Что-то в книге сильно напутано. Или нарочно, чтобы чересчур любопытные не могли найти, или по совершенному незнанию местности.
Из Байдарской долины
на юг к Байдаро-Кастропольской стене можно подняться по четырём дорогам по четырём оврагам-руслам, плюс ещё два варианта, менее логичные для движения на Чёртову, но более логичные - для движения дальше по яйле на восток. С запада, от Орлиного, на восток, к Родниковскому (хотя в просторечии и говорят Родниковое, на правильное по документам название - Родниковское):
1. Деймень-Дере.
Между горами Чху-Баир и Биюк-Синор (Лысая на ГШ), Кучук-Синор. По нему (в нижней части - над ним) идёт т.н. Мордвиновская дорога, и сейчас вполне проезжая для авто повышенной проходимости, до самой Чёртовой лестницы и дальше на восток. Начало пешеходной тропы - от моста на автодороге Орлиное - Байдарские ворота, когда дорога с правым поворотом начинает подъём к перевалу вдоль вытянутой горы Чху-Баир. Долгое время идёт практически без вариантов ответвлений, около родника Кара-Агач-Чокрак появляются ответвления, как налево на СВ, поднимающиеся на перемычку между Биюк-Кучук-Синорами и обрывами раньше основной дороги, так и направо, на склон Чху-Баира и по Яте, но они "местного значения".
2. Молташ-Дере, Молташ-Узень (поскольку звук в первой гласной - нечто среднее между "о" и "а" - написание Малташ за ошибку я не считаю, а может, ошибочно как раз таки Молташ).
Между горами Биюк-Синор и Календы-Баир. Реку, протекающая по нему, в долине именуют Арманка. Дорога, сейчас максимум для верховых, начинается снизу на окраине Павловки (раньше Сахтик), которая уже практически срослась с Орлиным в одну деревню. После прохождения узкой части, где её средневековая отмостка сохранилась просто изумительно, идёт множество развилок, практически по всем оврагам и гребням между ними, но разной степени заросшести. Самая торная уходит на восток, через г. Анахлы-Бель в сторону Чёртовой, но можно и на юг по балке Айляске пройти до Кильсе-Буруна, и подняться на запад на склон Биюк-Синора и перемычки, соединяющей его с приморскими обрывами, и между этими вариантами найти на свой вкус старую дорожку.
3. Календская тропа.
Между горами Календы-Баир и Хазанджих. Речушка Календа. Начинается на окраине села Подгорного (ранее - Календа/о/е/и/ы). Тропа также сохраняет остатки отмостки, но она более крутая, чем Молташ, проходима для конных и даже, наверное, для вьючных. СтОящих развилок на ней я не помню. Соединяется с дорогой с Молташа к востоку от г. Пилав-Тепе, между ней и турстоянкой при лесном кордоне "Чёртова лестница".
4. Капуркайская тропа, тропа по Босе.
Между горами Хазанджих и Кара-Даг. Река Боса, названий оврага несколько, как Капур-Кая-Дере (с вариантом Копыр-Кая и урочищем Таш-Копыр
), так и Боса-Дере, от которого пошло название на ГШ Босая балка. Самая короткая и логичная дорога от Скели (Родниковского) на Шайтан-Мердвень (Чёртова лестницу). В нижней части отвилок нет, в средней, после родника Ешиль-Чокрак, развилка двух русел - основное русло Босы продолжает подниматься на юг, на перевал Чёртова лестница, к кордону и т/стоянке, глубокий и широкий овраг правого притока, сохраняющего себе название Капур-Кая или Бизюка (Бюзюка) идёт на ЮВ, выше на ВЮВ. По его левому орографическому берегу тоже идёт дорога. Хребтик, разделяющий русла, носит название... Чатыр-Даг. С дороги по оврагу Капур-Кая/Бизюка можно как выйти на дорогу по водоразделу, обходящую по дуге понижение перевала Чётрова лестница, так и подняться на хребет Домуз-Оран (Карадаг), спускающийся с г. Бизюка на СЗ через г. Чамны-Даг и заканчавающийся горой Кара-Даг.
4,5. "Карадагская тропа" (название условное, широко употребимого названия нет).
С Родниковского можно подняться тропой по склону, сразу набрав высоту и уйдя от Босы, на хребет Карадаг между его вершиной и Чамны-Дагом и дальше по хребту выйти на проезжую для джипов дорогу, которая ответвляется от дороги Чёртова лестница - "Уши" и, миновав понижение оврага Капур-Кая, поднимается на хребет Карадаг, чтобы перевалив его, затем прийти на турстоянку Карадагский лес и дальше вверх по долине Карадагского леса под гребнем Трапан-Баира подняться на Спирады (или уйти на север через Сусанинский район к кордону Воронцовка на Ай-Петринской яйле).
5. Есть ещё одна балка ("Римская дорога", Карадагский лес), начинающаяся от Родниковского , которая почти сразу меняет направление на ВЮВ и идёт общим направлением на Спирады через Оленьи озёра (Чуваш-Голь). Принято считать, что именно по ней шла римская "виа милитарис", по которой было налажено сообщение между Херсонесом и Хараксом на м. Ай-Тодор (Ласточкино гнездо). Это утверждение рядом историков небезосновательно оспаривается, но в настоящее время за этой дорогой прочно утвердилось название "римская дорога" (коротко - Рим, "дорога по Риму"). В итоге, пройдя через "Лёгкий пар" и "Дуб", выходит к озёрам (Чуваш-Голь, Оленьи озёра), где раньше была турстоянка планового маршрута, дальше вливаясь в дорогу, указанную пунктом выше (на Спирады).
Так вот. По привязкам в статье. Либо артефакт находится в Молташ-Дере, тогда зря взято Родниковское/Скеля, а не Павловка/Сахтик, и привязка к Чёртовой и к Бизюке/Трапану, но в Малташе не столь явно выражена необходимость двух проезжих дорог (хотя, может, я и путаю, и раньше вариант ухода на запад к Форосу тоже был очень популярен, больше, чем через Байдарские ворота, Шабурлу или через Мачук-Богаз). Либо ошибочно балка Боса-Дере названа Малташем, т.к. описание развилки дорог больше подходит на развилку после Ешиль-Чокрака под Чатыр-Дагом. Либо это вообще подъём по Риму, т.к. только с него есть более-менее логичный подъём на Трапан-Баир, если в тексте имеется в виду сам гребень, и возможность отвернуть на Чёртову. Во всех остальных случаях надо уходить под Бизюкой в Карадагский лес и оттуда подниматься на Трапан-Баир (но зачем? путь на восток на Спирады и дальше по одному из перевалов, скорее по Эски-Богазу на ЮБК - более перспективен для сквозного проезда и торговли, чем карабки на Трапан-Баир, в безлюдный, за исключением Толокана, Сусанинский район).
И ещё. По высотам и перевалам. Если подниматься из Байдарской долины на перевал Чёртова лестница, и там переваливать на ЮБК, то высшей точкой дороги будет именно перевал Чёртова лестница, Н.В.Закалдаев определяет его высоту как 580 м. 922 м (вариант - 927 м) - это высота самой горы Бизюка. В долину Карадагского леса можно перевалить не через вершину, а ниже, например, по дороге через перевал Бизюка Западный, 800 м. А если речь идёт о том, чтобы перевалить на ЮБК не по Шайтану, а восточнее, то перевальной точкой вообще будет плечо Спирад (около 1000 м), а перевалом через линию обрывов - выбранный проход (Миэссис-Богаз или Аскер-Кач-Атан, 980м, Эски-Богаз, 1059м, Ат-Баш-Богаз, 1092м).
В общем, район поисков есть, но он немал. И только успешный поиск даст ответ, где и что нахимичили археологи-лингвисты.