После войны было решено заказать целую флотилию баркентин и шхун судостроительным верфям города Турку, в Финляндии. И к 1951 году учебный флот нашей страны пополнился 12 деревянными баркентинами и 72 шхунами. Баркентина, переданная Таллинскому мореходному училищу, в память погибшего учебного парусника была названа "Вегой". Это судно и стало впоследствии прототипом всех строящихся ныне баркентин.
Вот лишь несколько основных характеристик таких парусников: водоизмещение 595 т, максимальная длина — 53 м, ширима — 8,9 м, осадка — до 3,5 м. Баркентины, подобные "Веге", несли 14 парусов общей площадью 822 м2. Вспомогательный двигатель в 300 л. с. давал возможность развивать скорость до 7,5 узла.
Баркентины и шхуны строились с расчетом двадцатилетней эксплуатации. Однако многие из них находились в плаваниях по 25 лет и более. Так, послевоенная "Вега" эксплуатировалась 27 лет. Главной причиной долголетия "Веги" оказались ее клееные, особо надежные и прочные набор и рангоут. Это едва ли не самый первый и тем не менее весьма удачный опыт постройки крупного деревянного судна с клееным набором.
Значительное число таких судов несло службу на Балтике. Кроме "Веги", здесь плавали "Сириус" и "Кропоткин" (Ленинград), "Меридианос" (Клайпеда), "Менделеев", "Тропик" и "Капелла" (Рига). На севере обеспечивали практику "Иван Месяцев" и "Ратманов" (Архангельск, Мурманск), на Дальнем Востоке — "Горизонт" (Владивосток), в Азовском море — "Альфа" (Ростов-на-Дону).
<...>
Судьба отслуживших срок баркентин и шхун сложилась неодинаково. "Кропоткин" ныне установлен в Севастополе как памятник парусному флоту...
В бухте Камышовой часто можно встретить рядом с приземистыми современными транспортными и другими судами корабль, который, кажется, только сошел с просоленных морем страниц рассказов Станюковича. Это трехмачтовая стройная баркентина "Кропоткин", на которой проходят, первоначальную морскую подготовку курсанты мореходных училищ.
Черное море... Разрезая волны, баркентина легко скользит по воде, слегка вздрагивая. Лаг, установленный на корме, тщательно отсчитывает пройденные мили.
У руля, внимательно вглядываясь в картушку компаса, стоит курсант.
Тихо... Дует слабый, в два-три балла, зюйд-ост. Море спокойно, и только чуть-чуть заметная зыбь переливается на солнце. Раздается команда: "Паруса ставить!"
Курсанты быстро разбегаются по своим местам. Постановкой парусов руководит сам капитан опытный моряк-парусник Виталий Сергеевич Букарин. Он наблюдает, как курсанты занимают свои места в порядке расположения рей.
- По реям! Отдать сезни! - приказывает Букарин.
Будущие мореходы быстро поднимаются по вантам на реи. Они ложатся на них и, упираясь ногами в висящие перты, начинают крепить паруса. Работа сложная, требующая сноровки и смелости. Часть ребят крепит снасти наверху, другие на палубе приготавливают шкоты для обтягивания парусов.
Проходит несколько минут, и паруса, расправленные ветром, начинают двигать баркентину вперед. Не слышно шума мотора, и судно, бегущее по волнам под всеми парусами, представляет собой величественное зрелище.
В свободные от вахт часы курсанты занимаются самоподготовкой. Решают штурманские задачи, работают с радиолокаторами, радиопеленгаторами, секстантами, картами.
Так проходит практика, так учатся будущие капитаны рыболовных судов.