Не в сети |
***** |
|
Зарегистрирован: 27 мар, 2009, 18:06 Сообщения: 1622
Репутация: 854
|
Я давно интересуюсь довоенным авиационным заводом №45. (Правда, пассивно и безрезультатно). Мне почти не встречалось о нём никакой информации. Хотя о различных авиамастерских написано много. А это был настоящий авиационный завод Народного комиссариата авиационной промышленности. (Видел "мокрую", как теперь говорят, печать). Предполагаю, что об этом заводе так мало сведений потому, что он был эвакуирован в Тбилиси вместе с Таганрогским заводом №31, заводы были объединены, и история большого поглотила историю маленького. Но, всё равно, для истории нашего города существование такого завода - факт немаловажный и интересный. Завод строил самолёты МП-1 (морской пассажирский) - это мне говорили бывшие работники. Это был пассажирский вариант морского ближнего разведчика МБР-2 - это я прочитал. Вопросов много. Когда завод был образован (или переименован из авиаремонтного)? Когда начался выпуск? Сколько самолётов наш завод успел построить? А м.б. сам не построил ни одного?
Я думаю, что правильнее говорить, что территория, на которой ранее располагался завод №45, занята СРЗ №13. А вот, узнать какую именно часть занимал 45-й завод и какие постройки и сооружения ему принадлежали было бы интересно. Ведь на 13-м заводе есть немало довоенных построек.
Бесспорно, сооружением, оставшимся от гидроавиации, был слип. (А м.б. он есть и сейчас). Слип был небольшой, бетонный, направлен примерно на Север. Находился он метрах в десяти к востоку от устья Килен-бухты.
В 70-ти метрах от слипа в южном направлении остались две боковые стены, как я предполагаю, ангара лётно-испытательной станции. М.б. это он виден на снимке, представленном ukulele в окт. 2015 г. Если, конечно, это Севастополь, и знатоки опознают очертания чего-либо. Но мне кажется, что это не так. Сейчас между этими стенами - заводская АЗС. И смущает меня измеренная по спутниковым картам ширина предполагаемого ангара - всего 15 м.
Ещё у меня "под подозрением" небольшой (10 на 25 м) дом, находящийся метрах в 300-х от ангара приблизительно в южном направлении на более высокой территории. Предполагаю, что там до войны была заводская лаборатория. Когда в 60-х гг. при ремонте комнаты, в которой после войны было жильё, сломали деревянный пол, под ним оказался пол, выложенный "ёлочкой" прекрасной плиткой прямоугольной формы. Причём, пол имел со всех четырёх сторон плавные уклоны к расположенному в центре трапу (сливной решёточке). Плитка с цементной основой составляла сплошной монолит. Отбойный молоток крушил всё, не разбираясь. Но одну плиточку мне всё же удалось выковырять. Отнёс на "опознание" и получил ответ, что, кажется, там была химлаборатория.
В 70-х гг. на доме надстроили второй этаж, а ещё через несколько лет туда перевели, по странному совпадению, ЦЗЛ 13-го СРЗ.
Знающие что -либо ещё, да поточнее и потолковее, пишите, пожалуйста. Пусть севастопольцы знают и помнят не только о ...
Если интересно, то недавно перебирал документы по сооружениям завода и немного не понял. Теперь, после этой заметки, у меня всё встало на свои места. А то смотрю на одно здание, а в паспорте написано: назначение здания при постройке - авиаангар. Год постройки 1938. Полезная площадь примерно 1000 квадратов.
Вот это здание:
Самое интересное, что чертежи для восстановления завода сделаны уже в августе 1944 года .
Вот работали! Уже в августе 1944 готовые проекты!
|
|