Младший лейтенант писал(а):
Уважаемый JJ_МАТРАЦ, signore Rafaelj! Вы ещё забыли пчёл Меровингов и Лалибела. Не, ну очевидно же, что в случае с матушкой Екатериной пчёлы и ульи отсылает нас к Πολιτεία Платона, чьё будущее идеальное государство подобно улью, а матка управляющая ульем просвещённому монарху.
Уважаемый pan Младший лейтенант! Рад, что Вы снова откликнулись. У Вас всегда оригинальный взгляд на любой вопрос. Отвечаю по порядку.
Пчёлы Меровингов. Мы действительно несколько забыли про них. И хотя мы и писали в главе 25 на с. 237 про пчёл в гербе Наполеона, но ссылку на Меровингов не дали. Но интересно, как похоже течение наших мыслей. Где-то неделю назад, внося свежие мысли в текст книги (проект третьего расширенного издания), я добавил ссылку и рисунок золотых пчёл из гробницы Хильдерика I, из династии Меровингов.
Пчёлы Лалибела. К стыду своему, я про них не знал, спасибо, что подсказали. К сожалению, это всего лишь легенда, и на неё невозможно сослаться в книге про Екатерину II.
Πολιτεία Платона. Это интересная книга, и я её читал, будучи ещё студентом. Кстати, в главе 2 книги, на с. 12, у нас упоминаются идеи Платона об идеальном государстве. И когда мы только начали писать нашу книгу, мы сразу же попытались опереться на Платона. Но из этого, увы, мало что получилось. Платон действительно говорит, что во главе государства должны стоять философы (высшее сословие граждан). Есть ещё два сословия - стражей и кормильцев. Это действительно напоминает муравейник, но не улей.
Трудность в том, что Платон не упоминает пчёл и улей. Только в книге 7, с. 520, говорится: "— Заметь Главкон, что мы не будем несправедливы к тем, кто становится у нас философами, напротив, мы предъявим к ним лишь справедливое требование, заставляя их заботиться о других и стоять на страже их интересов. Мы окажем им так: "Во всех других государствах люди, обратившиеся к философии, вправе не принимать участия в государственных делах, потому что люди сделались такими сами собой, вопреки государственному строю, а то, что вырастает само собой, никому не обязано своим питанием, и там не может возникнуть желание возместить по нему расходы. А вас родили мы, для вас же самих и для остальных граждан, подобно тому как у пчел среди их роя бывают вожди и цари. Вы воспитаны лучше и совершеннее, чем те философы, и более их способны заниматься и тем и другим. Поэтому вы должны, каждый в свой черед, спускаться в обитель прочих людей и привыкать созерцать темные стороны жизни".
Платон. Государство. Книга седьмая. Перевод А. Н. Егунова. С. 520.
http://www.philosophy.ru/library/plato/01/resp7.htm
Но самая главная трудность с Платоном, это то, что он вообще не рассматривает монархию как форму государства (в отличие от Аристотеля).
У него имеются: Формы государства
аристократия (справедливая власть меньшинства, лучших граждан)
тимократия (несправедливая власть меньшинства — военных вождей, уважаемых граждан)
олигархия (несправедливая власть меньшинства, богатых людей)
демократия (справедливая и, одновременно, несправедливая власть большинства)
тирания (несправедливая власть одного человека)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Государство_(Платон)
В аристократии может быть даже один правитель, как крайний случай, что-то типа выбираемого царя-мудреца. Но он не монарх и его власть не передаётся по наследству.
Но у нас Екатерина монарх, и она считала вслед за Монтескьё (и писала об этом в Наказе), что для России лучшая форма правлени - монархия.
Тем не менее, Ваше замечание о Платоне натолкнуло меня на мысль, что можно будет упомянуть в книге его мнение, что во главе государства должны стоять философы.
С уважением Rafaelj.