|
такое исследование....Английские винтовки не могли расстреливать русские батареи
Дело было не в нарезном оружии
Рассказывая о Крымской войне, большинство историков в качестве главной причины неудач в Крыму русской армии называют преимущество британских войск в вооружении. По сложившемуся мнению, британцы, вооружённые винтовками, имели многократное преимущество в дальности стрельбы перед русскими, вооружёнными гладкоствольными ружьями.
Рассказывают, будто наши войска расстреливались англичанами с дальнего расстояния, а мы не могли достать их своим огнём не то что из ружей, а даже из пушек.
Однако такое утверждение, растиражированное во множестве книг, является не чем иным, как прямым обманом. Неправомерность этого утверждения следует из сопоставления технических данных русского ружья.
Винтовка Энфилда, которую обычно приводят в качестве первопричины успеха англичан, на самом деле приписываемыми ей выдающимися качествами не обладала.
Так, если русское ударное капсюльное ружьё образца 1845 года выстреливало 29,86-граммовую пулю со скоростью 457 м/с, то начальная скорость пули винтовки Энфилда равнялось всего лишь 270 м/с. Получить более высокую скорость в нарезном стволе было в те времена невозможно в виду высокого трения в нарезах свинцовой пули.
Прицельная же дальность стрельбы из такой винтовки составляла лишь 300 ярдов, то есть, 274 метра. Прицельная дальность стрельбы из русского ружья была чуть поменьше – сто саженей, то есть, 213 метров. Таким образом, преимущество в прицельной дальности у английской винтовки было минимальным.
Но может англичане расстреливали русские войска залпами, полагаясь не на прицельную дальность, а на дальность полёта пули, ведь в англоязычной литературе указывается, что английские винтовки били на 1250 ярдов (1143 метра)? Однако если провести несложные баллистический расчеты, то выяснится, что при 270-метровой начальной скорости пуля диаметром 14,65 мм и массой 33,04 грамма, выпущенная под углом в 45 градусов, летит всего-навсего 660 метров. Русская же 49,48-граммовая пуля, выпущенная с 305-меровой скоростью из Литтихского штуцера, имела максимальную дальность полёта в 853 метра. Правда, и та, и другая пуля на максимальной дальности убойной силой почти не обладали. Русская пуля на максимальной дистанции за счёт большего веса и несколько более высокой конечной скорости ещё могла нанести серьёзную травму типа закрытого перелома кости, а при попадании в голову даже могла вызвать потенциально смертельный вдавленный перелом черепа. Английская же пуля на максимальной дистанции в худшем случае оставляла синяк, а её убойность заканчивалась на 381-метовой дистанции. Именно такая дистанция стрельбы - 1250 футов - и была первоначально заявлена производителем, но вскоре кто-то случайно или нарочно заменил в мануале футы на ярды (30,48 см на 91,44), в результате чего и получилась прицельная дальность, недоступная даже для СВД. Самой же большей дальностью обладала пуля, выпущенная из гладкоствольного ударного ружья – она не тёрлась о нарезы и потому обладала почти вдвое большей дульной скоростью. Стреляло же ружьё уже не шарообразной пулей, а пулей Нейслера, напоминающей пулю Минье – как и пуля Минье, пуля Нейслера расширялась при выстреле, при этом прижимаясь к стенкам гладкого ствола.
В низких боевых качествах винтовки Энфилда вскоре убедились американцы, закупившие 900 тысяч разрекламированных англичанами Энфилдов. Так, в сражении при Шайло 6 июля 1861 года Мисиссипская армия южан начала обстреливать северян с полумильной дистанции и прежде чем северяне открыли ответный огонь, впустую израсходовали все патроны и вынуждены были пойти в штыковую атаку.
Винтовка Энфилда появилась на полях сражений под конец Крымской войны: 23 февраля 1855 года, уже после смерти Николая I, , её впервые применил 68-й Даремский легкопехотный полк. Остальные английские и шотландские части были тогда ещё вооружены 17,52-миллиметровым гладкоствольным ружьём Brown Bess образца 1722 года, которое, имея кремнёвый замок, принадлежало к предыдущему поколению стрелкового оружия
В чём же тогда причина поражений, понесённых нами в ряде сражений, в частности, в упомянутой битве при Альме? Дело в том, что, имея оружие с более высокой скорострельностью и, как оказывается, более высокой эффективной дальностью стрельбы, русские солдаты были вынуждены экономить патроны, отвечая одним залпом на три неприятельских. Причина же недостатка боеприпасов кроется в банальном ВОРОВСТВЕ интендантов. :vata С началом войны была запрещена продажа пороха гражданским лицам, чтобы всё его количество шло на обеспечение армии, но наше дворянство не могло жить без охотничьих забав, а наши интенданты с удовольствием снабжали его порохом, украденным из арсеналов.
Воровали, конечно, не только порох. «…армия терпела постоянный недостаток в продовольствии; кавалерия, парки не могли двигаться. Зато командиры эскадронов, батарей и парков потирали руки... А в Николаеве, Херсоне, Кременчуге и других городах в тылу армии день и ночь кипела азартная игра, шел непрерывный кутеж, и груды золотых переходили из рук в руки по зеленому полю. Кипы бумажек, как материал удобоносимый, прятались подальше. Даже солома, назначенная для подстилки под раненых и больных воинов, послужила источником для утолщения многих карманов...», – писал в своё время один из участников обороны Севастополя.
Откуда же пошла легенда расстреле батарей и обозов с дальних дистанций? В её основе лежит трагический случай гибели в битве при Альме Минского пехотного полка, попавшего под удар... корабельной артиллерии.
|