На сайте "Герои страны" обнаружил упоминание о бое девяти бойцов 12 апреля 1944 года при освобождении Крыма. Все девять были удостоены Звания Героя Советского Союза:
В апреле 1944 года наши войска, разгромив немецких оккупантов на Ишунских укреплениях, по всему Крыму неотступно преследовали их. Враг откатывался к Севастополю.
12 апреля 1944 года разведывательная группа под командой гвардии сержанта Н.И. Поддубного десантом бороздила на танке степные дороги. В числе девяти человек этой группы был и Василий Александрович Ершов.
Впереди показались черепичные крыши села Ашага-Джамин. Вот и его околица. Вдруг из-за угла крайнего дома раздался орудийный выстрел и над головами разведчиков пролетел снаряд. Десантники спешились. Завязался жестокий бой с вражеским батальоном. Враг пробовал было атаковать разведчиков, но всякий раз атака подавлялась.
Однако положение десантников усложнялось. Один из вражеских снарядов вывел из строя пушку и заклинил башню танка. Несмотря на большие потери, противник продвигался к танку, пытаясь окружить отважных бойцов. Были на исходе боеприпасы. Уже не раз в дело были пущены гранаты.
Ранен сержант Н.И. Поддубный. Группу возглавил рядовой И.Т. Тимошенко. Казалось бы сопротивление уже бесполезно, но десантники самоотверженно вели бой, экономя каждый патрон, каждую гранату. Кольцо окружения все сжималось. Кончились патроны, оставалось по одной гранате. Почувствовав ослабление огня, противник пошел в атаку.
Когда боеприпасы у разведчиков вышли, фашисты, окружив их теперь уже плотным кольцом, кричали: "Рус, сдавайс!". Один из окруженных ответил за всех: "Красноармейцы в плен не сдаются!" Это было сигналом к рукопашной схватке, последней в их жизни. Разведчики бросились на врагов, били прикладами, лопатками. Даже раненые не поднимали рук, а продолжали драться.
Безоружные советские воины уничтожили еще 13 солдат и одного офицера, прежде чем были схвачены. На допросе они держались мужественно. На вопрос фашистского капитана — "Вы коммунисты?" — за всех ответил И.Т. Тимошенко: "Иных у нас в Красной Армии нет!"
Ни одного слова не проронили разведчики из того, что составляло военную тайну. Сначала их допрашивали всех вместе, затем по одному. Ввели В.А. Ершова, он не отвечал ни на один вопрос. Удар за ударом сыпались на советского воина, но он молчал. А когда терял сознание, выволакивали на улицу, отливали водой и снова вели на допрос.
Их пытали весь день и всю ночь. Почти у всех были перебиты руки и ноги, выбиты челюсти, поломаны ребра, исколоты штыками груди и лица. Под утро полумертвых, истекающих кровью десантников втащили в сарай, чтобы на рассвете расстрелять.
13 апреля 1944 года, на заре, подхватив пленных под руки, фашисты поволокли их через все село к оврагу, к месту казни. Туда же согнали жителей села. Советские воины лежали. Но нет! Солдаты Советской Армии не так должны встретить смерть! Надо подняться, надо стоя встретить свой конец!
И тогда друзья, помогая друг другу, пошатываясь, выпрямились, встали. Они стояли молча, страшные в своем скорбном величии, с гордо поднятыми головами. Такими они и остались в памяти тех, кто видел их в последнюю минуту,— непокоренными, стойкими.
Вечером жители села пришли к месту казни, чтобы похоронить советских воинов. Один из девяти подал признаки жизни.
Понятно, что это информация как из наградных листов, так и из книг 70-х.
Но что-то не припоминается другого боя, когда сразу столько бойцов были удостоены высшей награды(кроме 28 панфиловцев, пожалуй).
Некоторые вышеприведенные подробности непонятны или сомнительны. Почему они ввязались в бой? Зачем немцам устраивать показательные казни, если надо поскорее сматываться в Севастополь? и т.п.
Может кто-то знает другие подробности этого боя и почему была такая реакция нашего командования?
|