Чверткин Е.И. Кое-что про Севастополь. Кн. 1.
Цитата:
Начало г. Севастополю было положено 3 июня 1783 г. и сделал это контр-адмирал Фома Фомич Мекензи (Томас Макензи - с ударением на «а»). Англичанин по происхождению, он в 1765 году поступил на службу во флот Его Имп. Величества в звании мичмана. Служил на Балтике. В 1783 г. уже в звании контр-адмирала, переведен на Черноморский флот, принял эскадру из девяти фрегатов и нескольких мелких судов и начал первую зимовку в почти необитаемой Ахт-Ярской бухте. Расчистка берегов от леса, постройка простенькой деревянной пристани, адмиралтейства, магазинов, госпиталя, церкви, казарм и жилых домов для офицеров, каменоломни и печи для выжигания извести - вот далеко неполный перечень, сделанного им.
Как начальник эскадры держал флаг на фрегате «Крым» и был в сущности первым Главным командиром Севастопольского порта. Недалеко от берега для него был построен дом, получивший впоследствии название «Екатерининскго дворца», так как в нем останавливалась императрица Екатерина, любовавшаяся перед этим потемкинскими деревнями. Правда, главным для нее было все-таки знакомство со вновь присоединенной к российской короне жемчужиной, и к хитростям Потемкина она относилась снисходительно: старался ведь для державы. Дом располагался примерно между памятником Нахимову и гостиницей «Кист», все-таки несколько ближе к памятнику. Против дома была начата постройкой пристань, законченная графом Войновичем и получившая от этого название «Графской». Скончался Фома Фомич через три года после начала создания гавани и порта - в 1786 г.
Преемник Ф.Ф.Маккензи граф Войнович Марк Иванович (1750 —1807) родился в Черногории и в 1770 г. поступил на службу в русский флот. Участник русско-турецких войн, командовал фрегатом «Слава» и затем отрядом кораблей (1768- ). В 1783 г. был произведен в капитаны 1 го ранга, командовал первым линейным кораблем и с 1785 г. - севастопольской эскадрой. В войне 1787-1791 гг. стоял во главе Черноморского флота. Может быть сказался возраст или другие причины были, но обвинен был в «пассивных действиях» и заменен контр-адмиралом Федором Федоровичем Ушаковым. До выхода в отставку в 1805 г. был директором Черноморского штурманского училища.
До сих пор устно передается легенда о происхождении названия пристани: выходил вечерком граф Войнович из дома командующего («Екатерининского дворца») на пристань, вестовой ставил ему походное складное кресло и такой же столик с нехитрой закуской и любовался командующий прелестной панорамой - Павловским мысом (который в то время еще не мог быть Павловским, а стал таковым только при Ф.Ф.Ушакове), строящимся справа от него Адмиралтейством и провиантскими магазинами, батареей на земляной насыпи слева - прообразом будущей Николаевской и пришвартованными кое-где прямо к береговым скалам кораблям эскадры. Потому и прозвали пристань Графской, такой она и осталась до сих пор. А автору постройки пришлось довольствоваться только Мекензиевыми горами.
Военный порт начал обустраиваться сразу в нескольких точках: «Павловский» мысок, нынешняя Корабельная бухта, нынешние Минная и Телефонная пристани, а также место, где впоследствии расположилась пристань РОПиТ (ныне —пассажирский порт). Но сам город начинался с Екатерининской площади, это был своеобразный плацдарм, опираясь на который можно было осваивать близлежащие кручи. Интересно, что первым и недолгим названием площади было все-таки «Графская».
Цитата:
Графская пристань. Как Вы наверное помните, первоначально Графская пристань была обычным деревянным причалом, большим, хорошо оборудованным, но все-таки причалом. Пришло время ее обновления, чтобы мы с Вами могли любоваться одним из прелестнейших городских уголков, а туристы - давать нелегкий заработок многочисленным фотомастерам.
Проектировал и строил новую пристань инженер-капитан Уптон: чертежи коллонады и террасы с домиками для дежурного офицера и вахтенных были выполнены им в 1837 г., в 1845 г. он же возвел белокаменную коллонаду дорического ордера с широкой гранитной лестницей. Еще до начала строительства, в 1843 г., адмирал Лазарев выписал из Генуи двух мраморных львов работы скульптора Пелличио, которые и украсили новую лестницу. Кстати, некоторое время эти львы украшали собой южный вход на Мичманский бульвар со стороны Чесменской улицы.
Я не знаю, как объяснить дату, выбитую на фронтоне коллонады Графской. Может быть, это дата освящения пристани, мне же кажется, что там должно было бы стоять «…».
Инженер-капитан Уптон оставил по себе заметный след в истории города: возможно, что это именно о нем упоминает А.Демидов в своем «Путешествии» - англичанин Гюптон, инженер, строил казармы, доки, водоводы из Черной речки. Если это так, а я в этом не сомневаюсь, то Уптоны сохранили верность новой родине. Потомок первого Уптона, Дмитрий Самойлович Уптон, инженер-подполковник, в конце прошлого века был строителем третьего района севастопольского порта, его семье принадлежал дом на Старом спуске, в районе нынешнего кинотеатра «Украина». И, кстати, он же в 1842 г. выбирал место для Морского собрания.
После визита Екатерины в Севастополь пристань стала зваться Екатерининскою, но это название не прижилось: во всяком случае, в первую оборону она снова была Графской.
К 1864 году относится реконструкция всей территории пристани. Автор генплана инженер-подполковник Адлерберг. И только теперь она приняла вид, знакомый нам по открыткам.
После революции Графская взвалила на свои крепкие плечи еще одну обязанность: вместе с присвоением нового названия - «пристань Интернационала» здесь разместился еще и антивенерический врачебно-наблюдательный пункт. Вероятно, устроители посчитали, что так военморам, возвращающимся из увольнения, будет удобнее, а вновь нарождающемуся Черноморскому флоту - здоровее.