти учиться в ПТУ или в колледж? Конечно можно, но мы живем в обществе динамично развивающихся технологий, в котором быстро усваиваются тенденции высокоразвитых стран.
Суть их состоит в том, что уже сейчас высококвалифицированный рабочий – это специалист с высшим инженерно-техническим образованием. Так, ведущие корпорации Японии, установили данную планку к квалификации своих работников, еще в 80-х годах прошлого столетия.
Высококвалифицированный специалист – это личность с определенной системой развитых задатков и способностей, которые развивались и совершенствовались в человеке задолго до поступления в высшую школу. Не случайно, практически все предметы, внесенные в перечень единых государственных экзаменов – начинают изучаться с 5 класса, то есть с 1 года обучения в основной общей школе.
Это период, когда дети вступают в предметно-кабинетную систему, то есть, педагог, который вел в начальной школе основную часть предметов – передает эстафету учителям-предметникам.
Кем стать? Какую профессию выбрать? В 5-6 классе еще рано отвечать на данный вопрос. Наверное. Однако определить то, к чему больше склоняется ребенок в процессе своего многогранного познания мира – необходимо. Гуманитарный профиль, физико-математический, естественнонаучный – этот перечень профилей в образовании далеко не полный и его можно продолжить.
Учителя-предметники отмечают увлеченность теми или иными предметами. При этом, следует отметить, что специализация в 5-9 классах – это скорее редкое исключение из правил, чем норма школьного учебно-воспитательного процесса.
У школы другие задачи: выполнение учебных планов и программ, определение методологических целей и задач, ежедневное написание (от руки) многочисленной документации. Не до профиля в этом случае.
Между тем, ведущие ВУЗы России, начинают олимпиады, практически по всем предметам уже с 7-8 класса. Поиск одаренных детей, ''охота за мозгами '' – давно сложившаяся практика в образовательной среде. ВУЗы не желают принимать на бюджет, да еще и на престижную специальность ''кота в мешке '' и по одной простой причине – такой студент, скорее всего, будет отчислен по причине неуспеваемости.
‘’Времена меняются и мы вместе с ними‘’. Так говорили древние римляне. Пора признать тот факт, что времена крылатой фразы: ''Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь'' – ушли в безвозвратное прошлое.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) обязывает учащихся владеть русским языком и знать базовые основы математики. Государство имеет на это полное право, так как гарантирует бесплатное и доступное образование на уровне основного общего и профессионального образования. По этим предметам в 9 классе учащиеся сдают ОГЭ – обязательный государственный экзамен, а в 11 классе ЕГЭ – единый государственный экзамен. Планируется, что с 2018 года обязательным станет экзамен по иностранному языку.
‘’Google тебе в помощь! Internet – вместо книг и газет!‘’. К счастью, прошли те времена, когда информационные технологии, рассматривались как универсальный способ решения всех проблем в образовательном пространстве. Это прекрасные инструменты, созданные человеческим разумом с целью расширения возможностей процесса познания. Но это не сами знания, умения, навыки (компетенции, как модно сейчас говорить).
Дети не читают, а просматривают тексты, их больше интересуют игры, а не информация, электронные учебники не являются полноценной заменой печатных изданий – все это факторы, обусловленные компьютеризацией процесса получения знаний.
В этих условиях дети оказываются не готовыми, а порой и не способными выполнять требования, предъявляемые к ним. Многие предметы в 5-9 и в 10-11 классах – читаются по 1-2 урока в неделю. Педагогическая наука свидетельствует о том, что такой объем информации за неделю забывается (если нет дополнительных занятий и факультативов).
Информация лучше воспринимается учащимся в малой группе (5-9 человек). Наполняемость обычного класса – 30-35 учащихся при продолжительности урока в 45 минут. По 1.5 минуты индивидуального внимания на каждого учащегося. В таких условиях порой ни до ОГЭ ни до ЕГЭ – дело не доходит.
Следует отметить и тот факт, что многие учителя-предметники не работают с 5 по 11 класс, а лишь с 5 по 9. Причин много. Более низкая квалификация. Нежелание нести ответственность за итоги ЕГЭ по своему предмету. Стремление облегчить себе работу. Педагогическое выгорание.
Работа с одаренными детьми, участвующими в предметных олимпиадах и конкурсах – отдельная тема. Как известно призеров и чемпионов спортивных олимпиад готовят на профессиональном уровне 10-15 лет. Победителей и призеров предметных олимпиад 4-7 лет. Дополнительное время на индивидуальную работу или работу в малых группах. Огромный объем информации, получаемой из различных источников. Всего этого, как правило, не хватает в большей части общеобразовательных школ.
Учитель зачастую не имеет ни моральной, ни, тем более, материальной мотивации. К слову, качественные энциклопедии, справочники, сборники олимпиадных заданий – все это стоит не малых денег. Отсутствуют такие издания и во многих школьных библиотеках.
Школьные учебники нацелены на реализацию образовательного стандарта. Используя только их при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ – сдать успешно экзамены проблематично.
Решением проблемы является предоставление дополнительных образовательных услуг. Тенденция последнего десятилетия в нашей стране (ЕГЭ сдается в России с 2006 года) – развитие и расширение сети центров углубленной профильной довузовской подготовки. Это направление имеет успех. Образовательные услуги – это один из сегментов рынка, который функционирует по законам, диктуемыми рыночными отношениями.
Качественное образование – это не только деньги, но еще и выгодная инвестиция на долгосрочную перспективу. Специалисты посчитали, что рубль, вложенный в образование, возвращается в валовой национальный продукт, страны через 25 лет, в стократном размере.
Задумываются ли об этом родители, думая о будущем образовании своих детей? Вопрос риторический, если учесть тот факт, что многие из них считают возможным успешно подготовиться в 9 классе к ОГЭ и в 11 классе к ЕГЭ за 1-3 месяца.
Когда начинать готовится к успешной сдаче ОГЭ в 9 классе? Как показывает практика – с 7-8 класса, но не позже чем за год до экзамена. К сдаче ЕГЭ – с 10 класса, и также, не позже чем за год.
Министерство образования и науки России планирует завершить переходный период для учащихся Севастополя и Крыма в этом 2015-2016 учебном году. Это означает на практике тот факт, что все выпускники 2017 года, если они желают продолжить свое обучение в ВУЗе – будут сдавать ЕГЭ обязательно. Без наличия сертификатов по обязательным и профильным предметам за ЕГЭ – ни один ВУЗ Крыма и Севастополя не будет принимать на обучение абитуриента.
В этом году выпускников школ по всей стране будет не более 700 тыс. человек. Это дети, родившиеся на пике падения рождаемости в России в 1999-2000 годы. Тогда родилось 1,2 млн человек (для сравнения, в 1987 г. – 2,5 млн) Количество бюджетных мест не возрастет. А конкурс на 1 бюджетное место, да еще на престижную специальность? Ответ очевиден.
На престижные специальности количество бюджетных мест было всегда ограничено. В этом году это число было сокращено Постановлением Правительства РФ на 100 000 мест при 700 000 выпускников этого года.
Государство выделяет больше бюджетных мест на подготовку по специальностям, которые необходимы для экономики страны. Но, на многие из этих специальностей, не много желающих обучаться или конкурс 0.5-0.4 человека на место. Почему? Профессия не престижная? Зарплата после выпуска небольшая? Надо отрабатывать 3-4 года по месту распределения?
Из года в год растет число ВУЗов, которые вводят дополнительные внутренние испытания (письменные экзамены или собеседование). Их не устраивают только результаты ЕГЭ.
Чем выше результаты, тем больше шансов обучаться в престижном ВУЗе на избранной специальности. Чем результаты ниже – тем менее престижен ВУЗ и специальность, тем выше цена обучения. Как видим – зависимость прямо пропорциональная.
В современном обществе информация и знания – это товар. Высококачественные знания - это товар, цена которого, соответствует качеству.
Англичане говорят: '' Мы не на столько богаты, чтобы покупать дешевые вещи'', а русские издревле говорили: '' Дешево купишь – дороже обойдется''. В настоящий момент обучение во многих престижных ВУЗах нашей страны составляет 3-5 тысяч условных единиц в год по курсу Центрального банка России на момент заключения контракта. Умножьте эту сумму на 5-7 лет обучения и ответьте на вопрос что дешевле: оплатить качественную подготовку для поступления на бюджет, или оплачивать весь процесс обучения?
Очень хотелось бы перевести обсуждение данной проблемы в очное живое обсуждение обозначенных проблем с теми, кому не безразлична проблема образования их детей, внуков и племянников.
Преподаватель-консультант
предмета Обществознание
Севастопольского центра
Дополнительного образования “5 из 5”
Дубровский В.Ф.
_________________ "Пять из Пяти"
Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ
ул. Воронина, 10
моб.телефон/viber: +7 978 143 43 55
сайт: www.5iz5.ru
5iz5sevastopol@mail.ru
|
|