Изучая сохранившиеся фотографии мачты, сделанные в 60-х годах 20-го века, первое, что бросается в глаза, это – отпиленные крáспицы, которые отчётливо были запечатлены на некоторых дореволюционных открытках.
Дальнейшее исследование показало, что нижняя часть бронзовой конструкции к тому времени (1960 г.) была уже утрачена. По этой причине эзельгофт (с прикреплённым к нему топом стеньги), потеряв опору, опустился на пятку шпора брам-стеньги и почти полностью закрыл собой шкив-гат. На фото И.В.Акуленко (1961 г.) особенно хорошо видно, что шкив-гат был точно изображён и располагался именно там, где этого требовали кораблестроительные правила.
В некоторых источниках бронзовая мачта памятника Затопленным кораблям называется фор-стеньгой. Если бы это было так, то обухи на лонга-салингах были бы установлены сзади, со стороны стеньги. В нашем же случае они укреплены спереди, со стороны брам-стеньги. Это явно указывает на то, что перед нами фрагмент грот-стеньги, несущей грот-брам-стеньгу со столбовым топом, преобразованным во флагшток.
Наиболее интересная находка прошедших лет – фотография картины художника Е.П. Августиновича (Из архива В.Н. Горелова, архив И.В. Акуленко, альбом № 9.). Информационная ценность этого исторического документа в том, что на нём ясно показано – какие элементы скульптурной композиции были укреплены на диоритовой скале памятника со стороны моря и как они там располагались. Однако, внимательно рассматривая рисунок, и, хорошо зная – как должна выглядеть бронзовая мачта, становится понятно, что художник рисовал картину по памяти, не стремясь к фотографической точности изображения.
Сам по себе факт, что на скале кроме бронзовой мачты изображён ещё и якорь – не удивляет. По правилам монументального искусства, в скульптурной композиции одни детали должны гармонично дополняться другими.
Сейчас со стороны бухты на диоритовой скале Памятника эти детали отсутствуют. А в результате последних исследований стало понятно, что восстановить их в первозданном виде не возможно, и по многим причинам делать это не целесообразно.
Во-первых, о якоре с цепью и о его расположении точной информации нет, придумывать что-то новое – нельзя, а без него – восстановление только одной мачты приведёт к нарушению скульптурной композиции. К тому же, форма скалы, где раньше был якорь, сейчас заметно изменилась.
Во-вторых, восстановление самой мачты тоже упирается в проблему. Недавние исследования показали, что на том месте, где располагалась нижняя часть бронзовой конструкции, сейчас укреплена полутораметровая диоритовая глыба, которая защищает основание скалы от разрушения.
И самое главное: Памятник Затопленным кораблям без дополнительных элементов выглядит лаконично и строго, торжественно и серьёзно. Таким он вошёл в XXI век, таким мы и обязаны его сохранить.