Сольный концерт одного из выдающихся музыкантов современности – лидера легендарной группы Pink Floyd Дэвида Гилмора. Этот концерт был исполнен Гилмором две ночи подряд 7 и 8 июля 2016 на арене древнеримского амфитеатра в Помпеях спустя 45 лет после записи одноименного концерта группы Pink Floyd. На руинах древнего города собрались 2 600 поклонников музыканта, чтобы насладиться выступлением своего кумира. Во время концерта были исполнены заглавные композиции с последних альбомов Гилмора Rattle That Lock и On An Island, а также уже ставшие классикой Wish You Were Here, Comfortably Numb, One Of These Days и многие другие.
Музыкант испытывал дополнительное давление, ведь он уже имел опыт выступления на той же площадке. Концерт Pink Floyd 1971 года лег в основу другой ленты — режиссер Эдриан Мейлер поместил группу в центр фильма «Pink Floyd: Live at Pompeii», который можно при желании посчитать эдаким анти-Вудстоком. Все строилось вокруг выступления англичан перед пустым амфитеатром. При этом музыканты не скучали: увлеченно занимались воспроизведением шума: использовались гонги и слайд-гитара, артисты шептали в микрофон, а в мини-сет были включены шедевры с «Meddle» («Echoes» и «One Of These Days»), экспериментальная сюита «A Saucerful Of Secrets», а также мрачноватый сингл «Careful With That Axe, Eugene». В то время Гилмор как раз самоутверждался в роли ведущего гитариста («Надо было проявить изрядную ловкость, чтобы занять место Сида Барретта, подхватить его стиль, но при этом идти в собственном направлении», — говорит он). Музыка же в целом как раз выруливала в ту сторону, которая в 1973 году привела к созданию шедевра коллектива «The Dark Side Of The Moon». Примерно половину упомянутого диска Гилмор сыграл во время сольных сетов в Помпеях.
На этот раз экспериментальным концертный фильм назвать сложно. Производством занимался Гэвин Элдер — тот же самый режиссер, который ранее снял концертный фильм Дэвида 2008 года «Live in Gdańsk». «Он попросил меня снять все наилучшим образом, чтобы фильм получился восхитительным и эпохальным, — рассказывает Элдер. — Он хотел, чтобы зрители поняли, насколько величественна эта арена».
«Я старался сильно его не грузить, — рассказывает Гилмор. — Мой план заключался в том, чтобы дать поработать людям с художественным мышлением и посмотреть, что получится в итоге. Мне не хотелось их контролировать или руководить процессом. Я ведь не знаю, как снимать фильмы, я гитарист. А Гэвин знает, что делает».
Несмотря на весь опыт Гэвина работу сложно было назвать легкой прогулкой. Команда должна была быть особенно аккуратной с древними сооружениями. Элдер начал работу на руинах за четыре месяца до концерта, назначенного на июль, чтобы разобраться, как вести съемку в таких условиях. «Все шестеренки должны были работать, находиться на своих местах, — рассказывает режиссер. — Площадка не была предназначена для концертов». В ночь, когда они тестировали оборудование, один из осветителей упал в дыру между руинами и сломал руку. «Не очень-то римляне заботились о здоровье и безопасности», — говорит Элдер.
Камеры не разрешалось ставить на сцену, так что они располагались либо по бокам, либо на кранах. Разрешили использовать лишь камеры на штативах, но их нужно было двигать, что делало съемку крайне трудоемкой. Некоторые из проблем удалось решить, используя дронов, благодаря которым можно было вести с воздуха и получить эффектные ракурсы. (Власти не разрешили полет непосредственно над амфитеатром, и на одном из концертов дрон был отслежен, к счастью, плёнку удалось сохранить).
«У нас есть кадры, снятые с расстояния мили, — с улыбкой говорит Гилмор, вспоминая дронов. — В кадре маленький диск, который, на самом деле является ареной с Везувием позади, когда вы приближаете кадр, свет и дым исходят от этого диска. Это выглядит потрясающе». Главной задачей, по мнению Элдера, было показать значимость и уникальность момента. «Мы чувствовали, что являемся частью истории, уже когда настраивали лазерное оборудование в ночь перед концертом в чарующую южную итальянскую жару, — говорит Элдер. — Было ощущение, будто это уже происходило». Фильм начинается с инструментальной композиции «5 A.M.» с альбома «Rattle That Lock», когда солнце начинает садиться за амфитеатром. «Я хорошо представлял себе, в какое время должен начаться концерт, — говорит Элдер. — Мне хотелось запечатлеть волшебное время сумерек, чтобы вы поняли, что Везувий находится прямо за ареной. Помню, как бегал туда-сюда, потому что осветитель упрямо твердил: «Нет, нет, нет, нужно начать шоу, когда будет темно». И после долгого спора мы достигли компромисса, который определенно работает на шоу». Все получилось отлично.
Оставшаяся часть волшебства была за Гилмором и его группой. Когда он вспоминает первый из концертов, то признает, что нервничал перед выходом на сцену. «Я делал вид, что не волнуюсь, но это было не так». Волнение помогло ему, группа позади него вселяла уверенность. Для европейского этапа тура Rattle That Lock он привлек клавишника Rolling Stones Чака Ливелла и бывшего музыкального директора Майкла Джексона Грега Филлингейнса — нужно было добавить музыке раскованности. «Это больше подходило груву Помпей», — поясняет Гилмор.
В концерте принимали участие трое вокалистов, которые сопровождали Дэвида на протяжении всего тура. Брайан Чамберс, Люсита Жюль и Луиза Клэр Маршалл, которые сыграли решающую роль в исполнении «The Great Gig In The Sky» — номера, который Гилмор не играл с 2006 года. «Луиза подошла ко мне во время репетиции и сказала: «Мы работали дома над новой версией «Great Gig In The Sky», хотите послушать?», — вспоминает Гилмор. — Я согласился. Мы сыграли песню пару раз, и это было невероятно. В общем, нам не терпелось ее исполнить, но решено было повременить до Помпей».
Еще одним гилморовским козырем был скоростной спейс-рокерский номера «One Of These Days» Pink Floyd, исполнение которого было одним из ключевых моментов в старой картине Мейбена. «И нам нужно было восстановить то ощущение, которое было с нами всякий раз, когда мы ее играли, — говорит Гилмор, — Всегда с огромным кайфом. Нужна была дымовая машина, чтобы нагнать тумана, а сквозь это марево прорывался громовой бас Гая Прэтта. И еще я сыграл на слайде, что всегда... — он делает паузу, — является для меня важным моментом».
Треклист:
Disc: 1
01. 5 A.M. (3:13)
02. Rattle That Lock (5:23)
03. Faces of Stone (6:00)
04. What Do You Want From Me (4:30)
05. The Blue (6:33)
06. The Great Gig in the Sky (6:02)
07. A Boat Lies Waiting (4:55)
08. Wish You Were Here (5:18)
09. Money (8:13)
10. In Any Tongue (7:47)
11. High Hopes (9:31)
12. One of These Days (6:32)
Disc: 2
01. Shine On You Crazy Diamond (Pts. 1-5) (12:32)
02. Fat Old Sun (6:05)
03. Coming Back to Life (7:18)
04. On an Island (7:01)
05. Today (6:40)
06. Sorrow (10:50)
07. Run Like Hell (7:16)
08. Time / Breathe (In The Air) (reprise) (7:16)
09. Comfortably Numb (9:59)
Companies, etc.
Record Company – Sony Music
Phonographic Copyright (p) – David Gilmour Music Ltd.
Copyright (c) – David Gilmour Music Ltd.
Licensed From – David Gilmour Music Ltd.
Licensed To – Columbia Records
Recorded At – Amphitheatre Of Pompeii
Credits
Bass, Double Bass, Vocals – Guy Pratt
Design – Blade Design Ltd.
Drums, Vocals – Steve DiStanislao
Guitar, Vocals – Chester Kamen
Guitar, Vocals, Producer, Mixed By – David Gilmour
Keyboards, Vocals – Chuck Leavell, Greg Phillinganes
Lacquer Cut By – Mandy Parnell
Management – One Fifteen, Paul Loasby
Mixed By – Andy Jackson
Mixed By [Assistant], Recorded By [Live] – Damon Iddins
Photography By – Anna Włoch, Sarah Lee (3)
Photography By, Art Direction – Gavin Elder
Photography By, Creative Director – Polly Samson
Saxophone, Guitar – João Mello*
Vocals – Bryan Chambers, Louise Clare Marshall, Lucita Jules*
Notes
Made in the EU