Зарегистрирован: 03 апр, 2008, 14:43 Сообщения: 2468
Репутация: 387
Постоялец: Хуторчанин
Откуда: его черти принесли??
|
Некоторая информация по истории Инкермана, а конкретно нефтебазы в балке Клеопиной содержится в книге Н. Мартышева "Служба горючего ЧФ". У меня ее нет полностью, но часть отсканирована, наиболее интересное публикую здесь.
Когда началось строительство складов горючего на флотах, в наиболее сложном положении оказалась служба снабжения жидким топливом Черноморского флота. Здесь строительство складов развернулось только в конце 30-х годов.
До 1939 года все строительство на флоте находилось в ведении инженерных органов флота. Из-за большого объема работ приоритетным направлением стало строительство оборонных объектов, а возведение складов горючего переносилось из года в год. Между тем угроза надвигавшейся войны безотлагательно требовала строить склады и накапливать запасы горючего. Этот вопрос был решен организационно, путем передачи функций строительства складов жидкого топлива от инженерных органов в ве¬дения одного из отделов Главвоенпорта (4 отдел). Это позволило целенаправленно развернуть строительство складов горючего.
Вскоре возникли и проблемы другого плана. Строительство складов должно было соответствовать современным требованиям защиты от средств воздействия противника на объекты тыла (в основном - с воздуха). Таким образом, склады должны были быть защищены или укрыты в подземельях, и, во-вторых, рассредоточены. Второе условие должно было непременно выполняться отталкиваясь от наличия подъездных дорог и средств транспортировки (железнодорожный, авто - и гужевой транспорт, морской и воздушный транспорт). Но получилось, что только база горючего в Инкермане соответствовала этим требованиям. В остальных пунктах строительства привязка к дорогам стали решающими в выборе места и типа склада.
При строительстве резервуарного парка возникли серьезные трудности из-за несвоевременных поставок промышленностью листового железа, труб, задвижек, насосных установок, приборов и другого оборудования.
Кроме того монтаж резервуаров и строительные работы производились низко квалифицированными рабочими, не хватало разнорабочих. Инженеры, руководившие работами, не имели опыта в строительстве нефтебаз. Строительные материалы (кирпич, лес, известь, цемент и др.) поставлялись с перебоями.
За ходом строительства, поставкой оборудования требовался постоянный контроль. Отнимало много времени и сил оперативное вмешательство в решение актуальных проблем.
Надо отметить, что большая помощь была оказана центром в лице начальника отдела топлива ВМФ, комбрига Я. Я. Яковлева. Он курировал взаимоотношения между флотами и промышленностью, контролируя поставки дефицитных оборудования и материалов. Я. Я. Яковлев возглавлял несколько государственных комиссий по приему от строителей резервуаров и складов. Он добивался ввода складов в эксплуатацию в кротчайшие сроки.
Только в 1939 году на складе № 4 было введено около 15 тыс. м3 резервуаров, а к 1941 году еще 33 тыс. м3(1, 2,3 штольни), защищенного типа.
оборону города я пропущу, там немного информации.
А вот на 1944-45 год ее достаточно
Склады топлива в главной базе ЧФ были выведены полностью из строя. Основной склад горючего флота № 4 в Инкермане было не узнать. Все наземные резервуары, трубопроводы, насосные, эстакады, колодцы управления задвижками были полностью выведены из строя, штольни были заминированы. Причалы значительно пострадали от обстрелов и бомбежек: основания пирсов были разрушены, швартовные устройства уничтожены, трубопроводы разорваны и исковерканы взрывами. Наземные постройки не имели крыш, а многие - и стен.
Наряду с восстановлением и созданием материальной основы службы топливоснабжения в военно-морских и береговых базах флота - первоочередное внимание было уделено восстановлению склада горючего № 4 в Инкермане. Объем восстановительных работ был огромен.
Работы начались с разминирования склада. Только из штолен было изъято до пяти тонн тротила. При обследовании резервуаров, насосных и энергооборудования саперы обнаружили много ящиков с тротилом и детонаторами. Все это было готово к взры¬ву. Для разминирования территории в 100 гектаров, расположенной на пересеченной местности потребовалось немало времени. Поиск мин и взрывных устройств в закрытых пространствах про¬изводился преимущественно в темноте с помощью ручных фона¬рей. На втором этапе разминирования было обезврежено еще около 5-ти тонн взрывчатки и детонаторов.
Ремонтно-восстановительные работы шли по генеральному плану, согласно которому было выдано задание на проектирование, намечена очередность выполнения работ, указаны ответственные строительные организации и оговорены сроки завершения работ. Проектирование вела бригада из Москвы "Промстройпроект", специализирующаяся на нефтебазах и складах горючего. Успешному и быстрому завершению проектных работ способствовало важное обстоятельство. Как указано ранее при эвакуации базы горючего в 1942 году вся техническая документация была закопана в землю. Место нахождения техдокументации знал мичман И. П. Гаевой, который по возвращении из эвакуации сразу же передал весь па¬кет документов специалистам. Использование старой документации значительно ускорило проектирование объектов. Вскоре проект был готов (руководитель бригады проектировщиков Чечик, заместитель - Рубинштейн). Ввод в строй первой очереди склада планировался к ноябрю 1944 года - как раз к моменту возвращения кораблей с Кавказа в Севастополь. Первоочередными объектами на складе были выделены: пирс № 1, самый большой, глубоководный, со всеми коммуникациями, для работы с танкерами и кораблями (длина 217 метров, ширина 10 метров); пирс № 4, малый, для работы с мелкими нефтеналивными судами и катера¬ми - топливозаправщиками (длина 30 метров, ширина 4 метра). После обследования свай и корпусов причалов, а также подвод¬ных участков, строители приступили к прокладке трубопроводов прежних сечений, а также к установке всех элементов причалов: швартовных тумб, отбойных рам и тому подобного.
Большой объем работ был выполнен по укреплению берегов, так как основания всех причалов и береговая черта были основательно разрушены бомбами и снарядами. Одновременно велись работы по расчистке дна и освобождению причалов от различных металлоконструкций. По мере выдачи документации разработанной проектировщиками восстанавливались резервуары, насосные станции, трубопроводы, энергобъекты.
Строительно-монтажные работы велись инженерно-строительными частями флота в две смены, а когда поджимало время и круглосуточно. Такие темпы работы позволили к ноябрю 1944 г. восстановить объекты первой очереди, приступить к приему танкеров с нефтепродуктами и эксплуатации склада.
Топливным отделом с 1942 года по 1954 год руководил полков¬ник Алексей Иванович Жуков, заместителем до 1951 года был под¬полковник Валентин Казимирович Лозовский. Позже до 1954 года должность «зама» занимали подполковники М. И. Сидорович и С. М. Эльман.
За это время была полностью восстановлена база жидкого топлива в Инкермане - главный "резервуар" горючего Черноморского флота. Были построены дополнительно наземные резервуары и штольни, маслогруппа № 32 и резервуарный парк на площадке № 40. Резервуарный парк значительно увеличился. Емкость хранилищ составила 180 условных вагонов. Вошли в строй насосные станции, новое сливо-наливное оборудование. Протяженность трубопроводных коммуникаций возросла до 100км. Проведенные дноуглубительные работы у причалов позволили принимать танкера грузоподъемностью более 10 тысяч тонн. Ремонт и ре¬конструкция базы горючего значительно расширили ее производственные возможности.
Полностью восстановленная база оказалась способной в сутки принимать от железной дороги 3000 тонн, а выдавать железной дороге 1530 тонн топлива, принимать с танкеров - 8400 тонн, вы¬давать судам и кораблям -8000 тонн.
За свою историю база трижды меняла свое наименование. В 1945 году склад № 4 был переименован в 140 склад жидкого топлива, в 1948 году - в 1471 склад жидкого топлива, в 1956 году в базу хранения жидкого топлива 1 разряда со штатным грузооборотом 175 тысяч тонн в год.
_________________ Да я шут, я циркач, так что же?
Пусть меня так зовут вельможи...
Как они от меня далеки, далеки
Никогда не дадут руки.
|
|