Появление в годы второй мировой войны реактивной авиации с более высокими летно-техническими характеристиками и дальнейшее ее развитие изменило конструктивный облик авианосцев. Повышенные взлетная и посадочная скорости и возросшая масса самолетов с турбореактивными двигателями потребовали для их эксплуатации значигельиого удлинения взлетно-посадочных полос и установки паровых катапульт. Прямоугольная в плане полетная палуба, удовлетворяющая условиям проведения взлетно-посадочных операций винтовых самолетов, при модернизации старых и создании новых авианосцев для базирования на них реактивных самолетов превратилась в угловую, с разворотом посадочной полосы на левый борт относительно диамегральной плоскости, что обеспечивало в случае неудачного торможения при посадке возможность ухода самолета на второй круг. Еще одним фактором, приведшим к росту главных размерений и водоизмещения, стало существенное увеличение количества авиабоеприпасов и топлива, а также летного и технического персонала, обслуживающего более сложную авиационную технику. Строительство таких крупных кораблей оказалось под силу лишь США,
Что же касается других стран, то в ВМС Франции было решено ограничиться базированием на авианосцах легких реактивных самолетов, не требующих столь значительного увеличения их водоизмещения, а в Англии особое внимание стали уделять освоению альтернативного направления развития авиационной техники — обеспечения вертикального взлета и посадки самолетов (СВВП), открывавшего перспективу создания авианосцев относительно небольшого водоизмещения.
Однако эта техническая задача оказалась очень сложной. Первый экспериментальный самолет такого типа Р.1127 "Кестрел" британской фирмы "Хаукер Сиддли" совершил вертикальный отрыв от земли 24 ноября 1960 г., но до появления опытного экземпляра первого на Западе околозвукового боевого СВВП — штурмовика и разведчика HS. 1127 "Харриер" (разработка той же фирмы) — потребовалось еще шесть лет. В апреле 1969 г.
серийные "Харриеры" начали поступать на вооружение британских ВВС. В 1975 г. было принято решение о создании корабельной модификации этого СВВП — "Си Харриер"
для легких авианосцев типа "Инвинсибл". Первый полет опытного экземпляра такого самолета (XZ451) состоялся 18 июня 1979г.
Одновременно проводились опытно-конструкторские работы по проблеме СВВП в нашей стране. 24 августа 1956 г, летчик-испытатель Ю. А. Гарнаев продемонстрировал на воздушном параде в Тушино (под Москвой) экспериментальный вертикально взлетающий аппарат «Турболет», созданный в Лети о-испытательном институте (ЛИИ) Минавиапрома. С начала б0-х годов в ОКБ А. С, Яковлева (с 1966 г. — ОКБ ММЗ "Скорость") развернулась разработка экспериментального СВВП Як-36. Как рассказывал впоследствии Александр Сергеевич, он взялся выполнить такую трудную задачу по личной просьбе Д. Ф. Устинова
(тогда — заместителя Председателя Совета Министров СССР по оборонным отраслям промышленности). Первый вертикальный взлет Як-36 выполнил 7 февраля 1966 г. (на
полгода раньше "Харриера"). 9 июля 1967 г. в подмосковном аэропорту Домодедово состоялся очередной показ новейшей советской авиационной техники, где Як-36 де
монстрировал летчик-испытатель ОКБ В. Г. Мухин. Teм самым была подтверждена принципиальная возможность создания отечественного СВВП.
Сочетание околозвуковой скорости полета с уникальными взлетно-посадочными характеристиками открывали перед такой машиной совершенно новые возможности. Однако ВВС от создания на ее базе фронтового самолета отказапись: тактический радиус, боевая нагрузка, продолжительность и дальность полета Як-36 значительно уступали находящимся на вооружении самолетам обычной аэродинамической схемы. Способность вертикального взлет и посадки такого самолета обеспечивались за счет cнижения основных летно-технических характеристик, определяющих условия боевого применения самолета.
Тогда Д.Ф. Устинов предложил создать и применить такую машину в качестве корабельного самолета. Главком ВМФ С. Г. Горшков принял этот "подарок судьбы"
других корабельных самолетов в СССР не было, а необходимость в них при формировании флота, сбалансированного по родам сил и классам кораблей (к чему стремился еще Н. Г. Кузнецов), с выходом нашего ВМФ в океан становилась все ощутимее — вертолеты решить задачи самолетов не могли. С. Г. Горшкова подкупали три важных обстоятельства: во-первых, появлялась возможность создания остро необходимых флоту при боевой службе в океане авианесущих кораблей не столь больших размерений и водоизмещения, как авианосцы ВМС США, и с значительно меньшими затратами: во-вторых, Д. Ф. Устинов был убежден в перспективности этого нового направления развития авиационной техники и в том, что отечественная авиапромышленность после освоения околозвуковых СВВП сможет создать и сверхзвуковые истребители, и, в-третьих, выполнение работ по созданию СВВП под личным контролем Устинова (который к тому времени был уже секретарем ЦК КПСС по оборонным отраслям промышленности) обеспечит их выполнение в установленные сроки.
Как отмечалось в статье "Противолодочные крейсера проекта 1123" (см. "Судостроение», 1995, № 11—12), С. Г. Горшков при рассмотрении техпроекта третьего такого корабля (ПКР) типа "Москва" (пр. 11233) поставил вопрос о его корректировке с учетом обеспечения базирования корабельного СВВП типа Як-36. Министр судостроительной промышленности Б. Е. Бутома подтвердил готовность министерства проработать этот вопрос.
Невское проектно-конструкторское бюро (НПКБ) начало подготовку к проектным проработкам по базированию СВВП на противолодочном крейсере сразу же после демонстрационного показа Як-36. По поручению Минсудпрома в сентябре 1967 г. в
бюро выполнили (под руководством автора статьи — в то время начальника проектного отдела) оценку возможности размещения и боевого применения самолетов этого
типа на ПКР "Москва". Были установлены непосредственные рабочие контакты с руководителем разработки Як-36 заместителем главного конструктора ОКБ ММЗ «Ско-
рость" С. Г. Мордовиным, а вскоре — и между ведущими специалистами НПКБ и этого ОКБ. Раньше аналогичные контакты бюро имело только с вертолетным ОКБ Н. И. Камова.
В ходе проектной проработки удалось оперативно согласовать возможные габариты СВВП и его основные конструктивные особенности (в том числе складывающиеся крылья), условия крепления и транспортировки СВВП на корабле, заправки топливом, взлета, посадки и сопряжения бортовой аппаратуры самолета с радиоэлектронными средствами ПКР для управления полетами.
Результаты оценки подтвердили принципиальную возможность, актуальность и целесообразность базирования и боевого применения таких самолетов на ПКР. После этого Минсудпромом был согласован подготов- ленный Минавиапромом, ВВС и ВМФ проект постановления Правительства о создании на базе СВВП Як-36 корабельного легкого штурмовика Як-ЗбМ.
Предложение Минобороны, Минавиапрома и Минсудпрома о создании Як-ЗбМ было принято постановлением Правительства от 28 декабря 1967 г., в котором Минобороны поручалось выдать Минавиапрому тактико-технические требования (ТТТ) на создание корабельного
СВВП — легкого одноместного штурмовика, а Минсудпрому — тактико-техническое задание (ТТЗ) на корректировку технического проекта третьего ПКР, Минавиапрому (ММЗ «Скорость») — обеспечить разработку и постройку указанного самолета и выдачу НПКБ исходных данных по нему для корректировки проекта корабля; НПКБ — выполнить в 1968 г. корректировку пр. 11233 по заданию ВМФ и исходным данным ММЗ «Скорость» по самолету Як-З6М.
Тем же постановлением, в целях дальнейшего расширения боевых возможностей СВВП, Минавиапрому (ММЗ "Скорость») поручалось разработать по ТТТ Минобороны (ВВС, ВМФ) на базе легкого штурмовика Як-ЗбМ аванпроект СВВП Як-З6МФ с большими скоростью и дальностью полета для его боевого применения ВМФ в качестве истребителя- перехватчика, а ВВС — как фронтового истребителя.
С начала 1968 г. проектные работы по третьему ПКР с СВВП Як-ЗбМ поручили главному конструктору ПКР типа "Москва" А. В. Мариничу, вернувшемуся в НПКБ после завершения госиспытаний головного корабля этого типа.
В целях подготовки проекта ТТЗ на корректировку технического проекта корабля НПКБ в феврале 1968 г. совместно сЦНИИ им. академика А. Н. Крылова и 1 ЦНИИ МО выполнило и представило предварительные проработки вариантов улучшенного ПКР. По требованиям Главного управления кораблестроения, на основании указаний Главкома ВМФ стандартное водоизмещение корабля не должно было превышать 15 000 т.
Однако при рассмотрении этих проектных проработок руководством Минсудпрома и ВМФ
С. Г. Горшков заявил о необходимости, по опыту боевой службы кораблей ВМФ, возложить на третий ПКР при базировании на нем вертолетов Ка-25 и СВВП Як-ЗбМ кроме поиска и уничтожения подводных лодок дополнительные задачи: нанесение авиационных ударов по надводным и наземным объектам противника, а также участия в десантных операциях.
В результате были приняты к проработке новые предложения ВМФ: увеличить общее количество корабельных летательных аппаратов (ЛАк) до 20—22 ед., в целях повышения боевой устойчивости ПКР разместить на нем дополнительно пусковые установки (ПУ) противокорабельного ракетного комплекса малой дальности для поражения надводных целей, усилить зенитное вооружение (путем размещения восьми—десяти 30-мм автоматов), предусмотреть возможность временного размещения личного состава десанта, увеличить вдвое автономность плавания по запасам провизии и улучшить условия обитаемости личного состава.
Так как корректировкой технического пр. 11233 реализовать такой объем дополнительных требований оказалось невозможным, Минобороны и Минсудпром (МСП) представили в Правительство совместный докладе необходимости строительства требуемого для ВМФ корабля по новому проекту.
С целью своевременной подготовки производства на заводе-строителе для постройки третьего ПКР, Невское ПКБ по поручению МСП начало разработку эскизного проекта нового корабля еще до выхода постановления Правительства, придерживаясь следующих принципов: выполнение требований задания при минимальных главных размерениях и водоизмещении корабля; обеспечение завершения его строительства и испытаний в 1973 г. без реконструкции стапеля "О" Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ) и сухого дока Севморзавода: максимальное применение вооружения, механизмов и другого оборудования, освоенных промышленностью для ПКР типа "Москва", учет опыта проектирования, строительства, испытаний и эксплуатации этих ПКР; обеспечение
улучшенных условий обитаемости для личного состава.
По инициативе главного конструктора корабля А.В. Маринича в эскизном проекте разрабатывались, помимо шести вариантов по проекту ТТЗ, также три инициативных — с самолетами катапультного взлета и посадкой на аэрофинишер.
Варианты, соответствующие заданию, отличались по архитектурному типу, составу и размещению вооружения, механизмов и оборудования, объему конструктивной защиты. Из них варианты І и VII по вооружению и защите полностью соответствовали проекту ТТЗ, но практически не имели (из-за ограничения водоизмещения величиной 20 000—25 000 т) модернизационных запасов, различались расположением надстройки на полетной палубе; варианты ІІ и III сохраняли архитектурный тип, принятый для ПКР «Москва" (без смещения надстройки на правый борт); вариант VI предусматривал усиление конструктивной защиты корабля; в варианте IV рассматривалась возможность обеспечения кроме вертикального также и катапультного взлета Як-ЗбМ, а для случаев его аварийной посадки по-самолетному, с пробегом (при отказе подъемных двигателей), предусматривался аварийный барьер.
На инициативных вариантах V и VIII (авианосного типа, с увеличенной площадью полетной палубы) оценивалась возможность базирования на третьем ПКР до 30—36 истребителей типов Як-ЗбМФ и МиГ-23 (с использованием для взлета последних двух катапульт, а для посадки — аэрофинишеров). Самолетоподъемники в варианте VIII имели увеличенные габариты платформ. Вариант IX отличался дальнейшим усилением состава авиационного вооружения (до 50 ЛАк) за счет исключения ударного ракетного оружия, универсального ЗРК «Шторм», а также десанта и применением ядерной энергетической установки. Водоизмещение корабля по этому варианту оценивалось величиной около 45 000 т. Состав авиационного вооружения включал истребители типов Як-ЗбМФ и МиГ-23 (а также
разведчики на их базе), самолеты радиолокационного дозора (РЛД) и противолодочные, вертолеты Ка-25.
В связи с отсутствием проработок ОКБ Минавиапрома по корабельным самолетам других типов (РЛД и противолодочным), для рассмотрения вопросов их базирования и эксплуатации использовались имеющиеся данные по самолетам аналогичного назначения типов "Хокай" и "Трекер" ВМС США. Инициативные варианты были проработаны не столь глубоко, как варианты по ТТЗ, и имели больше рекламный характер, так как не подкреплялись разработками контрагентов. Как показали дальнейшие работы НПКБ в этом направлении, принятые в вариантах V, VІІІ и IX размеры и конфигурация полетной
палубы корабля не могли обеспечить необходимые безопасность и оперативность взлетно-посадочных операций самолетов указанных выше назначений, а заниженные главные размерения корабля не обеспечивали базирования такого количества ЛАк.
Кроме рассмотренных вариантов, в соответствии с проектом ТТЗ и по дополнительно выдвинутым требованиям ВМФ, в ходе разработки проекта НПКБ выполнило 32 частные проработки для оценки возможности замены некоторых образцов вооружения более перспективными.
Постановлением Правительства от 2 сентября 1968г. (частично изменявшим ранее вынесенные по этому вопросу решения) было принято предложение Минобороны
и Минсудпрома о прекращении постройки на ЧСЗ в г. Николаеве третьего ПКР типа "Москва" (пр. 11233) и строительстве (по новому пр. 1143) ПКР с авиационным вооружением (как он условно назывался до переклассификации в 1977 г. в ТАКР — тяжелый авианесущий крейсер).
Одновременно утверждались основные элементы ПКР: 20-22 вертолета Ка-25 и СВВП Як-З6М (в любых сочетаниях), ракетный противолодочный комплекс "Вихрь", две реактивные бомбометные установки РБУ-6000, два 533-мм торпедных аппарата, восемь ракет противокорабольного комплекса П-15М, два универсальных ЗРК "Шторм", два ЗРК самообороны «Оса", два 76-мм автомата АК-726, восемь—десять 30-мм автоматов АК-630,
скорость полного хода — не менее 27 уз, дальность плавания 7000—8000 миль, стандартное водоизмещение 20 000—25 000 т (с уточнением кораблестроительных
элементов при разработке технического проекта).
Минобороны поручалось выдать в месячный срок ТТЗ на проектирование этого ПКР, а Минсудпрому (силами НПКБ) разработать по заданию Минобороны в 1968 г. эскизный и в 1969 г. — технический проекты корабля, а также обеспечить его постройку на ЧСЗ и сдачу ВМФ в 1973 г. Для обеспечения проектирования и строительства нового ПКР сохранялась кооперация разработки и поставки вооружения, механизмов и оборудования, сложившаяся при создании ПКР типа "Москва". ТТЗ на проектирование ПКР с авиационным вооружением (пр. 1143) Главком ВМФ утвердил 16 октября 1968 г., с заменой комплекса П-15М на комплекс большей дальности "Монолит".
ТТТ к корабельному легкому штурмовику СВВП Як-З6М Главком ВВС утвердил только 25 января 1969 г., уже после завершения разработки эскизного проекта корабля.
Схема общего расположения ТАКР "Киев" (пр. 1143) (вид сбоку, вид сверху, продольный разрез)