Александр Иванович КАЗАРСКИЙ
капитан 1 ранга
sevastopol.iuf.netБИОГРАФИЯ
(Общий морской список. — Санкт-Петербург.
Тип. Морского Мин., в Гл. Адмиралтействе).--------------------------------------------------------------------------------
Александр Иванович Казарский родился 16 июня 1798 года на белорусской земле в местечке Дубровно Витебской губернии в семье отставного губернского секретаря, управляющего имением князя Любомирского. Отец Саши — Иван Кузьмич Казарский, мать Татьяна Гавриловна. В семье Казарских было пятеро детей: Прасковья, Екатерина, Матрена, Александр и Иван.
Обучение грамоте Саша получил в церковно-приходской школе. Священник Дубровненского православного прихода обучал Сашу Казарского грамоте, а молодой ксендз преподавал ему основы математики, латыни и французского языка.
В 1808 г. к Казарскому приехал двоюродный брат Ивана Кузьмича и крестный Саши Василий Семенович, надворный советник, только что назначенный на должность в обер-интендантстве Черноморского флота. Он предложил отвезти Александра Казарского в приморский город Николаев и определить его в Черноморское штурманское училище.
На прощание Иван Кузьмич сказал сыну: «Честное имя, Саша, — это единственное, что оставлю тебе в наследство». (Первый биограф А.И. Казарского капитан-лейтенант Иван Николаевич Сущев, побывавший в Дубровно в 40-х годах прошлого века, со слов очевидцев записал подробности этой сцены, в частности, признание И.К.Казарского, что честное имя — единственное достояние, которое он оставляет в наследство сыну. Ах, да ружье - старинное охотничье ружье фигурировало в завещании отца. Много лет спустя, заполняя очередной «формулярный список о службе и достоинствах», флигель-адъютант и кавалер гвардейского экипажа капитан 1 ранга А.И. Казарский в графе «имеет ли за собою, за родителями или, когда женат, за женою недвижимое имение», напишет: «Не имею». (Приводится в очерке Ю. Стволинского «Герои брига «Меркурии». М., Воениздат, 1963, стр. 12).
Александр Казарский, выросший среди лесов и полей Белоруссии, в 1811 году стал кадетом Николаевского штурманского училища.
Скромный и застенчивый, Александр Казарский нелегко сходился с людьми. Настоящих друзей у него не было. Приятельствовал же со многими, среди них особого внимания, пожалуй, заслуживает Николай Чижов.
Отношения их определялись, во-первых, стремлением к первенству в овладении науками и неизбежной при этом ревностью, во-вторых, непохожестью взлядов на жизнь, интересов и целей.
Александру и в голову не приходило хоть на миг усомниться в справедливости устоев империи. Так воспитал его отец. Николай же воспитывался в семье военного советника, владевшего 550 душами крепостных и конным заводом в Тульской губернии. Тем не менее голова Николая была забита такой крамолой, что у Александра волосы вставали дыбом. Во-вторых, в доме Казарского не праздновали книгу, а Николай Чижов не по годам был начитан, знал наизусть множество стихов Пушкина и Рылеева, пробовал сочинять сам. Дядя Николая, заслуженный профессор Петербургского университета Дмитрий Семенович Чижов присылал племяннику книжные новинки, которые Саша и Коля читали вместе. Если учесть, что в программу обучений будущих штурманов художественная литература не входила, то в лице приятеля Казарский обрел какого-никакого преподавателя этого предмета.
Занятия, проводимые Латышевым, Ждановым, Дружининым — людьми бывалыми и неравнодушными, сопровождались захватывающими историями, приоткрывали юношам страницы славного боевого пути русского флота.
На уроках Луки Андреевича Латышева, который в молодости под началом Ф.Ф. Ушакова участвовал во взятии Корфу, на грифельной доске возникали схемы морских сражений при Корфу, Керчи, Тендре. Истинным кумиром, эталоном доблести и служения долгу с тех пор и до конца жизни стал для него адмирал Сенявин. Все это разжигало воображение, подогревало честолюбие, вызывало в сердце Казарского жажду подвига.
30 августа 1813 года волонтер Александр Казарский был записан в Черноморский флот гардемарином. А еще через год в одном из греческих кабачков приятели отмечали производство в первый офицерский чин: Казарский стал мичманом. В кают-компании бригантин «Десна» и «Клеопатра», на которых Казарский плавал после окончания училища, хорошо помнят веселого, стройного и красивого мичмана. Надеясь найти живое дело в пограничной службе, Казарский подал рапорт о переводе его на Дунайскую флотилию и был назначен в Измаил командиром отряда мелких гребных судов.
Перед отбытием в Измаил Александр Казарский исхлопотал краткосрочный отпуск: посетил родительский дом в Дубровно. Родительский дом встретил его заколоченными ставнями. Он был разграблен и пуст. Знакомый староста показал Александру могилы отца и младшей сестры. Гибель ее была ужасна. В 1812 году Дубровно занял отряд французской армии. Солдатня грабила лавки купцов и дома обывателей. Не обошла стороной волна погромов и дом Казарских. Преследуемая насильниками, Матрена бросилась с обрыва в Днепр. ... Отныне и до конца жизни пробным камнем всех его поступков станет «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Забегая вперед, скажем, что за оставшиеся 18 лет жизни Казарский так и не завел собственного дома. Его пристанищем были каюты кораблей да казенные квартиры.
Служба в Дунайской флотилии продлилась пять лет. Здесь он получил чин лейтенанта в 1819 году. В этом же году Казарского назначили на фрегат «Евстафий», который прибыл в Севастополь, где начались долгие годы службы на кораблях Черноморского флота. Случилось то, о чем и не смел мечтать: отныне он будет служить под началом Ивана Семеновича Скаловского - кумира его юности, лучшего офицера Черноморской эскадры.
На «Евстафий» Казарский прошел хорошую командирскую школу. Всей душой воспринял он главные заповеди Скаловского: на вахте не жди подсказки, оценив обстановку, действуй самостоятельно и решительно: установи взаимопонимание с нижними чинами, в их умении и слаженности - главный успех маневра: старайся разгадать замысел неприятеля, опережай его действия. После «Евстафия» Казарский плавал на шхуне «Севастополь», транспортах «Ингул» и «Соперник», командовал катером «Сокол», служил на бриге «Меркурий», на линейном корабле и снова на бриге «Меркурий».
Бриг «Соперник», ставший на военное время транспортом, под командованием Казарского участвовал в доставке войск 3-й бригады и вооружения. По приказу адмирала Грейга на «Сопернике» был установлен единорог. Так «Соперник» стал бомбардирским судном. Вовремя снесло «Соперник» к Анапе. Мелководье не позволяло флоту подойти к крепости на близкое расстояние, а навесной огонь его артиллерии не причинял бастионам серьезного вреда. «Соперник» же мог подойти близко к берегу. Три недели маневрировал Казарский под стенами Анапы, громя ее бастионы, увертываясь от прицельного огня крепостных орудий и батарей. «Соперник» получил десятки повреждений, но оставался в строю до последнего дня осады.
Ровно в полдень 12 июня 1828 года наши войска вступили в Анапу, и над ней взвился русский флаг.
Николай 1 щедро наградил офицеров и нижних чинов, отличившихся под Анапой. Казарскому трехнедельная дуэль с крепостными батареями принесла долгожданный чин капитан-лейтенанта и, что не менее важно, неоценимый опыт, позволивший ему в полной мере проявить себя при штурме Варны.
К 29 августа Варна была обложена со всех сторон, как и под Анапой, Казарский на своем «Сопернике» маневрировал в непосредственной близости у стен крепости, прикрывая огнем осадные работы со стороны моря.
К 25 сентября все было готово к решающему штурму Варны. Бомбардирские суда, в том числе и «Соперник», артиллерия гребной флотилии и осадные батареи капитана 2 ранга Залесского сосредоточили огонь на бастионе, окончательно подавив сопротивление неприятеля. Бастион был взят.
За храбрость, проявленную при штурме Варны, капитан-лейтенант Казарский был награжден золотой саблей. Вскоре после этого Грейг назначил его командиром 20-пушечного брига «Меркурий». За плечами тридцатилетнего офицера было уже пятнадцать лет службы на флоте. Казарский вступил в пору зрелости.
На бриге «Меркурий» Казарскому было все знакомо. И пяти лет не минуло с того дня, как он ушел с него на «Соперник». Тогда командовал бригом Аристарх Григорьевич Конотопцев, успевший полюбить скромного и толкового леитенанта. Собственно говоря, именно благодаря аттестациям Конотопцева и состоялось его выдвижение.
Александр Иванович с головой окунулся в новые заботы. Теперь в его подчинении было четыре офицера и 109 нижних чинов. Офицеры были людьми разными и по своим политическим убеждениям, и по имущественному положению, и, наконец, по темпераменту. Прокофьеву, например, не надо было искать общий язык с нижними чинами - он вышел из их среды, получил образование и офицерский чин благодаря своему неистовому упорству и природной одаренности. Втайне они считали поручика своим покровителем и защитником их интересов.
Притупов по происхождению и воспитанию был барином. Поскольку денщик мичману не полагался, то он выписал из своей деревни крепостного, который плавал вместе с ним на бриге «Меркурий».
Потомственный моряк Скорятин превыше всего ценил в подчиненных умелость, расторопность, исполнительность и воспитывал их в этом духе.
Что же касается Новосильского, то этот до мозга костей аристократ и интеллигент придерживался либеральных взглядов, но это не мешало ему быть исключительно требовательным офицером.
Вот таких разных по своему складу людей Казарскому удалось за короткий срок объединить в организующее и мобилизующее ядро. Конечно, сплочению коллектива способствовала и война. Источник этой силы - национальное самосознание народа, массовый патриотизм, которые не раз и не два позволяли России решать задачи, далеко выходящие за рамки узконациональных интересов.
Нравственную атмосферу на бриге во многом определял и так называемый «местный патриотизм», а точнее - нежная любовь экипажа к своему кораблю. Чувство это с давних пор глубоко укоренилось в душе русского моряка. Интересно, что чем меньше корабль, тем это чувство сильнее.
Действительно, служба на малых судах была и есть для молодых офицеров школой самостоятельности. Практически все прославленные русские флотоводцы прошли эту школу.
В то же время служба на малых судах была нелегкой. Их конструкция и оснастка требовали и от матросов, и от офицеров известной сноровки, постоянного физического напряжения. Казарский непрестанно проводил тренировки, доводя многие элементы до автоматизма.
Особенно доставалось артиллеристам. Расчеты всех восемнадцати 24-фунтовых карронад до восьмого пота тренировались в наводке и прицельной стрельбе при любых условиях погоды. Команды двух длинноствольных 8-фунтовых пушек не раз перетаскивали их с кормы на нос корабля.
Бриг «Меркурий» — небольшое, но остойчивое и мореходное судно, что позволяло ему нести значительную парусность.
По распоряжению Грейга бриг «Меркурий» крейсеровал у берегов Крыма, в непосредственной близости от главной базы. Основные же события войны происходили у берегов Румелии и Анатолии.
Наконец в апреле 1829 года пришел приказ: бригу «Меркурий» следовать в Сизополь (ныне Созопол, Болгария) на соединение с отрядом крейсеров капитана 1 ранга Скаловского. Казарский не скрывал радости: он жаждал дела. Хорошее настроение командира передавалось экипажу. К походу изготовились быстро, без проволочек, попутный ветер позволил прийти к месту назначения в кратчайший срок.
Первый успех выпал на долю Казарского в самом начале мая. «Меркурий» находился в разведке у Босфора. Поздней ночью впередсмотрящий доложил вахтенному, что наперерез бригу движется чектырма (турецкое судно водоизмещением до 50 тонн), с которой доносятся непонятные крики. Переводчик Федор Папиуто объяснил Казарскому, что капитан чектырмы просит разрешения подойти к борту. «Меркурий» лег в дрейф. Греческие патриоты, состоявшие на службе русской разведки (это им принадлежал парусник), сообщили, что в Пендераклии (ныне город Эрегли) в спешном порядке достраивается линейный корабль. Разведчики уточнили также расположение батарей, прикрывающих вход в бухту, и число судов береговой охраны. С этим важным известием «Меркурий» на всех парусах помчался в Сизополь. Отряд линейных кораблей и фрегатов незамедлительно снялся с якоря.
Участвовать в этой операции Казарскому не удалось: Скаловский отправил его с донесением о предстоящей операции к Грейгу.
Операция прошла удачно. Группа смельчаков под командой мичмана Ивана Трескина подкралась ночью к недостроенному турецкому кораблю и подожгла его. Охвативший корабль пожар перекинулся на суда береговой охраны. Всего, включая линейный корабль, неприятель потерял в Пендераклии семнадцать судов. Да еще на рейде Акчераса отряд Скаловского потопил неприятельский корвет.
14 мая 1829 года бриг «Меркурий» вместе с фрегатом «Штандарт» и бригом «Орфей» находились в крейсерстве у Босфора. Неожиданно корабли встретились с турецкой эскадрой в составе 6 линейных кораблей, 2 фрегатов, 2 корветов, 1 брига и 3 тендеров. Наиболее быстроходные фрегат «Штандарт» и бриг «Орфей», поставив все паруса, вскоре оторвались от противника, начавшего погоню: более тихоходный бриг «Меркурий» был настигнут двумя турецкими линейными кораблями - 110-пушечным под флагом капудан-паши и 74-пушечным под адмиральским флагом. Стихнувший на время ветер позволил бригу «Меркурий» поддерживать дистанцию вне дальности огня противника, идя под выкинутыми , в помощь парусам веслами. Однако противник, поставив все верхние паруса, начал вновь нагонять бриг. Не имея возможности избежать неравного боя, капитан-лейтенант Казарский собрал военный совет из офицеров. При подаче в порядке старшинства мнений младший в чине поручик корпуса флотских штурманов И.Прокофьев первым высказался за решительный бой с тем, чтобы в случае угрозы захвата корабля противником взорвать его. Это мнение было поддержано остальными единогласно и сообщено команде, которая встретила это решение с полным одобрением. Казарский приказал приготовиться к бою. На шпиль перед входом в крюйт-камеру был положен заряженный пистолет, чтобы в критический для корабля момент последний из оставшихся в живых офицеров брига выстрелом в бочку с порохом взорвал корабль вместе с врагом на воздух.
Бой длился 4 часа. Исключительно искусное маневрирование Казарского, пользовавшегося и парусами и веслами, чтобы не дать противнику использовать его десятикратное превосходство в артиллерии, затруднило противнику ведение огня прицельно. Вместе с тем метким огнем по его рангоуту и такелажу бригу удалось сперва перебить несколько гротовых снастей на корабле капудан-паши, что вынудило последнего лечь в дрейф, а затем сбить лиселя у второго корабля, который после четырех часов боя стал отставать и вскоре прекратил преследование.
Командир брига Казарский во время боя получил контузию головы, но, несмотря на это, оставался на посту и руководил боем.
За боевой подвиг бригу «Меркурий» был присвоен Георгиевский кормовой флаг. Для увековечения памяти о героическом подвиге было решено - после того как бриг придет в негодность, построить новый под названием «Память «Меркурия» и в последующем всегда иметь на флоте корабль под этим названием.
...
Музей ЧФ