Вступивший в командование белой армией генерал Врангель и руководство белой авиацией не смогли организовать подготовку летчиков для своих частей В дореволюционный период школа освоила полеты, материальное и аэродромно-техническое обеспечение летной работы, ремонт и восстановление 10 основных типов (28 модификаций) иностранных самолетов: Фарман, Блерио, Ньюпор, Моран, Сапвич, Соммер, Антуанетт, Спад, Авро -504. и др. Большое количество деревянно-тканевых типов и модификаций иностранных самолетов требовали от органов снабжения своевременно закупать и всегда иметь запас ремонтных материалов, а от органов ремонта- целенаправленного их использования. Более 15 сортов и наименований применялось для ремонта аэропланов в мастерских школы специальной древесины: сосны, ясеня, ели, тополя, березы, бука, дуба, ореха, американской ели, - спрута тюльпанового дерева и др. - без сучков и всевозможных расслоений. Березовый шпон и 3 - 5 слойная фанера использоваться для обшивок. Лопасти пропеллеров изготовлялись из досок толщиной не более 30 мм без коробления, сучков, расслоения из ореха, клена, американской ели. Использовалась малоуглеродистая сталь; листовая, трубы, пруток, проволока обычная и рояльная, термически обработанные пружины. Применялись лист, пруток трубки цветных металлов: алюминия, меди, латуни, бронзы, дуралалюминия для изготовления баков и трубопроводов бензомаслосистемы, а для покрытия черных металлов - олово, цинк, никель, Широко использовались ткани: хлопчатобумажные, льняные, больше перкаль, неотбеленное полотно, парусина №1 - 8, шелковые, которые при намокании до 30% теряли прочность из-за чего приходилось делать покрытия в 4 - 5 слоев увеличивая вес самолета прорезиненные ткани очень тяжелые, при полете образуют неровности (самолет ВУАЗЕН) а также, пергаментная бумага, покрытая спиртовым копаловым лаком («БЛЕРИО-VITI, IX). Для наклеивания тканей использовали клей:: столярный, козеиновый, клей-цемент Костовича, который не растворялся в горячей и холодной воде и других жидкостях. Для предохранения от сырости наклеенные на аэроплан тканевые поверхности покрывались: крахмалом (клейстером), лаками - копаловым, целлоном (смесь целлулоида в ацетоне и амиловоуксусной соли), эмалитом. Для ремонта сидений самолетов применялись: войлок, тесьма, шелковый очес, кожа. Восстановление защитных козырьков производилось применением: зеркального стекла, целулоида, стеклотриплекса и еще много различных материалов. Мастерские школы пополнились новым прогрессивным оборудованием: токарными сверлильными станками, ножницами с электроприводом, ручными электродрелями напряжением 220 в, пульверизаторами |для покраски по дереву, металлу и тканям, электрической дуговой и | контактной (стыковой и точечной), ацетилено-кислородной сваркой, энными приспособлениями и шаблонами. 15 ноября 1920 г. большевиками был взят Крым. Часть личного состава школы ушла с Врангелем, оставшаяся часть приступила к возрождению школы, на базе которой создается тренировочная школа Южного Фронта. В мае 1921 г. Севастопольская летная школа переформируется в отделение летной школы №1, которая базируется в г. Зарайске, Рязанской области. В марте 1922 Севастопольская (отделение летной школы №1) и Гатчинская (школа №1) объединяются в одну школу. Летная школа №1 в течение трех месяцев перебазировалась в Крым на Качу 15 железнодорожными эшелонами и транспортами. Севастопольская школа имела 57 разнотипных иностранных самолетов и 74 учлета. Позже, в марте 1932, в Качинскую летную школу вливается со всем личным составом и материальными средствами Киевская окружная школа пилотов. Небольшая, но прибавка к расширению Качи. Началось восстановление разрушенных войнами зданий и систем. Особенно интенсивно и объемно проводилась работа в 1923 - 1936 гг.. когда было построено 26 капитальных объектов. В казарменно-жилой зоне: 14 домов с печным отоплением на 28 квартир, три дома с центральным отоплением на 144 квартиры, два общежития (казармы) для рядового состава на 200 коек, два общежития для курсантов на 250 коек, Дом Красной Армии на 825 мест, гараж на 8 боксов (24 автомобиля). В аэродромной зоне: здание управления аэродромом на 36 комнат, ангары №8 №9. Уделялось большое внимание озеленению и благоустройству территории, содержанию зданий, разведению цветов, поддержанию чистоты и порядка круглый год. Продолжая обучение летчиков в советское время на новых иностранных самолетах Моран-Парасоль, Авро - 504, Де- Ховелант, Мар-тинсайд - школа с 1926 г. начинает получать деревянно-перкалевые, деревянно-металлические-перкалевые, цельнометаллические (из легких сплавов) отечественные самолеты: Р-1сп, У-2, ДН-9, а с 1941 г. Р-5, И-1,И-2,И-4, И-5, И-15 спарку, И-15 бис, И-16.И-153, М-2,М-5,У-1 авро, МИГ-1, УТ-2. Также освоены самолеты, сконструированные и построенные качинцами: Дыбовским - моноплан «Дельфин» обтекаемой формы, Писаревским - одномоторный ПИС-1, Грибовским - планер Г-9. Подготовка к полетам аэродрома сводилась к выравниванию грунта летного поля, укосу и уборке травы, ликвидации кротовых и сусликовых нор, заправке баков самолетов горючим и авиамаслом с ведра через воронку с замшевым фильтром, зарядку сжатым воздухом из аэродромного баллона через шланг, укладка ленты с патронами (снарядами) в самолетный магазин для боеприпасов. Механизированных средств заправки и зарядки самолетов еще не было. В 1924 г. школа получила отечественные грузовые автомобили: АМО-Ф-15, Я-3, ЯГ-4, позже: АМО-3, ГАЗ-АА, ЗИС-5, с 1933 г. - повышенной проходимости: ГАЗ-ААА, ЗИС-6. С 1936 г. поступают отечественные колесные тракторы: ХТЗ, СТЗ, ЧТЗ, после 1937 г. гусеничные тракторы: СХТЗ-НАТИ, С-65 с двигателем мощностью 75 л.с. С 1930 г. в школу поступают небольшие водомаслогрелки конструкции инженера Гончарова - «гончарки», каталические печи - моторные подогреватели, водомаслозаправщики (ВМЗ) и бензозапрвщики (БЗ) смонтированные на автомобилях с насосом для перекачивания масла, воды, горючего с фильтром для отделения механических примесей и воды, автостартер для запуска моторов самолетов, кислородно-зарядные станции (АКЗС-15), компрессорные станции (АКС-2), ручные кислородные насосы и др. Новым штатом предусматривалось в школе иметь: начсостава -391 человек, младшего начсостава — 357 человек, бойцов — 410 и 267 различных самолетов. В МТО школы вводятся новые подразделения: прожектористы, зенитно-пулеметных установок ЗПУ-4, аэродромно-эксплуатационное. С января 1936 г. табелями к штату школы определено иметь автомобилей: легковых - 9, грузовых - 45, специальных -56,мотоциклов - 4, тракторов -13, лошадей - 50, повозок, парных и одиночных, - 20. Темпы подготовки летчиков, особенно в период приближения второй мировой войны требовали расширения аэродромной сети школы. Командование школы недалеко от основного аэродрома на Каче (№1) выбирает грунтовые площадки, на которых обеспечение полетов производилось специально выделенными из МТО школы командами с материальными и аэродромно-техническими средствами, заранее прибывающими для подготовки аэродрома, развертывания стартового имущества, оборудования квадрата. Такими площадками-аэродромами были: № 2 - в Мамашайской долине в 12 км от основного аэродрома, площадка размером 1500Х900м, где летали У-2, УТ-2, выполняли прыжки с парашютом. № 3 - восточное от основного аэродрома размером 800Х800м, где летали летом на самолетах У-2, УТ-2 и выполняли прыжки с парашютом. № 4 -Альма-Томак на берегу реки с таким же названием, в 22 км севернее Качи , размером 1500х900м, грунт спокойный, растительность устойчивая, но в жаркую и ветреную погоду образовывалась пыль. Летали на У-2, И-16. № 5 - площадка Николаевка, в 23 км севернее Качи, на ней летали на У-2, И-16. Грунт плотный, ровный, растительный покров устойчивый, размер площадки 1000Х1000м. Все лагерные временные площадки-аэродромы имели хорошие воздушные подходы, проходимые в сухую погоду дороги и трудно проходимые во время дождя. На лагерных аэродромах были оборудованы сигнальные вышки и деревянные классы-укрытия для проведения занятий в перерывах между сменами и вылетами С получением новых отечественных самолетов увеличился объем работ по подготовке летных полей. Исходя из взлетно-посадочных характеристик наших самолетов требовалось удлинение взлетно-посадочной полосы и примыкающей к ней территории так, чтобы в случаен выкатывания самолета за пределы ВПП - самолет на неровном грунте не терпел поломки. Расширялись площадки для обучения рулению самолетом на земле. Также, остались ранее выполняемые работы: разравнивание и уплотнение образовавшихся неровностей от езды автомобилей и повозок после дождя, уборка посторонних предметов, укос и уборка травы, уничтожение кротовых и сусликовых нор и др. Весной 1941 г. успешно всесторонне обеспечены испытательные полеты новейшего советского истребителя МИГ-1, проводимые на основном аэродроме, под руководством авиаконструктора А. И. Микояна. Личный состав показал высокую выучку по эксплуатации испытываемой новой техники и осуществлении аэродромно-технического и материального обеспечения полетов В 1940 г. дважды подводились итоги работы школы. 17 августа по случаю 8 годовщины Дня авиации, В президиуме собрания было 39 человек, руководителей, гостей, отличников боевой и политической подготовки и среди них шеф-повар летно- курсантской столовой - Исаев Матвей Яковлевич. Отмечая 30-летие школы, Нарком Обороны СССР Маршал Советского Союза С. К. Тимошенко приказом № 406 от 11 ноября 1940г. поощрил начальника МТО подполковника Горинова Василия Петровича золотыми часами, интенданта 2-го ранга Приходько Степана Федоровича ценным подарком, шеф-повара школы Исаева Матвея Яковлевича, старшую прачку Ефанову Надежду Михайловну и сторожа авиамастерских Халтурина Федора Федоровича - месячным окладом содержания. За 30 летнюю деятельность школы в Крыму освоено во время обучения летчиков и всестороннего материального и аэродромно-технического обеспечения самолетов и ремонта 11 типов (31 модификация) иностранных самолетов, 12 типов (13 моделей) отечественных и два самолета, сконструированные качинцами, изготовленные в авиамастерских школы, всего 25 типов (44 модели) и один планер. На этих самолетах обеспечено обучение в 1911 - 1916 г. - 609 летчиков (376 офицеров и 233 солдата). За 1921 — 1940 гг., в основном, на отечественных самолетах с улучшенными летно-тактическими и взлетно-посадочными качествами подготовлено 5694 летчика-истребителя, а всего в Крыму выпущено 6303 летчика. В период двух революций, иностранной интервенции и белой армии (1917-1920 гг.), по существу, школа по подготовке летчиков не работала. Обучение летчиков проводилось только на грунтовых аэродромах, условно разделив их: четыре постоянных (Куликово поле, Качинский №1, Симферополь, Бельбек) и четырех временных (лагерных): №2-в Мамашайской долине, №3 - восточная площадка, №4 - Альма-Томак, №5 - Николаевка. Аэродромов с искусственным ВПП не было, а Куликово поле, №3 и №5 были совершенно бесперспективными в расширение будущей аэродромной сети школы. Подготовка взлетно-посадочных полос, площадок тренировок в рулении самолетов, мест стоянок, подготовка самолетов к полетам и их ремонт, обеспечение предполетной подготовки и полетов, хозяйственно-бытовое обеспечение с учетом конкретного базирования проводили при полетах на иностранных и отечественных поршневых самолетах достаточно обученные специалисты органов снабжения и ремонта МТО школы. Значительно увеличилось количество специалистов и специальностей после перехода к обеспечению полетов на отечественных самолетах, более сложных по устройству и эксплуатации, требовавшие сложной и надежной наземной обслуживающей спецавтотехники. Расчеты и практическая деятельность показали, что для грамотного применения специальных автомобилей обеспечивающих подготовку и полеты отечественных самолетов требовалось, чтобы водители знали и умели применять не менее 16 типов спецмашин (АКЗС, БЗ, ВМЗ, автостартер и др.), трактористы - более трех типов тракторов. Для проведения ремонта, регламентных работ, требуются специалисты: автослесарь, слесарь тракторный, электрик автотракторный, токарь, аккумуляторщик, вулканизаторщик, электрогазосварщик и др., всего — 28 специальностей. В аэродромной службе: специалисты по прицепной аэродромной технике (катки, гладкие и шиповые), гладилки, волокуши, конусу, плугам, боронам зубчатым, сенокосилкам и граблям конным и тракторным, рамщик, столяр - плотник, электрогазосварщик, и др. - всего 25 специалистов. Службы, обеспечивающие непосредственно полеты: лаборант ГСМ, пожарный, компрессорщик, механик кислородно-зарядной станции, механик аккумуляторной зарядной станции, метеонаблюдатель, прожекторист, радист стартовой радиостанции, фельдшер (сестра медицинская), всего не менее 9 специальностей.
Также увеличивается количество специальностей по хозяйственно-бытовым службам, сдали в эксплуатацию жилой дом - сразу требуется обслуживающий персонал и соответствующие специалисты. Их постоянно необходимо готовить, обучать и тренировать. На крымской земле Качинская авиашкола была передовой в стране в организации летного обучения, быта, материального и аэродромно-технического обеспечения полетов, ведении войскового хозяйства. Однако, немецко-фашистское нашествие 22 июня 1941 г. отрицательно повлияло и затормозило по многим вопросам деятельность школы, которая была переведена в суровые материально- климатические условия на Краснокутский аэроузел в Саратовской области.
_________________ Проектировка интерьера.
http://pifagor-mebel.tilda.ws
|