Уважаемые военные историки и специалисты, нужна помощь.
Родные ищут бойца Смыслова Михаила Васильевича (есть в ОБД), 1908 г.р., уроженец с Яшалта (позже Соленое, потом снова Яшалта) Степновского района (потом Яшалтинского) Ростовской области (позже – Калмыцкой АССР). Рассказ односельчанина - однополчанина: «Мы с Михаилом служили в Приморской армии. В конце мая у Севастополя шли жестокие бои. Мы шли первыми из нашей части, за нами – связисты прокладывали связь. Немцы ураганным огнем обстреливали все вокруг. Казалось, что море кипело. Сверху сыпалась каменная крошка. Мы не могли пройти дальше вперед. И Михаил предложил пройти вдоль скал. Но это было маловероятно, так как немцы били по этим горам прямой наводкой с суши и с моря. Тогда Михаил сказал, что он попробует пройти по воронкам, но как только он спрыгнул в ближайшую воронку, то раздался взрыв. Михаил был очень тяжело ранен, ему разворотило весь живот. Забрать сразу мы его не смогли, но как только немного стемнело, я вытащил Михаила и мы доставили его в 47-й медсанбат. Это было 29 мая 1942 года. Там он пролежал 3 дня. Ранение было очень тяжелым: весь живот был разворочен, искромсан осколками кишечник. Михаил не жаловался, был все время в сознании, писал письма детям и жене. На третий день он потерял сознание и умер. Его похоронили рядом с медсанбатом… Потом был еще месяц жестоких боев. Мы то отступали к Севастополю, то немного отгоняли врага. Потом остатки нашей части эвакуировали и я воевал дальше»
Боец этот, Клара Михайловна помнит только его имя – Иван, был призван вместе с ее отцом из одного села. Семья Ивана была расстреляна в 42-43 году в с. Соленом во время массовых расстрелов жителей. Смысловой Марии Григорьевне с дочерьми Валей и Кларой чудом удалось выжить. Иван рассказывал также Марии, что, умирая, Михаил просил позаботиться его о семье. Но Мария ответила, что она не получала похоронки на мужа, а значит, будет его ждать. В 1946 г. она тяжело заболела, слегла, а начале 50-х умерла, так и не дождавшись своего Михаила. Детей воспитывали родственники. Клара Михайловна долго хранила несколько писем отца, в том числе и то, что он писал, умирая в госпитале - оно было начато им, продолжено Иваном, закончено медсестрой медсанбата 47. Это письмо попало в семью уже после смерти матери Марии Григорьевны. Позже все письма отца старшая дочь Валентина уничтожила. Иван тогда ушел и больше они его никогда не видели. Сохранилась единственная фотография семьи Смысловых.
Вопрос такой - где мог хоронить погибших 47-й медсанбат 31 мая 1942 г.? Возить в город? Есть большая братская могила 47-го МСБ на Пожарова, т.н. "у западной стенки", но там в основном погибшие зимой 1941-1942 г. и в марте. На плиту многие фамилии нанесены почти в соответствии с Книгой умерших, также искажены. Почти напротив есть разрушенная могила погибших в июньских боях. Но здесь рассказывает Иван - "похоронили рядом с медсанбатом"...?
_________________ по ветру ленточки полощутся/и в море штормы будут нас встречать
Последний раз редактировалось Kostochka 01 фев, 2011, 17:19, всего редактировалось 1 раз.
|