Будущий русский адмирал Кроун родился в 1754 году в бедной горной стране Шотландиив округе Перт и получил имя Роберт. С раннего детства он мечтал о море, и едва оперившись, оставил старый родовой дом своих родителей, и, вопреки их запрету, поступил на коммерческое судно, а через пару лет и на военную службу в Британском флоте. В 1778 году принимал участие в боях Северо-Американской войны на фрегате «Диана». Капитан Джонстон высоко ценил способности молодого штурмана Роберта Кроуна и поручил ему обязанности первого лейтенанта – старшего офицера корабля.
Но… вследствие проволочек, бюрократической волокиты и обычного чиновничьего чванства, Кроун так и не получил этого звания, несмотря на все хлопоты своего командира.
Тогда Роберт Кроун поступил на русскую военную службу и 4 февраля 1788 года, уже в довольно зрелом возрасте был зачислен на флот с чином лейтенанта. Но, приглядевшись к новому офицеру, уже 10 марта командование произвело его в капитан-лейтенанты и назначило его капитаном коттера «Меркурий», закупленного в Англии для крейсерствования на Балтике. Коттера, или катер (режущий, разрезающий) - корабль с парусным вооружением брига, однако имеющий гребные банки. Бортовые гребные порты и весла для гребли при необходимости, что придавало кораблю особые возможности для действий в шхерных районах Балтики и делали его независимым от капризов ветра.
Кроун подошел к поставленной задаче с полной ответственностью. Наступал его «звездный час» и он не упустил его!
Началась очередная война со Швецией. Видимо, Кроун припомнил легенды королевского флота – великих корсаров Дрейка, Моргана и их приемы тактической маскировки.
Покидая порт, «Меркурий» преображался – на парусах появлялись грязные заплаты, орудийные порты враз прикрывали полосы просмоленной парусины, на гафеле появлялся флаг какой-то страны или мореходной компании – и красивый военный корабль превращался в обычного «купца», в одно из торговых судов, снующих между балтийскими портами. Он менял курс и растворялся в утренних туманах, чтобы появиться где-то навстречу спешащему шведскому судну с грузом для воюющей Швеции. Сблизившись вплотную, канониры сбрасывали маскировку и… на команду несчастного «купца» в упор глядели жадные жерла пушек. В руках канониров каждый желающий мог увидеть тлеющие фитили. И… судно сдавалось без сопротивления! Так, до конца 1788 года Кроун захватил 26 шведских торговых судов и военных транспортов! Это был абсолютный рекорд эффективности крейсерских действий на Балтике для всех флотов!
По законам того времени, корабль, захвативший «приз», иначе говоря – судно или корабль противника, получал призовую премию – в зависимости от класса и ценности трофея. Эта премия делилась между офицерами – в зависимости от должности и звания и отличий в абордажном бою. Не забывали и матросов – по решению капитана (командира).
Так вот, получив призовые деньги, Кроун затевает перевооружение своего «Меркурия».
Дело в том, что в 1774 году в Шотландии, на его родине, было создано новое орудие карронада. Создатель его, Гасгойн, на Карронском пушечном заводе (отсюда, кстати, и название) добился небывалой, по тем временам, скорострельности – в три раза большей, чем любая другая пушка равного калибра. Кроме того, эта пушка обладала значительно меньшим весом для своего калибра, чем «классические». Это позволяло устанавливать их на верхних палубах, и на малых кораблях.
Они эффективно стреляли картечью, и получили от моряков мрачное название: «чистильщики палуб», выкашивая палубные команды и орудийную прислугу. Палубы были буквально залиты кровью в ходе боя. Еще одна историческая деталь – на английском королевском флоте было приказано красить орудийные палубы красной краской, чтобы не вызывать у команды страха и обмороков при виде луж крови, а также – иметь ящики с песком для посыпания этих луж и специальные плетёные веревочные тапочки – это уже для того, чтобы не скользить и не падать во время боя при морской качке. Вот такое было страшное новое оружие!
В русском флоте эти пушки было еще малоизвестны, и, по некоторым данным, официально карронады стали поступать на русские корабли лишь в 1805 году. Все-таки эти пушки имели недостаток – они годились лишь для ближнего боя, не выдерживали большого порохового заряда, и вооружались лишь в сочетании с «длинными пушками» на нижних батарейных палубах.
А если орудийная палуба всего одна? Но, вооружив «Меркурий» таким образом, без ведома командования, или даже – вопреки ему, Кроун знал, что делал! Особое внимание Роман Васильевич, как стали его называть русские моряки, уделял внимание не парусным учения. Как было принято, а больше артиллерийским.
29 апреля 1789 года, в тумане, на веслах, «Меркурий» подкрался к лежащему в дрейфе шведскому двенадцати пушечному бригу «Снаппоп» и напал на него. После огневого боя, и "довольного сопротивления" абордажным партиям, шведы сдались. Этот корабль оказался первым военным призом. Потом пошли другие!
21 мая 1729 года Кроун встретился в с крейсирующим 44-пушечным фрегатом «Венус». Вопреки ожиданиям шведов, маленький бриг не обратился в бегство, не спустил флага и парусов, а стал стремительно сближаться. Шведы не отреагировали на приближение обшарпанного «купца». И тут …
С грохотом откинуты крышки орудийных портов, но выстрелов нет. На «Венусе» боцманские дудки и горны сигнальщиков запели тревогу. На палубу высыпались матросы команды, начали ставить дополнительные паруса, готовить орудия к бою. Тем временем «Меркурий» сблизился с фрегатом. Резко лег на параллельный курс. Полный бортовой залп из карронад! Вот где подтвердилось их страшное прозвище! Кровь, разбитые головы, оторванные конечности. Растерянность. Командиры тоже оказались не готовы и на минуты утратили управление. А в это время шустрый бриг совершает полный оборот через ветер и дает залп другим бортом! Пушки ударили книппелями – специальными снарядами для разрушения такелажа. На головы шведов посыпались реи, блоки, обломки разбитых стеньг…
И тут же – на абордаж! С борта фрегата ответного залпа нет – лишь отдельные выстрелы! Кроун сам высаживается на вражеский корабль – у него на мундире три золотых ленты – чтобы матросы видели, кто командует! (отсюда и идет история золотых шевронах на рукавах морских мундиров всех флотов мира, соответствующих воинскому званию). После короткого и отчаянного боя командир «Венуса» сдался и отдал Кроуну свою шпагу. Шведы были хорошие моряки и храбрые воины. Но… военное счастье было с русским капитаном!
Об этом бое адмирал В.Я. Чичагов отправил победную реляцию императрице Екатерине II. Царица отреагировала быстро и по-русски щедро – Роман Васильевич Кроун вне выслуги был награжден чином капитана 2 ранга, орденом св. Георгия 4 ст., пенсионом по смерть, с назначением командиром взятого им фрегата.
И был еще один редчайший, а. Может быть, и единственный в трехсот десятилетней истории русского флота случай: жене Кроуна, бывшей на катере «Меркурий» во время боя и ухаживавшей за ранеными, пожалован был орден св. Екатерины – одной из первых! Экзальтированную царицу растрогала до слез эта романтическая история…
Вот и верь в морские приметы, что «коль есть хоть одна на борту, то фрегат не жилец!». Всё-таки на русском флоте порядки были менее консервативны. Чем у англичан. Известная среди моряков шутка о том, что «капитану запрещено брать с собой в море жену – чтобы он смог действительно до конца почувствовать себя «Богом, царем. И воинским начальником» пришла именно с английского флота. Правда, сейчас у них на кораблях женщины служат даже офицерами. Но это – сейчас …
С эскадрой вице-адмирала Козлянинова Кроун вернулся в Ревель. 2 мая 1790 г., в составе эскадры Чичагова, участвовал в Ревельском сражении и получил золотую шпагу с надписью «за храбрость»; 22 июня участвовал в Выборгском сражении, где, имея под своей командой отряд мелких судов, потопил 15 неприятельских судов гребной флотилии, взял катер «Луиза-Ульрика», 4 галеры, транспорт и канонерскую лодку, за что пожалован был орденом св. Владимира 3-й ст.
Преследуя далее неприятельский флот, под самым Свеаборгом 23 июня взял с боя шведский 64-пушечный корабль «Ретвизан» и был «за отличную храбрость» произведен в капитаны 1 ранга и пожалован пожизненной рентой в 1000 руб. в год. По русским традициям, захваченному кораблю было сохранено имя – в назидание врагам. На будущее. Имя «Ретвизан» (Правосудие) носили несколько русских боевых кораблей – в память о воинской победе Р.В. Кроуна.
Блестящий рост, великолепная карьера. И тоже рекорд: за два года от лейтенанта до капитана 1 ранга! Не на паркете, не у постели императрицы – а на корабельной палубе, обдуваемой пороховыми ветрами!
Когда завистники при дворе стали вовсю шептаться об невероятной удачливости Кроуна и делать разные намеки на источник потока наград, адмирал Чичагов, отличный природный моряк и страшный любитель соленых слов, сказал сплетникам, что Кроун не просто встретил удачу, даже не купил её. «Улестил и приманил как капризную девку и сделал ей симпатию». Теперь переведите все это на «морской язык» и можете представить, как это все звучало в «натуре» в ушах досужих придворных сплетников.
Сумел Роман Васильевич Кроун встретить свой звездный час и не упустить его – во славу Российского флота и Андреевского флага! Над его родной Шотландией тоже реет Андреевский флаг – только крест на нем красный.