Не в сети |
**** |
|
Зарегистрирован: 23 июл, 2013, 18:16 Сообщения: 1163
Репутация: 190
Постоялец: Везде и всегда
Откуда: Севастополь, Россия
|
Крис Кельвин писал(а): что она выехала из Бахчи 31 мая
Наконец, настал день приезда Ее Императорского Величества. В 8 часов утра 22 мая Екатерина выехала из Бахчисарая. К весьма внушительному кортежу присоединился еще конный отряд татарских мурз. Прекрасная новая дорога с красивейшими видами на высокие крутые горы поразила путешественников. Каждая верста на пути обозначалась треугольным обелиском «из дикого камня», а каждые десять верст были отмечены каменной «милей» — «круглой пропорционально вытесанной колонной с украшением вроде осьмиугольной капители». Проехав деревню Каpaлес и Мекензиеву гору, Ее Величество сделала остановку в Инкермане для осмотра высеченных в скалах пещер (2). В 2 часа пополудни Императрица, которой сопутствовали австрийский Император Иосиф II, князь Потемкин, принцы Нассау и де-Линь; австрийcкий, французский и британский посланники; статс-дамы, фрейлины и многие вельможи — остановилась против рейдовой бухты в Инкермане, на отлогой покатости горы, где был выстроен каменный дворец (3), отделанный точно так же, как и городской, и где для гостей был приготовлен праздничный обед. С этого места были видны на южной стороне древнее горное укрепление и живописная Инкерманская долина, посередине которой сверкала речка Инкерманка (Черная), а по сторонам возвышались отвесные белые скалы. Когда сели за стол и заиграла музыка, занавеса с окон большого балкона вдруг спала, и взорам Императрицы и всех присутствующих открылся великолепный вид обширного Севастопольского рейда, где красовался Черноморский флот: 3 линейных корабля, 12 фрегатов, 20 мелких судов, 3 бомбардирских судна и 2 брандера. Суда стояли носами к дворцу. По сигналу князя Потемкина на грот-мачте корабля «Слава Екатерины» взвился кейзер-флаг (4), и все суда салютовали 11 выстрелами, на что с флагманского корабля ответили из 7 пушек. В эту минуту Екатерина встала, подняла бокал и, глядя на Императора Иосифа, произнесла: «Надобно выпить за здоровье моего лучшего друга!» (которому, как Она утверждала, была обязана обретением Крыма). Морской парад и артиллерийская стрельба произвели на весь дипломатический корпус большое впечатление. Обычно настроенный критически Иосиф II на этот раз был совершенно очарован:
Хорошая погода благоприятствовала торжеству, и это еще более утешало и веселило Императрицу. По окончании обеда все гости съехались по недавно вымощенной дороге от дворца к каменной пристани (за Инкерманом по северную сторону, в имении Войновича). У пристани стояли три катера, с вызолоченными внутри и снаружи широкими полосами, под светло-зелеными зонтами, у которых занавесы и подушки были из зеленого гарнитура, с золотыми бахромами и кистями; ростры на катерах были покрыты светло-зеленым гарнитуром. Флаг-офицер при командующем эскадрой Дмитрий Сенявин вспоминал: «Для обслуживания Императорских шлюпок гребцы были подобраны, как говорится, молодец к молодцу. Росту были менее 10 вершков, прекрасны лицом и собой, на правой стороне судна все были блондины, а на левой – все брюнеты. Одежда их была: оранжевые атласные широкие брюки, шелковые чулки; в башмаках; тонкие полотняные рубашки, галстук тафтяной того же цвета, пышно завязан; а когда люди гребли, тогда узел галстука с концами закинут был за спину. Фуфайка оранжевая, тонкого сукна, выложена разными узорами черного шнура, шляпа круглая с широким галуном и кистями и султан страусовых перьев. Катер блистал от позолоты и лаку». Контр-адмирал граф Войнович в парадной форме ожидал Императрицу. Милостиво подав ему руку, Екатерина легко вошла на судно (точную копию шлюпки турецкого султана, заказанную Потемкиным в Константинополе). При посадке случился небольшой анекдот. Как и во все времена, матросы были веселые, разбитные ребята. Императрица, расположившись в шлюпке, приветствовала гребцов: «Здравствуйте, друзья мои!» «Здравствуйте, матушка царица наша!» — был дружный ответ. «Как далеко я ехала, чтобы только видеть вас»,— сказала Екатерина и услышала неподражаемый ответ загребного: «От евдакой матушки царицы чего не может статься!» Екатерина, сдерживая улыбку, обронила по-французски Войновичу: «Какие ораторы твои матросы!»
Увы, с датами Нассау-Зиген не дружит. Даже если он вел Григорианскую датировку, то 22+11=2 июня а не 1! Или он от большого ума прибавлял 10 дней как 100 лет назад?
Насчет "Мили" на Учкуевке тоже много мнений есть. Наиболее логичным кажется то, что их установили заранее, по намеченному маршруту, но что-то изменилось, а милю переносить не стали. Хотя, как это вяжется в "великолепным качеством" построенной дороги? Не за одну же ночь ее построили ил у Потемкина был и план "Б"? Тогда почему "мили" не расставил? Как она ехала и умудрилась за 4-5 часов преодолеть более 50 км по пересеченной местности - вопрос. Вряд ли лошади тащили экипажи по горам со скоростью выше 10 км/ч. Но Каралес (Залесное) южнее Красного Мака и современная дорога проходит на юг, а затем выходит по чернореченскому каньону к Инкерману. А она попала на Мекензиеву гору и на Каламиту! Возможно была еще одна дорога от Терновки до Инкермана. Место дворца на месте нижнего створного знака Инкермана тоже наиболее логично и вероятно. В б.Голландия сюрприз для гостей не получился бы: весь флот был бы виден еще задолго до приезда. А вот этот створ расположен так, что немного выше и ничего не видно - мешает скала. Боюсь ошибиться, но где то мне встречалось и то, что моряки использовали этот дом в качестве своеобразного створного знака (в качестве второго - характерные скалы каменоломен).
_________________ Если человек не курит и не пьёт, поневоле задумаешься, уж не сволочь ли он? (с) А.П.Чехов
|
|