Цитата:
Строительство первого в СССР обитаемого аппарата, рассчитанного на глубину погружения 2000 м, по заказу Министерства рыбного хозяйства закончилось в 1969 году. На рубке аппарата «Север-2» изображен синий треугольный флаг с белыми звездами созвездия Персея — эмблемой Полярного научно-исследовательского и проектного института рыбного хозяйства и океанографии.
«Север-2» предназначен для биологических наблюдений, исследования поведения рыб и других промысловых морских организмов. Аппарат может использоваться учеными океанологами и археологами. Несколько позже был построен второй аппарат, аналогичный первому. «Север-2» имеет цилиндрический прочный корпус длиной 13 м и шириной 3 м. В аппарате могут находиться: командир, борт-инженер и два наблюдателя, для которых в корпусе установлено 7 иллюминаторов. Командир аппарата управляет движением при помощи выносного пульта, расположенного в носовой части аппарата. «Север-2» может всплыть с глубины 200 м при продувке воздухом цистерны главного балласта. Для откачки воды из уравнительных цистерн служит насос морской воды. Помимо маршевого кормового двигателя, аппарат оснащен вертикальными двигателями, позволяющими обходить препятствия на грунте. Специальное устройство позволяет аппарату удерживаться на ходу и без хода на постоянном расстоянии от грунта. Аппарат имеет манипулятор и бункер для собранных образцов. «Север-2» оборудован гидролокатором и эхолотом, комплексом гидрологической и гидрохимической аппаратуры, позволяющей записывать необходимые параметры непрерывно или с нужной дискретностью. Система сбора данных записывает 11 параметров забортной воды.
Суда-носители аппаратов типа «Север-2» — БМРТ «Одиссей» и «Ихтиандр» с открывающейся частью борта. Для одного аппарата на левом борту судна сделали ангар с раздвижными створками. Мощное спускоподъемное устройство, состоящее из нескольких лебедок и выдвижного моста, управляется системой автоматики и позволяет выносить аппарат за борт и ставить на воду рядом с судном. Чтобы при этом судно не кренилось, на обоих бортах предусмотрены цистерны, между которыми перекачивается вода. Вокруг ангара расположены помещения для обслуживания аппарата. Здесь есть все необходимое для зарядки и ремонта аккумуляторов, профилактики и подготовки системы гидравлики, зарядки баллонов сжатым воздухом, настройки системы управления, хранения приборов и запчастей. В остальном судно-носитель сохранил все, что нужно кораблю науки: одиннадцать лабораторий, океанографические лебедки, научное оборудование, места для большой группы научных сотрудников и гидронавтов.
Акустические приборы судна работают в режиме наведения подводного аппарата на объект. Штурман одновременно видит на приборах аппарат и цель и сообщает экипажу аппарата, пока аппарат сам по приборам или визуально не обнаружит объект, необходимые данные для встречи: курс, глубину, скорость. Таким образом «Север-2» – судно-носитель представляют собой исследовательский комплекс с огромными возможностями, нацеленными в основном на природоохранные и ресурсные исследования.
Первые испытания аппарата «Север-2» проходили в Черном море. С каждым погружением увеличивалась глубина: 480,1220 и, наконец, предельная — 2020 м. Спуск на глубину 2020 м произошел 28 марта 1971 года. Командир аппарата М. Н. Диомидов проверил движительно-рулевой комплекс, все системы аппарата работали нормально. Испытания закончились, начались рабочие будни. По гидроакустическим приборам штурман судна наводит экипаж аппарата на косяк рыб. После определения видовой принадлежности рыбы аппарат занимается поиском ровной площадки дна для безопасного траления.
Освоив черноморские глубины, «Север-2» вышел на океанские просторы. Нет океана, которые за 12 лет работы не посещали оба аппарата «Север-2» с судами-носителями «Одиссей» и «Ихтиандр». Всего за это время они совершили 575 спусков и провели под водой около 3000 часов. Типичными работами аппаратов «Север-2» стали комплексные исследования биоресурсов подводного хребта Наска в Тихом океане, где с помощью аппаратов были изучены более 10 вершин хребта, а также учет рыбы на подводных горах тропической зоны Атлантического океана, поднятиях Дискавери и хребте Экватор, также описаны донные ландшафты, разновидности рыб, получены карты температуры и солености различных океанских районов.
О работе подводных аппаратов, к сожалению, приходится говорить в основном в прошедшем времени. Отправлены на свалку аппараты "Север-2", их носители - целые плавучие научно-исследовательские институты - проданы на металл.
http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/cda/nord/list.htmЦитата:
Подводный обитаемый аппарат проекта 1602 «ТИНРО-2» строился по заказу Министерства рыбного хозяйства СССР и получил название в честь Тихоокеанского института рыболовства и океанографии. Технический проект разработан СКБ "Судопроект" (г. Горький), рабочие чертежи - ЦПБ "Волна" (г. Ленинград). Назначение аппарата - проведение на шельфе исследований в области промысловой океанографии. Конструкторские работы велись под руководством А.Н. Дмитриева и на первом этапе заключались в создании чертежей оборудования и систем аппарата. Для того чтобы удобно и компактно разместить механизмы и оборудование, органы управления и контрольные приборы в обитаемом отсеке, был собран деревянный макет в натуральную величину.
По мере выпуска технической документации определились габариты аппарата, его вес - 10500 кг, глубина погружения - 400 м, экипаж - 2 человека. Прочный корпус «ТИНРО-2» — цилиндрический со сферическими концевыми переборками. Его диаметр - 1,5 м. В носовой переборке шесть иллюминаторов. В комингсе люка еще три иллюминатора. В надводном положении верхние иллюминаторы оказываются над водой. Погружается аппарат с помощью двух бортовых стеклопластиковых балластных цистерн, которые заполняются водой. При всплытии цистерны продуваются сжатым воздухом. Уравнительно-дифферентные цистерны находятся в носу и в корме аппарата. Система гидравлики и насос морской воды расположены внутри прочного корпуса. Электродвигатели для вертикального и горизонтального движения также установлены в прочном корпусе, их гребные валы проходят через дейдвудные сальники. Для управления аппаратом по курсу установлена поворотная кормовая насадка с гидравлическим приводом. Под прочным корпусом расположены контейнеры с аккумуляторными батареями, обеспечивающими питание электродвигателей и аппаратуры. Один из контейнеров может быть сброшен в аварийной ситуации. Сбрасывается и тяжелый металлический груз — якорь-гайдроп. Гидроакустическое оборудование — подводная связь, эхолоты и гидролокатор. Два светильника с широким лучом установлены в наделке, два других, поворотных, — по бортам, прожектор в носовой части светит вперед и немного вниз. При подходе аппарата к судну предусмотрена подача буксирного конца при помощи линемета.
После подготовки всей технической документации чертежи поступили на завод, началась сборка прочного корпуса. Вскоре были изготовлены цилиндрические и конические обечайки из судовой листовой стали. Сварные швы проверили рентгеном.
Внутри корпуса в нижней точке установили датчик затекания воды, на сам корпус наклеили датчики напряжения. Собранный корпус поместили в камеру высокого давления. Давление в камере поднимали ступенчато — через каждые 10 атмосфер. Стрелка манометра прошла отметку «40 атм» и остановилась. Давление поднялось до предельно допустимого. Корпус выдержал испытание. Начался монтаж оборудования, движительного комплекса, трубопроводов и кабелей. Аппарат еще раз испытали в камере. Он оказался абсолютно герметичным. Для «ТИНРО-2» было подобрано судно-носитель, переоборудованное из обычного БМРТ, получившего имя «Ихтиандр».
Наконец в 1973 году состоялся первый спуск на воду. Испытания прошли успешно.
После тщательной проверки механизмов и оборудования «ТИНРО-2» погрузили на железнодорожную платформу, укрыли брезентовым чехлом и отправили из Ленинграда в Севастополь. Скоро в Севастополь пришел и «Ихтиандр». Погружения в Черном море предполагалось провести в районе Алушты и Ялты. После проверок работы судовых механизмов и репетиций спуска аппарат погрузился на глубину 30 м, уйдя с поверхности при помощи вертикальных винтов. Под водой аппарат хорошо слушался пилота. Через час «ТИНРО-2» всплыл на поверхность. Испытания аппарата продолжились 7-часовыми техническими спусками. В одном из погружений на глубине 25м заклинило правый вертикальный винт, в результате чего загорелся магнитный пускатель. Кормовой отсек заполнился дымом. Экипаж - М. Гирс и В. Дерябин - продул балластные цистерны, и аппарат всплыл на поверхность. Немедленно отключили все потребители и сообщили на судно о случившемся. Волна была небольшой и удалось периодически приоткрывать входной люк, проветривая отсек. Дым рассеялся, и применять противопожарную систему и включаться в аварийные дыхательные аппараты (на «ТИНРО-2» это обычные акваланги) не пришлось. Заключительное погружение на 400 м прошло успешно. Испытания закончились. Государственная комиссия приняла новый аппарат. Он полностью соответствовал своему назначению, был надежен и прост в управлении. После окончания испытаний аппарат был передан в Управление Запрыбпромразведки для проведения опытной эксплуатации.
В конце января «Ихтиандр» перешел в Керчь. Владельцем аппарата стало Управление научно-исследовательского флота. В мае 1974 года «Ихтиандр» вышел из Керчи для проведения серии погружений в Черном море. 30 июня состоялось еще одно погружение на предельную глубину.
Для оценки возможности работы около неподвижных сетей на глубине 35 м установили сеть размером 30x2 м с грузами и поплавками. Перемещаясь вдоль сети, аппарат, в конце концов, запутался. Сеть зацепилась за поворотный светильник и кормовой стабилизатор. Аппарат мог самостоятельно всплыть вместе с сетью, но решено было воспользоваться помощью водолазов, которые и освободили «ТИНРО-2» от злополучной сети. Всего за время черноморского рейса состоялось 29 погружений.
Серьезная проверка ожидала «ТИНРО-2» во время 175-суточного рейса на «Ихтиандре» в Атлантику. Это был первый в СССР рейс судна с подводным аппаратом на борту. Первыми под воду пошли М. Гирс и кандидат биологических наук М. Аронов. 48 раз погружался аппарат с учеными на борту, проводившими исследования и наблюдения у берегов Африки и Америки, в том числе и в Бермудском треугольнике.
В 1975 году был создан второй аппарат-близнец. Передан в эксплуатацию в Управление Югрыбпромразведки. В качестве носителя использовалось еще также судно «Гидронавт».
Аппараты использовались достаточно интенсивно. Когда атлантическая политика ВНИРО и Минрыбхоза обанкротилась, базировавшиеся на Черном море суда с этими аппаратами стали ходить в рейсы через три океана в Охотское и Берингово моря и даже залив Петра Великого. После развала СССР оба аппарата оказались на территории Украины. В последующем один аппарат был продан Въетнаму на металлолом вместе с судном носителем, второй - также во Вьетнам, где использовался для подводных работ по программе для Японии.
http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/cda/tinro/list.htm