Sevastopol.info

Севастопольский городской Форум
основной сайт :: погода (11°C, ⇓745 мм.рт.ст.) :: рад.фон 10 мкр/ч :: telegram :: наш фото-telegram :: + реклама
Текущее время: 20 апр, 2024, 5:46

Часовой пояс: UTC+03:00




Начать новую тему  Ответить на тему  [ 82 сообщения ]  На страницу Пред. 1 2 3 4 След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 02 авг, 2011, 15:39 
Не в сети
 

Зарегистрирован: 18 июн, 2011, 2:07
Сообщения: 61
Репутация: 5

Постоялец: Везде и всегда
Откуда: Areopolis (Dimos Oitulou, Mani, Lakonia)
ИЗ ИСТОРИИ ГРЕЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕВАСТОПОЛЕ

Известно, что греки были в числе первых строителей и жителей Севастополя, основанного в 1783 г. и утвержденного в 1784 г. как крепость и военный порт. Имена первых греческих поселенцев сохранились на карте современного города в топонимах Сарандинакина балка, Панайотова балка, Загайтанская скала, Аннинская дорога.
Одной из проблем, стоявших перед греческим населением Севастополя, была проблема обучения на греческом языке. На протяжении 150 лет со дня основания города в решении этой проблемы участвовали многие выдающиеся граждане города. Их имена сохранила история.
Речь идет не о возможности получения образования и знаний, говоря современным языком. Сыновья греков проходили курс обучения в Корпусе для чужестранных единоверцев, в позднее в Морском кадетском корпусе, в Николаевском штурманском училище, в Одесском коммерческом училище и других учебных заведениях Новороссийского края. Начальное обучение греческих мальчиков и девочек ограничивалось открытой в Севастополе при греческой церкви свв. Петра и Павла церковно-приходской школе, где дети учили Закон Божий, арифметику и грамматику русского и греческого языка.
Архивные документы свидетельствуют о низком уровне развития народного образования в Севастополе. За первые 40 лет существования в городе не было открыто ни одного учебного заведения. Из-за отсутствия казенных учебных заведений открывались частные школы, в которых обучались дети из привилегированных сословий. Одним из первых таких учебных заведений в Севастополе стало частное греческое училище Елакиади, открытое в 1822 г. Ежегодно в нем обучалось от 9 до 17 учеников.
В 1830 г. Севастополь считался самым крупным городом в Крыму. В нем проживало 41 155 человек (вместе с военными). «Севастополь населен был выходцами разных стран и прозелитами многих рас». Русское население, относились к политически господствующему этносу, и было самой многочисленной этнической группой в городе. В Севастополе жило много иностранцев: англичан, голландцев, шотландцев, французов, немцев, швейцарцев, греков, итальянцев. Мусульманского населения в это время в городе еще не было. В 1830–1836 гг. город был «переполнен выходцами из разных наций», прибывшими сюда после окончания русско-турецкой войны 1828–1829 гг. Считалось, что не менее 2/3 эмигрантов составляли греки, которые являлись подданными России, Великобритании, Франции, Австрии, Греческого королевства и Османской империи. Современник писал, что греческий круг, при первенстве своем, был настолько значителен, что «Севастополь, казалось, состоит из одних только греков». Конец второй четверти 19 в. ознаменовался открытием церковно-приходского училища для детей греков, однако создать специальное учебное заведение для обучения греков так и не удалось.
Крымская война принесла огромный ущерб Севастополю, разрушенному неприятелем до основания. Возрождение города из руин длилось почти четыре десятилетия. В последней четверти 19 в. греческие купцы достигли процветания благодаря открытию в Севастополе международного торгового порта. Важным событием в культурной жизни греков Севастополя стало открытие 11 декабря 1884 г. Греческого училища. Его основателем и создателем был потомственный почетный гражданин и старожил города Севастополя, купец 1-ой гильдии Василий Иванович Феолого (1792–1890). Училище было образовано по положению 1874 г. и состояло из трех классов. До 1890 г. оно размещалось в доме Феолого на улице Екатерининской. На содержание училища ежегодно выделялось 2 000 рублей, а первыми его учениками в 1885–1886 учебном году стали 34 мальчика и 27 девочек.
Попечителем и казначеем училища с первых дней основания училища был греческий вице-консул в Севастополе купец 1-ой гильдии Николай Петрович Грипари. Семья Грипари на протяжении многих лет оказывала действенную поддержку училищу, устраивая семейно-драматические вечера в пользу греческой школы, к которым сочувственно относилась местная привилегированная часть населения Севастополя.. Постановку музыкальной части и выступления на сцене готовили и осуществляли члены большой и дружной семьи Грипари. Доходы от таких вечеров составляли до 200 рублей.
В 1890 г. была освящена новая греческая церковь во имя Трех Святителей, и Греческое училище переместилось из дома Феолого на улице Екатерининской в новое двухэтажное здание на улице Артиллерийской напротив новой греческой церкви Трех Святителей (теперь на этом месте стоит часть здания современного «Пассажа» Центрального рынка). В первом его этаже располагались вместительный актовый зал и две классные комнаты. Еще пять классных комнат, библиотека, приемная и кабинет заведующего училищем находились на втором этаже. Две жилые комнаты первого этажа, имевшие отдельный вход со двора, занимали священник греческой церкви и постоянно находившийся при училище сторож. В осенне-зимний период школьные помещения и классы отапливались печками-голландками.
В 1895 г., как следует из отчетов севастопольского градоначальника министерству внутренних дел, частное Греческое 3-х классное училище было преобразовано в 6-и классное частное училище 3-го разряда Греческого благотворительного общества. Ежегодно выделялось 2 502 рубля на содержание училища. Обучение в нем было платным, но возможность получить в нем образование имели так же дети из малообеспеченных греческих семей, поскольку плату за них вносило Греческое благотворительное общество, осуществлявшее контроль над училищем и нуждами его воспитанников через специально назначавшихся попечителей, входивших в состав правления.
В начале 20 в. городское народное образование находилось в бедственном положении. Главными недостатками севастопольских учебных заведений были теснота и неудобство размещения, благодаря чему многим, ищущим поступления в них, приходилось отказывать из-за недостатка мест. «Учащиеся размещаются весьма неудобно, в тесных классах, не имеющих ни достаточного воздуха, ни разных необходимых удобств», – отмечалось в протоколе особого совещания Городской Думы. В таком, например, старейшем учебном заведении города, как Константиновское реальное училище, просуществовавшем более 25 лет, не производилось капитального ремонта. Во время перемен учащимся некуда было выйти из классов и тесных коридоров из-за отсутствия специального рекреационного зала, а классные помещения не проветривались. В училище не было столовой, где учащиеся могли бы завтракать во время перемены, поэтому завтрак проходил в тех же классах и тесных коридорах.
Греческому училищу, в классах которого ежегодно обучалось в среднем 200 учащихся, сталкиваться с подобными проблемами не приходилось. Актовый зал являлся местом отдыха во время перемен, а местом, где завтракали воспитанники, было специальное помещение на первом этаже. Не было недостатка и в учебных классах, поскольку многие дети из состоятельных греческих семей получали образование в городских гимназиях, в учебную программу которых, наряду с обязательными предметами, входили греческий язык и латынь.
Однако с 1905 г. такое положение изменилось. Учебный комитет Министерства народного просвещения разработал новую учебную программу для VII и VIII классов гимназий, ограничив изучение в них греческого языка. «В мае нынешнего года состоялся последний выпуск «греков» из наших гимназий», – констатировала решение Министерства газета «Крымский вестник». «Биржевые ведомости» сообщали, что вместо греческого языка, изучению которого раньше отводилось 6 часов в неделю, Министерством предлагалось «расширить программы и увеличить число уроков по русской литературе, истории и, отчасти, по новым языкам». Изучение греческого языка в двух старших классах гимназий прекратилось уже в 1905–1906 учебном году, что, естественно, не могла не отразиться на знании родного языка у обучавшихся в них греков и гречанок.
С 1906 г. Греческое училище в Севастополе взяла под свое покровительство греческая королева Ольга Константиновна, оказывавшая ему на протяжении многих лет значительную поддержку и посещавшая его в дни пребывания в Севастополе. С этого времени училище стало официально именоваться «Греческим училищем имени Королевы Эллинов Ольги Константиновны».
Выдача учащимся свидетельств об окончании курса обучения наук в Греческом училище происходило в торжественной обстановке. Одна из таких церемоний, описанная в газете «Крымский вестник», прошла 10 июня 1907 г. Выпускной класс состоял из 10 учащихся – 5 мальчиков и 5 девочек. На церемонии вручения свидетельств, проходившей в актовом зале училища, присутствовали греческий вице-консул в Севастополе П.А. Апостолидис, настоятель греческой церкви архимандрит Григориос Вукунас, председатель и члены правления Греческого благотворительного общества, и многочисленные гости. После вручения свидетельств для был дан концерт, в программе которого прозвучали хоровые песни на греческом и русском языках, а по окончании концерта учащиеся продемонстрировали гимнастические упражнения.
Греческое училище часто посещали высокопоставленные городские и государственные чиновники. 23 мая 1908 г., например, здесь побывали главный командир Черноморского флота и портов и временный генерал-губернатор Севастополя контр-адмирал Р.Н. Вирен в сопровождении адъютанта В.И. Сохачевского и севастопольского градоначальника капитана 1 ранга Н.М. Мбреншильда. Гости присутствовали на одном из последних уроков, после которого учащиеся выступили перед ними с концертной программой. Прощаясь, контр-адмирал Р.Н. Вирен выразил свое удовлетворение увиденным, признав работу заведующего училищем и педагогического состава «на высоком, достойном похвалы уровне».
Ежегодно в канун Нового года Греческое благотворительное общество устраивало для учащихся Греческого училища праздник Новогодней елки, проводившийся по заранее разработанному сценарию. В самом начале праздника зажигали свечи на нарядно украшенной елке, установленной в актовом зале. Хор учащихся в это время исполнял духовные песнопения. В программе праздника, по сложившейся в училище традиции, проходили премьеры спектаклей на греческом языке, подготовленных воспитанниками совместно с преподавателями. По окончании спектаклей члены Греческого благотворительного общества раздавали подарки: нарядную верхнюю одежду и пакетики со сладостями. Завершался праздник Новогодней елки танцами. Для поздравления детей с Новым годом в училище приезжал греческий вице-консул в Севастополе П.А. Апостолидис.
Численность обучавшихся в греческом училище не была постоянной. В 1907–1908 учебном году, например, в шести его классах обучалось 260 учащихся, в 1908–1909 учебном году их было только 200, в 1912–1913 учебном году – 247 человек, а в 1913/14 – 232 человека.

(продолжение следует)

_________________
Η Μάνη έδωσε πολλά,
δεν πήρε τίποτα, ούτε και ζήτησε
μέσα στη περηφάνια της.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 02 авг, 2011, 15:40 
Не в сети
 

Зарегистрирован: 18 июн, 2011, 2:07
Сообщения: 61
Репутация: 5

Постоялец: Везде и всегда
Откуда: Areopolis (Dimos Oitulou, Mani, Lakonia)
ИЗ ИСТОРИИ ГРЕЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕВАСТОПОЛЕ

Греческое училище им. Королевы Эллинов Ольги Константиновны было образовано по положению 1874 г. и являлось, по сути, двухклассным частным училищем 3-го разряда. Однако оно состояло из шести классов и функционировало «со значительными отступлениями от учебного плана», поскольку обучение в нем осуществлялось по семилетней программе прогимназии. Педагогический состав училища при этом не соответствовал требованиям семилетнего курса обучения, а Греческое благотворительное общество в течение ряда лет не могло подыскать квалифицированных преподавателей-греков, получивших образование в «заграничных греческих учебных заведениях» и имевших свидетельства, дававших право на преподавание в соответствии со статьей 3727 тома XI части I Свода Законов Российской Империи (издание 1893 г.). Выявление этих нарушений привело к тому, что 4 июля 1910 г. директор Народных училищ Таврической губернии обратился в Министерство народного просвещения с ходатайством о преобразовании частного Греческого училища им. Королевы Эллинов Ольги Константиновны из семиклассного в двухклассное, разбив его, по сути дела, на два учебных заведения – одноклассное общественное училище и первоначальное училище, которыми заведовала Е.Ф. Рукавишникова.
Правление Греческого благотворительного общества обратилось за содействием к греческому вице-консулу в Севастополе Апостолиди, который телеграфировал о действиях директора Народных училищ поверенному в делах Греческой миссии в Петербурге г-ну П.Г. Психе. Первым ответным шагом на пути урегулирования возникшей проблемы с Греческим училищем в Севастополе стал меморандум Греческой Королевской дипломатической миссии, адресованный Министерству Народного просвещения:
«Административные комитеты большинства греческих школ, образованные греческими благотворительными обществами и содержащиеся исключительно на их средства – именно в Севастополе, Евпатории и Симферополе – в настоящее время встречают непреодолимые трудности, добывая себе обучающий персонал, отвечающий всем требованиям курса обучения, и то же время способный обучать на греческом языке.
Общества желают, чтобы русский преподаватель в качестве директора училища являлся бы их советчиком и помощником по одному или нескольким предметам на греческом языке, в то время как такие уроки, как география история, а так же другие предметы, они преподавали бы на греческом языке, а такие предметы как математика, преподавались бы на русском.
Подобная уступка позволила бы им выйти из затруднительного положения, и дать время в ближайшем будущем заняться преподавательскому составу их прямыми обязанностями».
22 марта 1911 г., спустя всего три дня после подачи меморандума, П.Г. Психе представил Министерству народного просвещения «Памятную записку о греческих школах в России». Следствием вмешательства Греческой Королевской дипломатической миссии стала инспекционная проверка положения дел в греческих училищах Крыма, по завершении которой инспектор Ялтинско–Севастопольско–Евпаторийского района доносил 29 апреля 1911 г. директору народных училищ Таврической губернии:
«Севастопольское частное 3-го разряда греческое училище <…> помещается в собственном, удовлетворительном здании, содержится на средства местного греческого благотворительного общества. Учащихся в училище 280. Все они, за немногим исключением, – дети иностранно-подданных. Родители учащихся желают обучать своих детей родному языку, истории и географии своей родины – Греции, на греческом языке. Курс обучения в училище – семилетний. Преподаются: Закон Божий, русский язык, греческий язык, арифметика, история, география, сведения из природоведения, французский язык. Кроме русского языка и арифметики, все остальные предметы преподаются на греческом языке. Программа близка к программе двухклассных училищ. Преподавателей в настоящее время семь: законоучитель, 2 русские учительницы, 2 учителя-грека и 2 учительницы-гречанки. Четыре последних… имеют хорошую общую и педагогическую подготовку (окончили в Греции, в Константинополе и Адрианополе средние учебные и педагогические учебные заведения). В нравственном и политическом отношении все стоят вне всяких подозрений. Двое из учащих еще не получили утверждения учебного начальства (учитель и учительница). Двое других (так же учитель и учительница греческих предметов) хотя и не имеют установленного учительского свидетельства, допущены к преподаванию».
В виду «особого состава учащихся» в севастопольском Греческом училище и «заслуженной, хорошей репутации греческих учителей», инспектор Ялтинско–Севастопольско–Евпаторийского учебного района в письме директору Народных училищ Таврической губернии полагал «возможным удовлетворить ходатайство г-на Психе в следующем виде: на каждого русского учителя допускать по одному учителю-греку в качестве учительского помощника с тем, чтобы по прошествии одного года или, в крайнем случае, двух лет, эти помощники выдержали установленное испытание на звание учителя начальных училищ». Такое испытание, по мнению инспектора, не могло вызывать затруднений у преподавателей училища, имевших среднее образование. «Этим лицам, – сообщал он далее в донесении, – можно было бы поручить преподавание, как ходатайствует г-н Психе, греческого языка, истории и географии Греции. Остальные предметы, кроме Закона Божия, который и ныне разрешено преподавать на греческом языке, должны преподаваться на русском языке».
Получив донесение инспектора Ялтинско–Севастопольско–Евпаторийского района о результатах проверки, директор Народных училищ Таврической губернии сообщал 18 мая 1911 г. в Канцелярию попечителя Одесского учебного округа: «Полагаю, что необходимо урегулировать дела в греческих школах и разрешить преподавание в оных грекам, получившим образование в Греции, но с условием, чтобы на одного греческого учителя был один русский учитель. К сему присовокупляю, что греческое училище в Севастополе есть частное училище 3-го разряда, но функционирует со значительными отступлениями от учебного плана, и что ходатайство о преобразовании оного училища в двухклассное возбуждено мною 4 июня 1910 г. за № 2704».
На этом круг бюрократической волокиты вокруг Греческого училища замкнулся. Расчлененное на двое в 1910 г., оно вновь слилось в одно, называясь теперь в официальных справочниках как «начальное частное греческое училище», но по-прежнему оставалось семиклассным. Прежним в 1911–1912 учебном году оставался и преподавательский состав: заведовала училищем и преподавала русский язык Евгения Федоровна Рукавишникова; законоучителем в нем был архимандрит Григориос Вукунас; в училище преподавали учительницы: Ольга Андреевна Лазарева, Рудопи Георгиевна Бечидяхи, Феофана Иоанновна Лазариди; учителя: Георгий Николаевич Александриди и Афанасий Христофорович Химопуло.
Пожелание директора Народных училищ Таврической губернии в отношении того, чтобы «на одного греческого учителя был один русский учитель», так и не было воплощено в жизнь, но работавших в нем учителей пришлось все-таки заменить на более квалифицированных преподавателей, имевших на руках свидетельства установленного в России образца. В 1913–1914 учебном году преподавательский состав был представлен в следующем составе: заведовала училищем по-прежнему Евгения Федоровна Рукавишникова; законоучителем училища был архимандрит Григориос Вукунас; греческий язык и предметы на греческом языке преподавали Иван Демьянович Салоникос, Меркурий Филимонович Чакарис и Дмитрий Эммануилович Хаджи-Алексиос, русский язык и предметы на русском языке – Мария Даниловна Алтухова.
Местом проведения благотворительных мероприятий в пользу Греческого училища был актовый зал училища, где ежегодно 1 января членами попечительского совета по согласованию с правлением Греческого благотворительного общества, устраивался праздник Новогодней елки для всех желающих. О дате и времени его проведения сообщалось в газете «Крымский вестник». Несмотря на то, что вход был платным, это мероприятие собирало многих желавших повеселиться детей из состоятельных семей. Доходы от проведения праздников Новогодней елки шли на покупку форменной одежды для воспитанников и воспитанниц училища, а так же внесение платы за обучение в нем учеников из бедных греческих семей.

(продолжение следует)

_________________
Η Μάνη έδωσε πολλά,
δεν πήρε τίποτα, ούτε και ζήτησε
μέσα στη περηφάνια της.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 02 авг, 2011, 15:55 
Не в сети
 

Зарегистрирован: 18 июн, 2011, 2:07
Сообщения: 61
Репутация: 5

Постоялец: Везде и всегда
Откуда: Areopolis (Dimos Oitulou, Mani, Lakonia)
ИЗ ИСТОРИИ ГРЕЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕВАСТОПОЛЕ

Февральская революция, последовавший за ней Октябрьский переворот 1917 г. и начавшаяся гражданская война в России оставили заметный след в истории Греческого училища. В годы гражданской войны большинство учебных заведений Севастополя не работало вследствие использования их зданий военными и гражданскими учреждениями. В период правления барона Врангеля многие школы и гимназии были обращены в военные казармы, а их имущество частично расхищено. Избежало этой участи лишь Греческое училище, в здании которого размещались Греческое генеральное консульство и штаб расквартированных в Севастополе греческих войск, что, по убеждению местных греков, спасло его от разграбления. Греческие офицеры бережно относились к имуществу училища, находившегося под покровительством греческой королевы Ольги Константиновны. Этому, как мог, способствовал поручик греческой армии Георгий Николаевич Грипарис – уроженец Севастополя, сын почетного члена Греческого благотворительного общества, купца 1-й гильдии Николая Петровича Грипарис, прибывший в 1919 году в Крым в качестве генерального консула Греции, и имевший большие неограниченные полномочия.
После завершения гражданской войны в Крыму и окончательного установления советской власти, в Севастополе начался процесс становления новой, советской системы народного образования. Уже в ноябре 1920 г. был издан приказ Крымского Отдела народного образования (ОНО) о подготовке к школьной реформе, предполагавшей переподчинение всех учебных заведений соответствующим местным органам, отделение школы от церкви, изъятие из учебных программ изучения Закона Божьего и «введение новых предметов школы социалистического типа».
Начиная с 1920–1921 учебного года в Севастополе, как и во всех учебных заведениях Советской России, был создан единый тип семилетней школы, состоявшей из двух ступеней: I-ой (1–4 классы) и II-ой ступени (5–7 классы). Обучение в школах I-ой ступени было бесплатным, а в школах II-ой ступени устанавливалась ежемесячная плата в 15 млн. рублей. В процессе формирования «единой трудовой школы» существовавшие в Севастополе до 1917 г. учебные заведения Греческого и Еврейского благотворительных обществ, бывшая украинская гимназия им. Т.Г. Шевченко и мусульманское мектебе были преобразованы в греческую, еврейскую, украинскую и татарскую школы I-ой ступени.
Преобразование Греческого училища им. Королевы Эллинов Ольги Константиновны в советскую греческую школу № 23 им. А.В. Луначарского происходило в крайне тяжелых условиях. После эвакуации из Севастополя греческих войск, в принадлежавшем училищу здании размещались красноармейцы, уничтожившие в течение зимы всю классную мебель и большую часть книг библиотеки. Лишь 6 июля 1921 года по приказу Крымского временного военно-революционного комитета были очищены все его помещения, и в конце августа греческая школа произвела набор учащихся на 1921–1922 учебный год. Из-за отсутствия дров, угля и прекращения питания учащихся в связи с начавшимся в Крыму голодомором, занятия с истощенными от голода детьми проходилось проводить в холодных, не отапливаемых классах. Доведенные до изнурения учителя в течение всего этого времени не получали ни жалования, ни пайков. Не было учебников, наглядных пособий и хрестоматий на греческом языке. Шефство над греческой школой № 23 взял Греческий рабочий клуб им. 1 Мая.
В 1921 г. состав населения Севастополя определяли семь основных этнических групп: русские (79,8%), евреи (7,2%), греки (2,3%), поляки (2,0%), украинцы (1,8%), армяне (1,4%) и татары (1,2%). В начале 1920-х годов при Севастопольском Отделе народного образования был создан сектор нацмен, в структуре которого имелась греческая секция. В состав сектора входили 24 члена (19 русских, 1 украинка, 3 еврея, 1 грек) и 10 кандидатов в члены (7 русских, 1 гречанка, 1 караимка и 1 еврейка). Членом греческой секции сектора нацмен был М.С. Макрис – член ВКП(б), рабочий Севастопольского морского завода; кандидатом в члены – О.К. Гафо, беспартийная, уборщица греческой школы.
Среди греческого населения Севастополя был довольно высокий процент неграмотности. «Население района Артиллерийской улицы, Цыганской слободки и Карантина состоит из мелких ремесленников, чернорабочих, по бытовым особенностям представляет большой интерес и в значительной мере влияет на жизнь школ района, – отмечалось в отчете Севастопольского ОНО за 1923–1924 учебный год, – здесь греки с определенно клерикальным настроением. В этом районе отмечается плохое знание русского языка. Такой же характер населения и на Рудольфовой горе». В течение первого квартала «нацменовским школам не представилось возможности дать учебники по родным языкам, так как таковых не имелось в печати». Лишь в январе 1924 г. греческая школа получила достаточное количество хрестоматий на греческом языке, а в феврале – необходимые учебники и литературу.
В 1923–1924 учебном году в штате греческой школы состояло шесть человек: заведующая школой Александра Владимировна Забелло, преподаватели Георгий Сотирович Арванитопуло, Антон Солонович Мавриди, Анастасия Михайловна Василькиоти, Мария Петровна Даниэль, сторож Параскева Георгиевна Пашириди. С открытием в 1924 г. 5-го класса численность учащихся в школе на конец учебного года составляла 163 человека (83 мальчика и 80 девочек), из которых лишь 18 человек обучалось в старшей группе.
С 1924 г. сектором нацмен была организована в форме шефства «связь школ города со школами деревни». Такая связь, по мнению организаторов, была «ценна как с идейной стороны, так и с познавания жизни и ее быта». 23-я греческая школа взяла шефство над школой греческой деревни Карань. По воспоминаниям бывших учащихся, поездки в подшефную школу стали систематическими, благодаря открывшемуся в ноябре 1924 г. трамвайному сообщению Севастополь – Балаклава. В Карань приезжали, как правило, в субботу. Там учащиеся исполняли для местных жителей греческие песни, читали стихи на греческом языке и играли спектакли. С июля по октябрь они помогали на уборке винограда. Ночевать оставались в домах у местных жителей, а в воскресенье возвращались в Севастополь.
В 1924 г. силами учителей и учащихся 23-й греческой школы, совместно с татарской, украинской, еврейской, польской школами и армянским детским садом, был подготовлен и проведен «интернациональный вечер в пользу беспризорного ребенка». «Подготовка к вечеру-концерту, ставшая частью учебной программы по художественному воспитанию, __ говорится в отчете сектора нацмен,__ установило глубокую спайку детей означенных детучреждений и положило основание сближению национально далеких детских групп».
«Сближение наций, ломка национальных перегородок и создание интернационального единства» осуществлялись в условиях нового строя «не насильственно, а добровольно, на демократических началах», являясь «важной тенденцией на пути строительства социализма». Ведущая роль в формировании нового мышления и интернационализма у подраставшего поколения отводилась учителям. Однако в национальных школах Севастополя, по мнению работников ОНО, «учителя, отклонившиеся от старых воззрений и предрассудков, но еще не успевшие связаться с молодым революционным поколением, не обладали достаточным авторитетом для развития общественности».
К началу 1924–1925 учебного года штат 23-ей греческой школы увеличился с шести до восьми человек, и состоял теперь из заведующей, пяти преподавателей, школьного врача и сторожа. До 1925 г. заведующей школой оставалась Александра Владимировна Забелло. Прежним оставался и преподавательский состав: предметы на греческом языке вели Георгий Сотирович Арванитопуло, Антон Солонович Мавриди, Анастасия Михайловна Василькиоти и Мария Петровна Даниэль. Пятым преподавателем стала учительница русского языка Зоя Николаевна Соколова, совмещавшая работу в 23-ей греческой школе с работой в 22-ой школе I-ой ступени. В должность школьного врача была назначена Вера Михайловна Засова, а обязанности сторожа исполняла уже известная нам Параскева Георгиевна Пашириди.
В свободное от занятий время учителя и наиболее активные ученики посещали греческие семьи, убеждая детей и их родителей в необходимости посещать школу. «Борьба за новую школу» велась и на родительских собраниях. В 1923–1924 учебном году в 23-й школе не было ни одного пионера. Лишь в 1927 г. пионерами стали несколько учащихся-греков, принятых в Севастопольскую городскую пионерскую организацию.
В целях ознакомления детей с новым общественным строем и пропаганды социалистического образа жизни, школа организовывала и проводила экскурсии в Севастопольский исполнительный комитет, профсоюзное бюро, сельский совет, на почту, в поликлинику, аптеку, кооперативы, пожарную команду, на военные корабли Черноморского флота. В соответствии с учебным планом с учащимися проводились практические работы по изучению природы Крымского полуострова, в процессе которых они занимались сбором коллекций насекомых и составлением гербариев, изготовлением препаратов и чучел, проводили вегетационные опыты на огороде в деревне Карань, выполняли различные зарисовки и диаграммы на темы природоведения. Силами учащихся «устраивались временные выставки и уголки Ленина». В школе действовала такая система самоуправления, как коллектив учащихся, президиум от дежурных групп и комиссии – учебная, хозяйственная, трудовая, взаимопомощи. Учащиеся принимали активное участие в работе кружков Греческого рабочего клуба им. 1 Мая.
Чтобы ускорить процесс ликвидации неграмотности среди греков, в СССР была предпринята попытка реформирования правописания греческого языка путем создания так называемого «20-буквенного алфавита» без гласных «Η» («ита») и «Ω» («омега»), без согласных «Ψ» («пси»), «Ξ» («кси») и «σ» («сигма закрытая»), а также без употребления диграфов, знаков придыхания и тонического ударения. Кроме того, был отменен бывший в то время официальным в Греции язык «кафаревуса», как «чуждый и непонятный советским грекам», и вместо него введено преподавание на «димотике».
Одним из авторов и теоретиков этой реформы был Костас Канонидис, более известный под псевдонимом Топхарас. Его «Грамматика греческого языка для начальной школы» и «Книга для изучения языка в средней школе» (на греческом языке) выдержали несколько изданий. К. Канонидис был автором нескольких методических пособий по преподаванию понтийского диалекта греческого языка в средней школе. Газеты, книги на новогреческом языке («димотике») и понтийском диалекте, учебники и переводная литература, выходившие в открывшемся в 1926 году в Ростове-на-Дону греческом издательстве «Коммунистис», издавались на основе 20-буквенного алфавита.
Для подготовки учителей для греческих школ были открыты педагогические техникумы в Мариуполе и Краснодаре, а переподготовку на курсах повышения квалификации они проходили в Анапе.
В начале 1926–1927 учебного года вместо Александры Владимировны Забелло на должность заведующего 23-ей греческой школой им А.В. Луначарского был назначен Амфиктрион Матвеевич Димитриу. С вступлением его в должность произошли изменения и в педагогическом составе: предметы на греческом языке стали вести Антон Солонович Мавриди, Урания Георгиевна Караянопуло, Мария Петровна Даниэль, Пенелопа Георгиевна Георгиу и Елена Георгиевна Димитриу, предметы на русском языке – Александра Васильевна Подлесная.
В начале 30-х годов советское правительство предприняло решительные действия по введению в СССР обязательного всеобщего начального образования, полной ликвидации безграмотности и политехнизации школы. Для воплощения в жизнь задач социалистического строительства требовались грамотные люди. В 1926 г. 8 900 человек из числа взрослого населения Севастополя оставалось неграмотным. Далеко не все дети в возрасте от 8 до 11 лет были охвачены начальным обучением, а культурная отсталость населения задерживала развитие города на пути строительства социалистического общества.

(продолжение следует)

_________________
Η Μάνη έδωσε πολλά,
δεν πήρε τίποτα, ούτε και ζήτησε
μέσα στη περηφάνια της.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 02 авг, 2011, 16:05 
Не в сети
 

Зарегистрирован: 18 июн, 2011, 2:07
Сообщения: 61
Репутация: 5

Постоялец: Везде и всегда
Откуда: Areopolis (Dimos Oitulou, Mani, Lakonia)
ИЗ ИСТОРИИ ГРЕЧЕСКОГО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРЫМУ

14 августа 1930 г. вышло постановление ЦИК и Совнаркома СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении». В том же году всеобщее начальное обучение было введено в Крымской АССР. Борьбу за проведение всеобуча в Севастополе возглавила городская партийная организация. Принято считать, что уже к концу 1930 года начальным обучением было охвачено 100% детей школьного возраста.
В принятом 5 сентября 1931 г. постановлении ЦК ВКП(б) «О начальной средней школе» отмечалось, что «наступает новый этап перестройки советской школы». Одной из поставленных задач стало «открытие школ повышенного типа», в частности школ II-й ступени, «обеспечивающих преемственность воспитания и обучения на родном языке». В свете принятого в Москве постановления в 1931–1932 учебном году в Севастополе ввели обязательное семилетнее обучение, и на заседании Президиума Севастопольского горсовета 1 декабря 1931 г. уже отмечалось, что греческая школа № 23 стала семилетней школой I-й и II-й ступеней. В 1931–1932 учебном году в ней обучалось 156 учащихся, из низ 133 в классах I-й ступени, и 23 в классах II-й ступени. В период с 1930 по 1934 г. было проведено сокращение малых школ, в которых один учитель вел занятия одновременно с четырьмя классами, и расширение сети неполных средних и средних школ. В борьбе за всеобуч Севастополь, по праву, занимал первое место в Крымской АССР.
С введением семилетнего обучения в севастопольских школах возросла потребность в кадрах учителей. Проводимые с 1927 г. массовые репрессии, связанные с лишением избирательных прав и выселением из Севастополя иностранноподданных граждан, вызвали новый всплеск массовой эмиграции греков. Бригада рабоче-крестьянской инспекции, обследовавшая учебные заведения и учреждения Севастопольского ОНО, пришла к заключению, что «социальный состав педагогов не соответствует задачам коммунистического воспитания детей». В 1927–1928 учебном году из греческой школы ушли 3 преподавателя. Прошла тщательную проверку, но была оставлена в школе учительница Е.Г. Димитриу, обвиненная в религиозной пропаганде.
В 1930 г. заведующий греческой школой А.М. Димитриу получил приглашение на работу в Мариупольский греческий педагогический техникум, и накануне учебного года сдал дела назначенному на эту должность П.П. Параскевасу. Настало время рассказать об этих двух замечательных педагогах своего времени, двух заведующих 23-ей греческой школы им. А.В. Луначарского, о которых автору неоднократно приходилось слышать восторженные отзывы от бывших их учеников.
Амфилстон Матвеевич Димитриу родился в 1896 г. в Константинополе в семье драгомана. Он получил хорошее филологическое образование и, наряду с турецким, арабским и персидским, знал несколько европейских языков: французский, итальянский, испанский и другие. Во время первой мировой войны, чтобы избежать мобилизации в турецкую армию, двадцатилетний грек в 1916 г. выехал в нейтральную Румынию, а в 1917 г., когда румынские власти стали интернировать всех находившихся на ее территории иностранных подданных, Димитриу отправился в Россию, где в то время произошла Февральская революция. Он оказался сначала в Одессе, а затем работал учителем в греческой школе Мелитополя.
В 1919 г. Амфилстон Матвеевич переехал в Феодосию, где тогда вновь открылось греческое консульство, принял греческое подданство и получил паспорт гражданина Греции. После этого он, последовательно, работал учителем, инструктором отдела народного образования в городе Старый Крым, заведовал сначала старокрымской, а затем 23-й греческой школой в Севастополе. В 1926 г. А.М. Димитриу принял советское подданство, а в сентябре 1930 г. был приглашен на работу в Мариупольский греческий педагогический техникум. Находясь в Мариуполе, Димитриу, одновременно, читал лекции в местной советской партшколе. «Это был блестящий лектор и всесторонне развитый педагог», который вскоре «занял ведущее положение в педагогическом техникуме».
Много времени Амфилстон Матвеевич уделял языковой реформе греческого языка, профессионально вникая во все тонкости этого сложного процесса. Он изучил, в частности, особенности говоров всех греческих сел Приазовья. «Когда вызывал нас отвечать, – вспоминает одна из его учениц, учительница-пенсионерка, гречанка Л.С. Тохтамыш из села Красная Поляна, – то обращался к нам так, как каждый из нас разговаривал дома. Его уроки проходили интересно и в быстром темпе, все он делал очень быстро».
А.М. Димитриу являлся глубоко аполитичной личностью, – он не состоял ни членом какой либо партии, ни членом какой либо общественной организации или национального Клуба. Круг его интересов был строго ограничен: языкознание, литература, педагогика. В 1935 г. он перешел на постоянную работу в греческое издательство в качестве литературного редактора. Амфилстона Димитриу связывала тесная дружба с поэтом Георгием Костоправом. В декабре 1937 г. А.М. Димитриу был арестован по обвинению в организации греческой националистической антисоветской организации. Единственный его допрос состоялся 14 декабря 1937 г., после чего он был приговорен особой «тройкой» НКВД к расстрелу. 6 марта 1964 года прокуратурой Киевского военного округа Амфилстон Матвеевич Димитриу был «реабилитирован ввиду отсутствия в его деле состава преступления».
Судьба его приемника на должности заведующего 23-ей греческой школой в Севастополе была менее трагична. Пантелей Павлович Параскевас родился в 1891 г. в городе Эрзерум (Турция), где окончил полный курс обучения в греческой гимназии. После смерти родителей Пантелей Павлович с братом Такисом, сестрами Софией и Еленой эмигрировал в Россию, поселившись в Евпатории. До революции и в первые годы после установления советской власти в Крыму он работал учителем в Евпаторийской греческой школе. В 1927 г. Пантелей Павлович женился на Марии Георгиевне Эксархиди – учительнице греческой школы города Евпатории. Он был членом ВКП(б), но, несмотря на это, венчался в греческой церкви. Младшая сестра Марии Георгиевны, Наталья Георгиевна Георгиади, урожденная Эксархиди (род. в 1918 г.), рассказывала, что «когда Пантелей Параскевас и Мария вошли под руку в греческую церковь, священник отец Елизарий собирался включить свет, но Пантелей остановил его, и вежливо попросил не делать этого, надеясь, что в темноте он не будет опознан людьми. Священник с пониманием отнесся к его просьбе, и обряд венчания состоялся при свечах».
Несмотря на предпринятые предосторожности, на следующий же день после венчания П.П. Параскевас был вызван в Евпаторийский Отдел народного образования, где подвергся беспощадной критике со стороны руководства в связи с фактом заключения им «церковного брака с беспартийной Марией Эксархиди». Выслушав все упреки и порицания своих руководителей, Пантелей Павлович спокойно и с достоинством ответил: «Я люблю ее, и поэтому венчался».
В 1927 г., вскоре после свадьбы и конфликта в Евпаторийском ОНО, Параскевас вместе с супругой переехал в Севастополь, где проживала семья родной сестры Марии Георгиевны – Параскевы Георгиевны Стиви.
Став заведующим 23-й греческой школой им. А.В. Луначарского, П.П. Параскевас столкнулся с крайне пассивным отношением родителей учащихся к введенному всеобучу. Перед началом учебного года им был организован и проведен «поход учащихся по городу» с целью «вербовки учеников в школу». Отметив плохо поставленное воспитание детей, Пантелей Павлович приложил немало усилий к ликвидации «эмиграционных настроений родителей», которые, по его мнению, оказывали отрицательное влияние на детей и тем самым отражались на их отношении к школе и учебе. В качестве первоочередных мер П.П. Параскевас считал необходимым «усилить критику и самокритику, организовать выпуск стенгазеты, проведение соцсоревнования и ударничества». В целях дальнейшего развития интернационального воспитания учащихся им стала налаживаться связь с другими «нацменовскими школами» города.
В 1930–1931 учебном году педагогическим советом школы была проделана большая работа по организации пионерского отряда и «отряда октябристов» из числа учащихся. Совет обратился в РК ВЛКСМ с просьбой выделить школ вожатого. Школьный Совет «для изыскания средств, практиковал постановки платных спектаклей» в Греческом рабочем клубе. Вырученные от спектаклей средства шли на приобретение одежды и обуви для детей-сирот. После открытия при школе кухни стала практиковаться выдача учащимся «завтраков за минимальную плату». Греческое общество «Взаимопомощь» ежемесячно отчисляло школе 5% от доходов деятельности одного из своих предприятий. Эти средства направлялись для оказания помощи детям-сиротам в получении бесплатных завтраков.
Перед началом 1930–1931 учебного года бригадой по обследованию секции нацмен Севастопольского ОНО была проведена проверка 23-ей греческой школы им. А.В. Луначарского, в ходе которой было установлено, что «школа на предстоящий учебный год обеспечена необходимым количеством учебников и книг на греческом языке».

(окончание следует)

_________________
Η Μάνη έδωσε πολλά,
δεν πήρε τίποτα, ούτε και ζήτησε
μέσα στη περηφάνια της.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 02 авг, 2011, 16:16 
Не в сети
 

Зарегистрирован: 18 июн, 2011, 2:07
Сообщения: 61
Репутация: 5

Постоялец: Везде и всегда
Откуда: Areopolis (Dimos Oitulou, Mani, Lakonia)
ИЗ ИСТОРИИ ГРЕЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕВАСТОПОЛЕ

21 сентября 1930 г. Панайот Павлович Параскевас выступал с докладом о проделанной работе на заседании Пленума советского актива Греческого клуба им. 1 Мая. Он отметил пассивное отношение родителей «к всеобучу детей». Перед началом учебного года «был организован поход детей по городу для вербовки учеников в школу». Параскевас подчеркивал, что на предстоящий зимний период дети будут обеспечены одеждой, обувью, питанием и всем необходимым. Им будут выделены учебные пособия, «что намного облегчит учебу в текущем году». Главная проблема школы, по мнению Параскеваса, заключалась в том, что «эмиграционное настроение родителей ужасно влияет на детей, и этим самым отражается на учебе».
Пленум группы советского актива при Греческом рабочем клубе дал следующий наказ заведующему школой:
– усилить критику и самокритику, в кратчайшие сроки организовать выпуск школьной стенгазеты;
– все имеющиеся в школе «стародавние бюсты и портреты» немедленно убрать или «продать как мрамор»;
– освободить помещения школы от лиц, не имеющих к ней никакого отношения, и вернуть имеющуюся у них мебель и посуду школе;
– в связи с полным отсутствием антирелигиозной работы среди учащихся организовать в школе антирелигиозный кружок.
Наказ совактива был выполнен по всем пунктам. По свидетельству бывших учащихся школы А.А. Большаковой, урожд. Пиминити (1916–1997), Е.Н. Алексопольской, урожденной Константиниди (род. в 1918 г.) и ее одноклассников П.Е. Шахиниди (1918–1996) и А.А. Бегосинского (род. в 1918 г.), осенью 1930 г. из актового зала школы были вынесены мраморный бюст основателя школы В.И. Феолого, портреты почетных членов Греческого благотворительного общества Н.П. Грипари, С.Х. Гавалова, К.А. Косты, Л.Д. Кидониса и других выдающихся деятелей греческой колонии Севастополя конца 19 – начала 20 вв., а из классных комнат – портреты героев греческой национально-освободительной революции 1821–1827 гг., бюсты Гомера, Сократа, Аристотеля.
Являясь, как сказал о нем бывший коллега и современник, «ярым коммунистом», Панайот Павлович оставался в душе «добрым, высоко порядочным человеком», и пользовался заслуженным авторитетом и уважением у известной части греческого населения Севастополя. Ему не были чужды проблемы подраставшего поколения: он внес большой вклад в сохранение греками своего родного языка и ликвидацию неграмотности. В качестве примера можно привести такой факт. На одном из заседаний Пленума группы советского актива выступил ученик школы Панайотиди: возражая против того, что учащиеся общаются на русском языке, он настаивал на том, чтобы «в школе разговаривали только по-гречески». Панайот Павлович, присутствовавший при этом, горячо поддержал своего ученика. В памяти многих своих современников – учащихся школы, друзей, коллег, просто знавших его людей – П.П. Параскевас остался яркой личностью, деятельным, энергичным и достойным представителем своего народа.
20 мая 1931 г. состоялось очередное собрание группы советского актива при Греческом рабочем клубе, на котором присутствовало 23 члена. Открывая его, председатель Бюро группы советского актива Г.Х. Параскевас указывал на то, что многие из членов правления прибыли «с большим опозданием», а «верхушка совактива» клуба вовсе отсутствовала, и это ставило работу собрания под угрозу срыва. «Такая работа никуда не годится, – говорил перед собравшимися Георгий Христофорович, – состав с такими работниками ничего не сделает, а поэтому против такого явления нужно бороться, необходимо принять все меры, которые у совактива имеются при горсоветах». Дополняя критическое выступление Г.Х. Параскеваса, А.Г. Георгиу подчеркнул «недопустимость отсутствия на заседаниях совактива греков-партийцев».
Виновных решили наказать, и тут же единодушно постановили: «Анне Зографиди и Лазарю Трикмениди сделать выговор. Учительницам Ангелиди и Даниэль сделать выговор с информацией месткому. Комсоду грек школы – Кире Витторато, Иосифиди и Тогриди поставить на вид, сделав разъяснение о вреде, который является следствием слабой активности совактива, вследствие неявки его членов для обсуждения вопросов».
После доклада П.П. Параскеваса о работе и состоянии греческой школы к концу 1930–1931 учебного года, выступил преподаватель К.Г. Ангелиди. Он указал на необходимость и своевременность «расширения» греческой школы и преобразовании ее в школу II-ой ступени (семилетку). Объем учебной программы, по его мнению, был очень низким, учащиеся школы «получают незаконченное образование, не отвечающее никаким минимальным требованиям жизни и обихода». Вследствие этого выпускники, как правило, не имеют возможности ни продолжить, ни завершить свое образование в других, не греческих школах. «Время расширения греческой школы назрело, и это расширение тем более необходимо, что контингент греческих детей, нуждающихся в более законченном обучении, имеется не только в Севастополе, но и в районе, и в соседних городах (Карань, Скели и другие, Евпатория, Бахчисарай и другие)».
Расширение школы и преобразование ее в школу II-ой ступени требовало вложения значительных денежных средств. Однако выход из положения был найден очень быстро: на базе школы открыли семилетку путем введения в ней обучения в две смены, а деньги на расширение имевшихся классных помещений и устройство школьных мастерских взяли из средств греческого общества «Взаимопомощь».
В 1931–1934 гг. педагогический коллектив 23-й греческой школы состоял из девяти преподавателей: Ольга Георгиевна Георгиади – учительница начальных классов, Пинелопа Георгиевна Георгиу – учительница греческого языка, Мария Георгиевна Параскевас – учительница русского языка, Александра Михайловна Подлесная – учительница русского языка, Мария Петровна Даниэль – учительница математики, Антон Солонович Мавриди – учитель истории, Урания Георгиевна Караянопуло – учительница географии, Константин Георгиевич Ангелиди – учитель химии, Николай Иванович Солнцев – учитель труда и физкультуры.
В 1934 г. греческая школа была переименована в греческую школу № 23 им. Ориона Алексакиса. В том же году «из-за недопустимо малого количества учащихся» была переведена из здания на улице Артиллерийской, № 19 в новое здание на улице Большой Морской, № 44. В дальнейшем, в нем же была размещена и армянская школа. Таким образом, Севастопольским ОНО одновременно было осуществлено сокращение двух малых школ с освобождением занимаемых ими зданий для двух переполненных средних школ города и осуществлено «интернациональное сближение» двух существовавших нацмен школ. Окончательно же судьба школы решилась в 1937 г., когда решением Севастопольского ОНО она была закрыта.

(в данной статье использованы сведения из личного архива и полевых тетрадей И.В. Мосхури)

_________________
Η Μάνη έδωσε πολλά,
δεν πήρε τίποτα, ούτε και ζήτησε
μέσα στη περηφάνια της.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 05 авг, 2011, 20:35 
Не в сети
 

Зарегистрирован: 05 авг, 2011, 20:14
Сообщения: 3
Репутация: 0

Постоялец: Политикан
maniatissa писал(а):
В 1934 г. греческая школа была переименована в греческую школу № 23 им. Ориона Алексакиса.

Очень давно довелось мне быть на старом кладбище в Балаклаве, с дедом при жизни его хадили туда искать наши могилы. Наши не нашли, но видели там надгробия Алексакисов из белого мрамора с надписями на греческом языке. Дед рассказывал, что Алексакисы не коренные балаклавские греки, а поздние. Он греков Бисти, Алексакисов и еще других, не помню фамилии, называл поздними греками. О революционере Алексакие есть даже очерк, написанный евреем Львом Гуровским. А дальше того, что его не то убили, не то утопили тишина. Семью Алексакисов тоже выслали в 1944 году?

_________________
Судя по тому, как сражаются твои воины,
я мог бы прийти сюда и с женщинами.
(The 300 Spartans).


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 07 авг, 2011, 21:58 
Не в сети
 

Зарегистрирован: 18 июн, 2011, 2:07
Сообщения: 61
Репутация: 5

Постоялец: Везде и всегда
Откуда: Areopolis (Dimos Oitulou, Mani, Lakonia)
kapetanos писал(а):
О революционере Алексакие есть даже очерк, написанный евреем Львом Гуровским. А дальше того, что его не то убили, не то утопили тишина. Семью Алексакисов тоже выслали в 1944 году?

Семье севастопольского революционера Ориона Алексакиса досталось и от белых и от красных. В 1991 г. его отец греческий подданный Христофор Эммануилович Алексакис был арестован контразведкой Врангеля и находился в севастопольской тюрьме. Не сложились у него отношения и с советской властью. В 1922 г. в Балаклавском народном суде рассматривалось дело по иску Х.Э. Алексакиса к Морскому ведомству о возврате конфискованного у него катера и выплате 42 млн. рублей за 4 лошади и экипаж, изъятые у него в 1919 г. большевикам. Решением суда было предписано начальнику Морских сил Черного моря вернуть катер его бывшему владельцу, а в остальной части иска отказать. После того, как Х.Э. Алексакис добился получения визы на выезд в Грецию и стал собираться уезжать, местные представители советской власти запретили вывозить принадлежавшее ему пианино, которое к тому времени было зарегистрировано в отделе народного образования. Свои действия чиновники мотивировали тем, что «это пианино крайне необходимо для нужд единого в Балаклавского партклуба и Балаклава, как провинциальный городок, приобрести другое пианино в течение десятка лет будет не в состоянии».
В Греции родители севастопольского революционера обосновались в одном из кварталов Пирея, где в те годы селились многочисленные семьи эмигрантов Советской России и беженцев из Малой Азии. Христофор Эммануиловия Алексакис умер 27 ноября 1936 г. На долю его жены выпало перенести все тяготы и лишения второй мировой войны и грерманско-итальянской оккупации Греции. Феодора Афанасьевна Алексаки умерла 21 марта 1950 г., и была похоронена рядом с мужем на русском православном кладбище имени Королевы Эллинов Ольги Константиновны в Пирее среди других эмигрантов из Севастополя и Крыма. В Афинах и теперь живут их внуки.
Дед Ориона Алексакиса, бывший балаклавский купец 3-й гильдии Афанасий Христофорович Христопуло, отказался уезжать с дочерью и зятем в Грецию и остался в Балаклаве. Принадлежавший ему двухэтажный дом на городской набережной в 1922 г. был муниципализирован. После многочисленных жалоб и обращений пострадавшего в высшие советские органы, ВЦИК постановил выделить Христопуло, как деду известного революционера и участника гражданской войны, три комнаты для проживания в принадлежавшем ему до революции доме. В ответ Балаклавский районный исполнительный комитет возбудил ходатайство об отмене принятого в Москве решения, мотивируя это тем, что его дочь, Надежда Афанасьевна Христопуло, «не принимает участия в общественной работе», «пользовалась прислугой» и «ежедневно гуляет с собачкой по набережной». Один из членов районной избирательной комиссии утверждал, что «Христопуло выгонял из дома Ориона Алексакиса», «обвинял его в большевиз-ме», а сейчас «эксплуатирует память о погибшем революционере».
К сожалению я так и не смогла еще разобраться, как можно добавлять на форум фото, поэтому весьма сожалею, что не могу представить для общего обозрения фотографии надгробных памятников родителей Ориона Алексакиса в Греции...

_________________
Η Μάνη έδωσε πολλά,
δεν πήρε τίποτα, ούτε και ζήτησε
μέσα στη περηφάνια της.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 09 авг, 2011, 23:33 
Не в сети
*
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 июл, 2010, 22:09
Сообщения: 151
Репутация: 6
maniatissa писал(а):
Фотографий Дмитрия Георгиевича оказалось совсем не мало. Я этого не ожидала! Впрочем, за перелетом летчиков Андреади и Дыбовского в 1912 году следила вся Россия, их встречали при совершении промежуточных посадок в крупных городах и эти встречи фотографировали, чтобы сохранить в истории. В военно-историческом архиве России выявлены редкие снимки, запечатлевшие этот перелет.


По этому поводу была выпущена в начале ХХ века открытка из серии "Воздушный флот- сила России":
Изображение

_________________
"...Где ничто-ничто не исчезает и не возвращается опять".
Ольга Берггольц, "Севастополь",1935г.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 17 сен, 2011, 23:34 
Не в сети
 

Зарегистрирован: 03 авг, 2011, 2:06
Сообщения: 62
Репутация: -2
А что известно о городском голове Балаклавы Ксирихи? Очень хотелось бы хоть что-то о нем узнать...

_________________
Смысл должен быть найден, но не может быть создан


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 18 сен, 2011, 0:17 
Не в сети
модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 июл, 2008, 0:15
Сообщения: 5357
Репутация: 685

Откуда: г. Москва
aXa писал(а):
А что известно о городском голове Балаклавы Ксирихи? Очень хотелось бы хоть что-то о нем узнать...

По Адрес календарю Севастополя за 1911 г. значится городским старостой Михели Г.Я. В книге упомянут Ксирихи Петр Михайлович - отставной подполковник, проживавший в Балаклаве в собственном доме. В следующем выпуске севастопольского Адрес календаря за 1913 г. его имя отсутствует.

_________________
За нашу Победу!


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 20 сен, 2011, 0:10 
Не в сети
 

Зарегистрирован: 30 авг, 2011, 14:54
Сообщения: 10
Репутация: 0

Постоялец: Везде и всегда
Откуда: Донецк
Много греков живет у нас в Донбассе, на юге Донецкой области. Они в основном потомки греков, ушедших из Крыма при Екатерине Великой. Есть у нас в области Урзуф (Гурзуф) и Ялта и др. топонимы схожие с крымскими. Вот только не знаю, уходили ли тогда в новые края балаклавские греки? А узнать было бы интересно


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 20 сен, 2011, 11:17 
Не в сети
модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 июл, 2008, 0:15
Сообщения: 5357
Репутация: 685

Откуда: г. Москва
ismaell писал(а):
А узнать было бы интересно

В 1778 году из Балаклавы вышли греческие семьи тоже. Перешедшие на берега Азовского моря жители сел Карань и Комары (окрестности Балаклавы) основали в Приазовье села с теми же названиями.

Для уточнения рекомендую сайт:
http://www.azovgreeks.com/

_________________
За нашу Победу!


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 04 апр, 2012, 23:57 
Не в сети
**

Зарегистрирован: 25 мар, 2008, 15:41
Сообщения: 366
Репутация: 12
ozz писал(а):
Балаклава.
Изображение
Уважаемые, очень интересует вот это здание с башенкой (передний план). Кто-то может сказать - что это за строение, год постройки, пренадзначение, и уж совсем оборзевши :D - кто архитектор?

_________________
Больше о друзьях, чем о себе.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 07 апр, 2012, 13:06 
Не в сети
 

Зарегистрирован: 15 мар, 2012, 19:48
Сообщения: 11
Репутация: 0
Дом с башенкой построен для севастопольского градоначальника Михайли между 1900 и 1907 годом. Был жилым, в башенке было оборудовано помещение, в котором хозяин держал пуделей))) :smith:


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 07 апр, 2012, 13:12 
Не в сети
**

Зарегистрирован: 25 мар, 2008, 15:41
Сообщения: 366
Репутация: 12
Балаклавка писал(а):
Дом с башенкой построен для севастопольского градоначальника Михайли между 1900 и 1907 годом. Был жилым, в башенке было оборудовано помещение, в котором хозяин держал пуделей))) :smith:
...что-то у меня сомнения... Сколько искал - не нашел я градоначальника Михайли? Были в Балаклаве в разное время градоначальниками Маврамихали - древней род балаклавских греков (одни из первых офицеров в русской армии)... А вот про Михайли - не нашел.

_________________
Больше о друзьях, чем о себе.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 08 апр, 2012, 22:11 
Не в сети
 

Зарегистрирован: 15 мар, 2012, 19:48
Сообщения: 11
Репутация: 0
Мавромихали - другая семья, хоть и тоже балаклавская. Сведения точные от Владимира Гломба - бакенщика, который в молодости рыбу туда поставлял.


Последний раз редактировалось Балаклавка 08 апр, 2012, 22:48, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 14 апр, 2012, 22:08 
Не в сети
*******

Зарегистрирован: 08 май, 2008, 6:38
Сообщения: 3707
Репутация: 1491

Постоялец: Фотограф
могилы рода Мавромихали содержатся в порядке
Изображение
Изображение

_________________
красота природы Крыма
https://vk.com/album41657562_128228387


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 30 май, 2012, 23:03 
Не в сети
убиваю нотой
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 янв, 2004, 2:11
Сообщения: 550
Репутация: 233

Постоялец: Везде и всегда
Откуда: BunkerCinemaGroup™


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: Лейтенант Панаиотий Алексиано.
СообщениеДобавлено: 13 дек, 2014, 10:45 
Не в сети
 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 дек, 2014, 10:08
Сообщения: 33
Репутация: 5

Откуда: г.Югорск ХМАО-Югра
Вот бы поднять эту тему господа Филимонов Никола,Шнорхель,Косточка....я у вас тут новенький....но про него Панаиоти Алексиано много что накопал....да и про всех братьев....помогите....он первый строитель Севастополя и забыт...

Добавлено спустя 1 день 6 минут 4 секунды:
Про пятерых братьев Алексиано можно посмотреть у меня на ЖЖ...http://afedotov.livejournal.com/.

Добавлено спустя 1 день 6 часов 42 минуты 40 секунд:
8 июля 1788 года контр-адмирал бригадир Панаиоти Алексиано скончался на корабле «Святой князь Владимир» было ему всего 42года.
Умер человек практически первый строитель города Севастополь, прослужил России 20 лет ему подчинялась вся греческая диаспора Крыма, он агитировал их ещё 14 лет назад переселяться с Архипелага, он нанимал первых строителей Севастополя греков с Балаклавы, он имел высочайшее влияние на весь крымский греческий народ, со всеми спорными вопросами шли к нему.
Имя его к несчастью забыто нами, забыто историками Крыма и летописцами Севастополя, забыт Макензи, Войнович, помним Ушакова, Сенявина, Нахимова, которые не строили Севастополь, а добывали позже уже славу Российскому флоту. На могильном камне Панаиоти я сейчас бы написал слова Николая Корсакова «Где был он там и Бог нам помогал…»


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: Лейтенант Панаиотий Алексиано.
СообщениеДобавлено: 16 дек, 2014, 18:12 
Не в сети
 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 дек, 2014, 10:08
Сообщения: 33
Репутация: 5

Откуда: г.Югорск ХМАО-Югра
Панаиоти Алексиано вступил в русскую службу в феврале 1769 года, в Ливорно. Обширные его связи с греческими островитянами, этими природными моряками, внушили мысль русскому начальству воспользоваться благоприятным обстоятельством и употребить способного и предприимчивого 23 летнего грека для отыскания лоцманов.
Панагиотис Алексианос (Παναγιώτης Αλεξιανός), родом с острова Монемвасия (Μονεμβασιά) вокруг себя организовал целую команду из греков, его друзья и родственники исполняли возложенное на них поручения. Навербованные им лоцманы отправлены к эскадре адмирала Спиридонова, которая в том же году развила русский флаг на водах Средиземного моря. Он отсылает со Стоматиосом Сарандинаки своим 18 летним племянником набранных людей к флоту. Молодой Стоматис выбрал себе имя Евстафий, что по-гречески означает «стойкий, твёрдый». Панаиотис по гречески «всесвятой» начал исполнять новые поручения, закупать в Ливорно на полугодичное время для флота: «сухарей 42963 пудов, мяса 10366 пудов, масла деревянного 8592 ведер, риса (“пшенасорачинскаго”) 14321 пудов, гороху – 9547 пудов, уксусу - 6078 ведер, рому или вина - 2222 ведер, “вина краснова” - 32079 ведер» все это было им отправляемо на греческих малых судах, которые так же после поднимали русский флаг и приписывались на службу России.
Отец Панаиотиса -Павлос Алексиано был судовладельцем с острова Монемвасиас и ходил по всему Архипелагу. Он и Павлос Сарандинаки первыми подняли народ Монемвасии против геноцида турок.


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: Лейтенант Панаиотий Алексиано.
СообщениеДобавлено: 24 дек, 2014, 18:27 
Не в сети
 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 дек, 2014, 10:08
Сообщения: 33
Репутация: 5

Откуда: г.Югорск ХМАО-Югра
Отец Панаиотиса -Павлос Алексиано был судовладельцем с острова Монемвасиас и ходил по всему Архипелагу. Он и Павлос Сарандинаки первыми подняли народ Монемвасии против геноцида турок.
В середине XVIII века в Монемвасии архонт (с византийских времен этот титул носили правители провинций и военные командиры) Павлос Сарандинаки слыл человеком уважаемым и состоятельным. Виноградники, оливковые рощи и сады приносили доход. Женившись на сестре Павлоса он породнился с семьёй судовладельца Алексиано. Братья Елены,Теодоро,Панайотис, Александр,Антоний и Фёдор с ранних лет освоили морское дело и ходили на своих быстроходных шебеках (парусно-гребные суда в Средиземноморье) между островами Архипелага.
Изображение

Добавлено спустя 6 минут 11 секунд:
Карта 1886 года ...на правом склоне балки видим квадрат с двумя деревьями, а посередине могильный камень Панаиоти Алексиано...

Добавлено спустя 14 минут 9 секунд:
Балка размером 200*600 сажений по низу садовые деревья...слева на верху дом сад и колодец около дороги к Братскому кладбищу там же Северные укрепления, внизу с левой стороны казармы артелеристов...


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: Лейтенант Панаиотий Алексиано.
СообщениеДобавлено: 26 дек, 2014, 10:29 
Не в сети
модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 июл, 2008, 0:15
Сообщения: 5357
Репутация: 685

Откуда: г. Москва
afedotov писал(а):
Карта 1886 года ...на правом склоне балки видим квадрат с двумя деревьями, а посередине могильный камень Панаиоти Алексиано...
Какой квадрат, какие деревья? В этом масштабе?....

_________________
За нашу Победу!


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: Лейтенант Панаиотий Алексиано.
СообщениеДобавлено: 26 дек, 2014, 11:15 
Не в сети
 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 дек, 2014, 10:08
Сообщения: 33
Репутация: 5

Откуда: г.Югорск ХМАО-Югра
Уважаемый Алеф...так это требования сайта и форума....можно щёлкнуть по фото загрузится Радикал и всё станет на свои места...


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: Лейтенант Панаиотий Алексиано.
СообщениеДобавлено: 02 янв, 2015, 9:53 
Не в сети
 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 дек, 2014, 10:08
Сообщения: 33
Репутация: 5

Откуда: г.Югорск ХМАО-Югра
Отвечу Шнорхелю...Балка Панаиотова не могла названа в честь Константина Юрьевича Патаниоти (Панаиотти) будущего вице-адмирала, в то время ему было 17 лет и балку в честь него никак не могли назвать (очередная ошибка наших историков и историков Севастополя), он учился в школе гардемаринов и прибыл в Севастополь намного позже...Названа по хутору Панаиоти Алексиано всегда находимшемся в балке с основания Севастополя...он первый из строителей города,но никто про это до сих пор не помнит или не хотит...это цитата из одного из рапортов Ушакова...

Изображение
http://radikal.ru/fp/7d9325a4f89f477bb193d8da7c2b068a
"Панаиоти Алексиано принадлежала дача "Марьинская" площадью 410 дес., на берегу Северной стороны Севастопольской бухты, между Инженерной балкой и Голландией, и хутор "Новая Земля" вблизи Камышовой бухты."


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: Лейтенант Панаиотий Алексиано.
СообщениеДобавлено: 02 янв, 2015, 13:17 
Не в сети
**

Зарегистрирован: 25 мар, 2008, 15:41
Сообщения: 366
Репутация: 12
afedotov писал(а):
Отвечу Шнорхелю...Балка Панаиотова не могла названа в честь Константина Юрьевича Патаниоти (Панаиотти) будущего вице-адмирала, в то время ему было 17 лет и балку в честь него никак не могли назвать (очередная ошибка наших историков и историков Севастополя), он учился в школе гардемаринов и прибыл в Севастополь намного позже...Названа по хутору Панаиоти Алексиано всегда находимшемся в балке с основания Севастополя...он первый из строителей города,но никто про это до сих пор не помнит или не хотит...это цитата из одного из рапортов Ушакова...

Изображение
http://radikal.ru/fp/7d9325a4f89f477bb193d8da7c2b068a
"Панаиоти Алексиано принадлежала дача "Марьинская" площадью 410 дес., на берегу Северной стороны Севастопольской бухты, между Инженерной балкой и Голландией, и хутор "Новая Земля" вблизи Камышовой бухты."

С Новым Годом! Да, в общем то, никто и не утверждает, что название балки было в честь Константина... Он был только одной ветвью рода Панаиоти... т.ч. топонимически данное место (и на картах и в жизни) каких-либо привязок к И.О. не имеет. А вот что касательно этимологии - сведений о происхождении топонима - здесь пока "белое поле" - и нужно лопатить хронологию... когда? (доподленная дата появления)... А этого, на мой взгляд, никто не делал.

_________________
Больше о друзьях, чем о себе.


Вернуться к началу
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 82 сообщения ]  На страницу Пред. 1 2 3 4 След.

Часовой пояс: UTC+03:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: ЦСКА и 37 гостей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  

[Мобильная версия]

Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Русская поддержка phpBB