Обнаружил на кладбище на ул.Паршина:
побывал на кладбище, которое находится на улице Паршина. Интерес к кладбищу вызван тем, что мне сказали люди проживающие в том районе, что на этом кладбище видели могилы первых жертв войны. Только вот есть там эти могилы или нет, установить будет проблематично.
Жертвы конечно не первые, на табличке читается:
Погибли 12/ХI от вражеской бомбы
Отправлено спустя 1 час 10 минут 25 секунд:
Специально перечитал всю тему "от корки до корки". Какие выводы можно сделать о кладбище в районе ул.Паршина...
1. Однозначно на кладбище начали хоронить ещё до Великой Отечественной. На немецкой аэрофотосъёмке от весны 1942 года оно хорошо читается и по растительности на нём понятно, что оно явно не новое. Скорее всего кладбище начало действовать сразу после закрытия старого в Доковой балке, приблизительно в 20-е годы.
2. 19-я школа построена никак не на территории кладбища, а рядом. Даже сейчас отчётливо виден фундамент старой кладбищенской ограды, его восточный высокий угол. Кладка без сомнения довоенная.
3. АТП №14369 (с правой стороны ул.Паршина, если смотреть в сторону Килен-балки) построено на свободном пустыре, захоронений там на аэрофотосъёмке 1942 и 1966 года нет.
4. Транспортный цех №20 Севморзавода (с левой, нечётной стороны ул.Паршина) построен до 66 года (уже имеется на снимках) и построен он рядом с северной частью кладбища, с общим забором, но никак не на кладбище. Если даже на этом месте и были ранние захоронения, то на снимках 1942 года их уже не видно.
5. Южная (сохранившаяся и сейчас) часть кладбища имеет как довоенные, так и послевоенные захоронения (вплоть до 1965 года). Огорожены обе части кладбища были одинаковым бетонным ажурным забором "в ромбик", такой использовали в 50-е годы, многие школы и детсады тех лет были огорожены таким же.
6. Теперь северная (утраченная) часть: хоронили там тоже до 1965 года и есть мнение, что хоронили поверх старых разрушенных довоенных захоронений. Много было погребено военных, погибших в мирное время. Каждый корабельский пацан в то время знал про знаменитый памятник водолазный шлем, который был сильно помят камнями.
Сносили северную часть кладбища в конце 80-х, для расширения транспортного цеха №20 СМЗ. Точную дату нужно искать в архивах, но в 86 году кладбище однозначно ещё существовало - через это заброшенное кладбище срезали путь с улицы Одинцова сразу к цеху № 20 по широкой тропинке. И вообще там был "проходной двор", в отличие от южной "дремучей" части, куда малолетки ходить боялись.
Перезахоранивали лишь единичные могилы, по заявке родственников. Все остальные никто не раскапывал - их просто сравняли с землёй бульдозером. "Вонь и скелеты" действительно были, когда начали копать котлован под трёхэтажное административное здание. Морзавод новой территорией толком воспользоваться не успел - развалился СССР, а затем и сам завод. Огороженная забором из инкерманских блоков поляна долго пустовала, а сейчас там штрафстоянка МВД - площадь занята арестованными автомобилями.