Зарегистрирован: 03 июл, 2021, 20:29 Сообщения: 19
Репутация: 15
Откуда: пахнет жаренной картошкой?
|
«Совершенно невозможно
допустить, чтобы такое маленькое судно,
как Меркурий, вывело из строя два линейных корабля
за четыре часа, даже если бы они
вовсе не стреляли.
Самым вероятным предположением будет то,
что турецкие корабли были фрегатами,
выросшими в донесении
в линейные корабли».
Ф. Джейн.
Сентябрь 1834 года.
«Запрещено публиковать материалы
связанные с «Меркурием» и Казарским, как материалы,
раскрывающие секреты современных боевых действий».
Главное Управления Цензуры.
7 ноября 1824 года.
На Балтике
произошло наводнение,
которое нанесло российскому флоту урона больше,
чем любое морское сражение в его истории.
В это день в кронштадтских гаванях
находилось 28 кораблей, 19 фрегатов,
6 бригов и до 40 транспортов
и разного рода мелких судов…
… удержались на своих местах только 12…
остальных разбросало по мелям.
Среди выброшенных на мель кораблей у
Северной стенки Военной гавани
Кронштадта был
и 120-ти пушечный ЛК «Храбрый».
Повреждённые
корабли начали разбирать с осени 1825 года и
закончили в 1829 году.
ЛК «Храбрый» был окончательно разобран
там же где и был выброшен наводнением.
Фёдор Михайлович Новосильский (1808-1892).
Произведен в адмиралы 30-го августа 1863 года.
С мая по август 1824 года находился в плавании к берегам
Исландии на фрегате «Вестовой».
7 ноября 1824 года во время наводнения
фрегат «Вестовой» стоял в Военной гавани, Кронштадта.
Был сорван с якоря и отнесен на отмель у Северной стенки.
В 1825 году Ф. М. Новосильский
находился в распоряжении генерал-интенданта флота
В. М. Головнина.
В кампаниях 1826-1827 годов мичман Ф. М. Новосильский
находился в плаваниях
между Санкт-Петербургом и Кронштадтом
на канонерских лодках.
22 февраля 1828 г.
Ф. М. Новосильский
произведен в лейтенанты и
назначен на бриг «Коммерстракс» (14 пуш.),
который нес брандвахтенное дежурство,
на Северном кронштадтском фарватере.
«Общий Морской список»,
Ч. VII, с. 623-626.
27 февраля 1829 года он был переведён
в 32-й флотский экипаж ЧФ.
На бриге «Меркурий»,
командует артиллерией,
14 мая того же года участвует
в бою с двумя турецкими ЛК кораблями.
ЛК «Селимие» (128 пуш.)
под командой Капудан-Паши (полный-адмирал).
и ЛК «?» (74 пуш.) под командой Реал-Бея (контр-адмирал).
(Возможно, что это был
или ЛК "Mukaddeme-i Hayir"
(1806), или ЛК «Buruc-u Zafer» (1815)).
ЛК «Селимие» (128 пуш.).
По данным «Комитета для приведения флота в лучшее состояние».
«Selmiye», («Сила») названый в честь султана Селима III.
Спущен в 1796 году в Стамбуле, обшит медью.
Экипаж.
1300+200 нестроевых.
Строитель – франц. кораблестроитель Ле Брюн де Сент-Катрин.
В России он проектировал ЛК « Храбрый» 120 пуш., (1808) и
84-пуш. ЛК типа «Имп. Александра» в 1820-е гг.
В 1825 году Фёдор Михайлович Новосильский
находился в распоряжении генерал-интенданта флота
В. М. Головнина.
В кампаниях 1826-1827 годов
на канонерских лодках в плаваниях
между Санкт-Петербургом и Кронштадтом.
С 1828г. на бриге «Коммерстракс» (14 пуш.).
«Коммерстракс», бывший шведский бриг,
захваченный при капитуляции Свеаборга 21 апреля 1808г.
В 1818-1827гг.,
бриг являлся брандвахтенным судном,
и нес вахту в акватории Кронштадта.
на Северном фарватере.
Был тимберован в 1827-1829 гг. в Кронштадте.
С 1851г. лоцманское судно.
Следовательно,
если бриг «Коммерстракс» в 1827-1829гг.,
находился в Кронштадте на капитальном ремонте, то
лейтенант Фёдор Михайлович Новосильский
имел отличную возможность
наблюдать какие
именно повреждения получили
разбитые корабли флота, выброшенные на берег
у Северной стенки,
Военной гавани Кронштадта.
А, также.
Он, имел возможность понять,
к каким результатам эти повреждения приводят,
за время их 4-х летней разборки.
Потому, что
будущий командир артиллерии
брига «Меркурий» Фёдор Михайлович Новосильский
морской офицер, в отличие от служащего
одного статистического управления
Анатолия Ефремовича Новосельцева.
Поэтому.
Разбитые наводнением корабли,
для него представляли интерес как
практическое и наглядное пособие
С той лишь разницей, что повреждения
были вызваны не артиллерийским огнем,
а наводнением и разборкой.
См., если любопытно «Военный полигон».
Ле Брюн де Сент-Катрин спроектировал 128 пуш.
турецкий ЛК «Селимие»,«Selimiye» (1797),
с которым будет сражаться бриг «Меркурий» в 1829 году.
Ле Брюн де Сент-Катрин
спроектировал 120 пуш. русский ЛК «Храбрый»(1808).
ЛК «Храбрый» 7 ноября 1824 года, был
разбит штормом у Северной стенки.
Повреждённые корабли начали разбирать
с осени 1825 года, в продолжение четырех лет.
«Храбрый» был окончательно разобран
там же где и был выброшен бурей
у Северной стенки Военной гавани Кронштадта
в 1828-1829 гг.
Фёдор Михайлович Новосильский, сын тульского прокурора.
5 апреля 1818 года поступил в Морской кадетский корпус,
окончил 22 февраля 1823 года.
Его старший брат Павел Михайлович Новосильский (1802-1862).
Морской офицер, преподаватель навигации,
астрономии и высшей математики,
цензор "не в меру осторожный"
Петербургского. ценз. Комитета и близорукий человек
Ле Брюн де Сент-Катрин.
Генерал-майор Российского флота.
С 1811 года по 1816 год исполнял должность
директора училища корабельной архитектуры.
Впоследствии Бальтазар Брюн де Сент-Катрин
был назначен директором кораблестроения
Санкт-Петербургского Адмиралтейства,
а его брат, Франсуа Брюн де Сент-Ипполит
генеральным инспектором всех столичных верфей.
По воспоминаниям участника боя брига «Меркурий»
Федора Спиридонова.
14 (26) мая 1829 года.
Первым атаковал трёхдечный «Селимие»,
имевший 110 пушек.
«110-пушечный корабль начал спускаться
на правую сторону брига,
и так как в продолжение этого маневра
он мог действовать по бригу всем лагом продольными выстрелами,
то, чтобы избежать этого,
бриг тоже начал понемногу спускаться...
и когда оба корабля сделали по бригу по два залпа,
то со 110-пушечного было предложено чистым русским языком:
– «Сдавайся и убирай паруса!»
Но на это дерзкое предложение с брига отвечали залпами
из карронад и ружей и громким криком - «ура!»
Тем временем громада «Селимие»
неотвратимо надвигалась на искалеченное судно.
Самый меткий канонир «Меркурия»
Иван Лисенко крутил вертлюг,
наводя карронаду для выстрела с близкой дистанции.
Лейтенант Новосильский передал ему даже не приказ
просьбу командира: во что бы то ни стало
перебить ватер-штаг - канат,
удерживающий бушприт корабля снизу.
Задача фантастическая.
Но выполнить ее надо и поскорее,
пока «Селимие» разворачивается для
смертоносного бортового залпа на расстоянии пистолетного выстрела!
Первое ядро пролетело мимо.
Лисенко вытер рукавом пот со лба и вновь склонился над прицелом.
- Левее, еще чуть левее, – командовал он своим
помощникам, подымая короткий ствол карронады.
- Пали!
Ватер-штаг безвольно завис над водой,
другой лопнул, как перенапряженная струна,
а может быть, и его зацепило ядром?
Потеряв опору, бушприт вздыбился на носу турецкого флагмана,
покачнулись, накренились его мачты.
Еще залп...
Чтобы облегчить мачты,
турецкие матросы поспешно убирали паруса.
110-пушечный корабль вышел из боя.
26 мая 1829года.
Здесь не лишне заметить,
(что перед боем), когда нужно было перекатить
с носа на корму Меркурия погонную пушку, а
ростры еще не были ещё разобраны, а
вся палуба завалена вещами,
то едва Казарский успел выразить сожаление,
что пушку нельзя сейчас же передвинуть,
как один из матросов подошел к нему и сказал:
- «Позвольте, Ваше Высокопревосходительство, мы перенесем ее».
- «Как же вы сделаете это?
Видишь, вся палуба завалена!»
- «Да только позвольте, В. В.,
а мы уже сделаем».
И действительно,
пушка была перенесена практически на плечах!
Федор Спиридонов.
«Воспоминание о подвиге брига «Меркурий» 14 мая 1829 года».
Николаев. Тип. М. В. Рюмина. 1879.
«Варварство командиров нередко доходило то того,
что в морозные дни приказывали раздевать догола
чуть провинившихся матросов,
класть их на пушки и пороть линьками до такой степени,
что некоторые умирали через два часа».
В.Х. Кондораки.
«В память столетия Крыма»
т. VIII, стр. 212, 1883.
- «Позвольте, Ваше Высокопревосходительство, мы перенесем ее».
- «Да только позвольте, Ваше Высокопревосходительство,
а мы уже сделаем».
Это показатель отношений экипажа и командира.
Надеясь найти живое дело в пограничной службе,
Казарский подал рапорт о переводе его на Дунайскую
флотилию и был назначен в Измаил командиром отряда
мелких гребных судов.
Т.е.
Казарский, будучи командиром пограничного отряда мелких гребных
судов Дунайской флотилии
приобретал основной боевой
и практический опыт в борьбе с гребной
флотилией казаков задунайцев,
воевавшей на турецкой стороне.
Флотилия которых состояла из 18 лодок и 20 «дубков».
На судах которой насчитывалось около
четырех тысяч казаков на 1790г.
Цитата.
«Натиск и быстрота» сказаны Суворовыми,
но не им выдуманы; они-то и лежали
в основе всех казачьих морских походов.
Конец цитаты.
Слэйд.
О ЛК «Селимие».
Большая часть команды состояла из мусульман;
было также несколько Греков, Франков,
и шестьдесят человек казаков,
(замечательных по красивой прическе и бараньим шапкам),
которые по приближении Русских войск ушли
с Дуная в Константинополь, и поступили
в Турецкую службу.
Они были рослы, здоровы и кротки,
жили на корабле отдельно
от всех других, позади бизань-мачты.
Конец цитаты.
Цитата.
…и когда оба корабля сделали по бригу по два залпа,
то со 110-пушечного было предложено
чистым русским языком:
– «Сдавайся и убирай паруса!».
Федор Спиридонов.
«Воспоминание о подвиге
брига «Меркурий» 14 мая 1829 года».
Цитата.
На 110-пушечном корабле вскочил
на шкафутную сетку человек
в платье турецких регулярных войск
и требовал, чтобы «Меркурий» сдался и убрал паруса.
«Меркурий» оборачивается к нему под нос
палит вдоль из всех орудий и из ружей,
и сим движением заставляет корабли
уклониться и вырывается на время из двух огней.
Объяснение плана сражения от 1829
года брига "Меркурий" представленный кап-л. Казарским.
СЛЭЙД.
На ЛК «Селимие» вовсе не было постелей,
даже и у Его Превосходительства,
Капитан-Паша спал позади бизань
мачты на палубе в каком то ящике.
Конец цитаты.
Задунайские казаки на «Селимие» несут
службу и спят также у бизань мачты, т.е. в корме.
Имамы призывают к
молитве правоверных на
«Селимие» тоже с бизань мачты.
Можно сравнить.
«Традиции Российского Императорского флота».
Святые шканцы.
На баке же расположены гальюны для команды,
карцер и складские помещения.
А, кто работает с парусами на носу, на гротовой мачте?
А, из турецкого экипажа кто находится на баке?
Например.
В карцере?
1879 год.
4 мая 1829 год.
Взятый неприятелем фрегат
(«Рафаил»,переименованный османами в «Фазлы Аллах»)
с турецкою командой
был отправлен в пролив,
а русскую команду разместили
на флагманских кораблях своего флота.
Федор Спиридонов.
«Воспоминание о подвиге брига
«Меркурий» 14 мая 1829 года».
Тип. М. В. Рюмина. стр., 2.
Лейтенант Новосильский передал ему даже не приказ
просьбу командира «Меркурия»:
во что бы то ни стало перебить ватер-штаг- канат,
удерживающий бушприт корабля снизу.
Задача фантастическая.
- Пали!
Ватер-штаг безвольно завис над водой,
другой лопнул, как перенапряженная струна,
а может быть, и его зацепило ядром?
Потеряв опору, бушприт вздыбился на носу турецкого флагмана,
покачнулись, накренились его мачты.
…во что бы то ни стало перебить ватер-штаг- канат…
Ватер-штаги крепят бушприт к княвдигеду гальюна.
В античные времена в носовой части галеры
на нижнем конце форштевня под ватерлинией располагался таран.
Классический пример.
Трирема, греческая, не римская.
См. Памятник бригу «Меркурий».
Над тараном нависала верхняя палуба,
выступавшая за пределы корпуса.
Этот свес именовался гальюном и служил мостиком абордажной команды,
по которому она перебиралась на вражеский корабль,
когда таран пробивал его борт.
Ватер –штаги.
…другой лопнул, как перенапряженная струна,
а может быть, и его зацепило ядром?
Всё XVIII-ое столетие носовая переборка корабля оставалась плоской.
Только по обоим концам находились полукруглые пристройки,
служившие туалетами для команды
и часто используемые как место для вперёдсмотрящего,
карцер или складское помещение.
Frank Howard.
«Sailing Ships of War 1400-1880».
Несколько слов о турецком флоте.
(Из письма морского офицера).
Наружный вид турецких судов, можно сказать,
столь же исправен, как и судов всякого другого военного флота:
рангоут выправлен, такелаж обтянут, и корпуса чисто выкрашены.
По вооружению можно заметить следующее:
ватер-вуленги на всех судах цепные, как на американском флоте;
фока-штаги проведены весьма странно:
не имея на бушприте крагов, штаги продеты
по сторонам его в особые бимсы,
подобные бимсам фор-стеньги-штагов;
после чего, взятые под бушпритом накрест,
идут к скулам судна, где и тянутся.
Швиц-сарвень-стропы обыкновенные,
без бугеля или цепи на мачте.
Нижние порты вообще высоки…
так, на вновь спущенном Махмудие,
они около 7 1/2 футов над водою;
но погонные и отступные порты расположены не хорошо…
Парусина русская и английская.
М.С.№ 4.1851.
...взятые под бушпритом накрест..
Из рапорта командующего ЧФ
адм. Грейга о бое брига «Меркурий».
"...действуя по 110-пушечному кораблю правым бортом,
перебил у него ватер-штаги и повредил гротовый рангоут,
от чего корабль сей, закрепив трюсели,
грот-бом-брам-сель, привел к ветру, на левую сторону..."
Конец цитаты.
1879 год.
4 мая 1829 год.
Взятый неприятелем фрегат
(«Рафаил», переименованный османами в «Фазлы Аллах»)
с турецкою командой был отправлен в пролив,
а русскую команду разместили
на флагманских кораблях своего флота.
Федор Спиридонов.
«Воспоминание о подвиге брига
«Меркурий» 14 мая 1829 года».
Тип. М. В. Рюмина. стр., 2.
…а может быть, и его зацепило ядром?
Где именно на борту ЛК «Селимие»
были размещены русские,
пленные моряки с «Рафаила»?
На баке?
У гротовой мачты?
Там где гальюны и карцер?
Или возможно на корме?
Около бизань мачты.
Вместе с капитаном-пашой,
имамами и задунайскими казаками?
Вывод комиссии ЧФ.
«Командира фрегата «Рафаил»,
капитана 2-го ранга Стройникова за отступление
от данной ему инструкции взятием курса
вместо Трапезонда на Амасеру
что подвергло его встрече с неприятельским флотом;
за несообразное с законами собирание консилиума,
причем нерешительностью своею вовлек в такую же
нерешительность и всех подчиненных ему офицеров,
а паче молодых и неопытных;
за неправильное донесение о сопротивлении нижних чинов и,
что многие из них по причине качки не находились при своих местах
и наконец, за сдачу фрегата без боя — казнить смертию.
Председатель комиссии,
Командующий Черноморским флотом,
Главный командир портов,
Начальник таможни Черного и Азовского морей,
Генерал-губернатор Николаева и Севастополя,
Председатель Николаевского ссудного банка.
Адмирал Грейг.
Памятник Казарскому (памятник бригу «Меркурий»).
Создан по проекту Александра Павловича Брюллова.
Заложен в 1834 году к пятилетию боя,
торжественно открыт в 1839 году.
Установлен на Малом бульваре Севастополя на деньги,
собранные жителями Севастополя и моряками
Черноморского и Балтийского флотов.
Семья Брюлловых (Брюлло) принадлежала
к французским протестантам,
которые после отмены Нантского эдикта в 1685 году
обосновались в Люнебурге.
В 1685 году Людовик XIV отменил
Нантский эдикт Генриха
Наваррского, почти сто лет
обеспечивавший религиозный мир во Франции.
Все протестантское меньшинство Франции
– гугеноты (протестанты) оказалось вне закона,
сотни тысяч людей должны
были или перейти в католицизм,
или бежать из страны, бросив все,
а в случае неудачи отправиться
в рабство на королевские галеры.
«Два раза в год к нам на галеру
приходил католический священник
с предложением перейти в католицизм
в обмен на свободу».
Jean Marteilhe.
«Galley Slave».
The Autobiography of a Protestan Condemned
to the French Galleys. («Галерный раб».
Воспоминания протестанта. 12 лет на галерах»).
Смертность осуждённых гребцов на французских галерах около 50%.
(Williams, Andre Zusberg).
Семья Брюлловых ( Брюлло) принадлежала
к французским протестантам, которые после
отмены Нантского эдикта в 1685 году
обосновались в Люнебурге...
Вопрос.
Насколько проблема смертности и рабства на галерах
осуждённых гугенотов-гребцов преследовавшихся лишь за веру,
волновала происходившему из семьи гугенотов
Александра Павловича Брюллова?
Была ли эта проблема ему близка и
находила ли живой отклик в его душе?
Памятник Казарскому (памятник бригу «Меркурий»).
Создан по проекту Александра Павловича Брюллова и
представляет собой древнегреческую трирему, стоящую на кубе…
Командира фрегата «Рафаил».
…за отступление от данной ему инструкции взятием курса
вместо Трапезонда на Амасеру…
Корабль, корабль - надежда на приз!
Какой он нации, под каким флагом?
Что говорит зрительная труба?
Он идет по волнам как одушевленный;
он, кажется, вызывает на бой стихии.
Кто побоится огня, воды, чтоб только пройтись
властелином по этому многолюдному деку?
Байрон.
Перевод. Александра Бестужева.
ПАНАФИДИН П. И.
Сверх того, призовые деньги,
которых мы сделали более
нежели на миллионы,
шли также на содержание 6 пехотных
полков и всех надобностей для поддержания флота и крепостей;
то сею бережливостью мы сохранили миллионы в государстве
и надеялись по возвращении в Отечество
получить наше жалованье и призы.
«ПИСЬМА МОРСКОГО ОФИЦЕРА».(1806-1809)гг.
Севастопольская призовая комиссия
вошла ко мне с представлением
об обращении в сумму,
на содержание инвалидов собираемую,
47 517 руб. 36 коп. ассигнациями,
36 венецианских,
5 папских червонцев и
42 гишпанских талера,
оставшихся из призов, еще до 1813 г.
чинами Черноморского флота приобретенных,
по случаю смерти их и неявки наследников
за многократными вызовами оных через пропечатание в газетах.
Генерал-адъютант адмирал Лазарев.
Из оценок турецкого флота во время выхода его в 1829 г.,
в Черное море, данных английским офицером
Слейдом, находившимся на флагманском турецком корабле.
«Selimiye».
«... Капитан-бей бесился, рассказывая мне этот случай.
"Заяц был в моих руках"(«Меркурий») говорил он,
"но собаки мои испугались собственного лая:
при первом прилетевшем ядре они бросили орудия.
Увы!
Наши храбрые моряки пали при Наварине!
Теперь матросы у нас чабаны и пастухи,
и в первый раз видят море и слышат запах пороха".
Не берусь описывать ужасного того беспорядка,
между 1400-ми человек, говоривших на двадцати языках…
Не видел никогда, даже не допускал мысли,
чтобы целая команда могла состоять из новобранцев.
Назначая самую видную цель, именно борт корабля на траверзе,
через пять или десять минут я обходил проверять прицелы,
и, часто во всей батарее не находил
ни одного хотя сколько-нибудь близкого:
одни были направлены в бом-брам-реи,
другие в пол-рангоута, и так далее.
Устройство глаз, казалось, подчинялось у них особенным законам...
(Появление турецкого флота на Черном море в 1829г.
Морской Сборник 1850. Т. 4. С. 306-308...).
|
|