Sevastopol.info

Севастопольский городской Форум
основной сайт :: погода (⇓17.8°C, 748 мм.рт.ст.) :: рад.фон 10 мкр/ч :: telegram :: наш фото-telegram :: + реклама
Текущее время: 29 мар, 2024, 0:15

Часовой пояс: UTC+03:00


..

Начать новую тему  Ответить на тему  [ 10 сообщений ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Гибель тральщика КТ711 29мая 1949года
СообщениеДобавлено: 26 фев, 2014, 10:33 
Не в сети
 

Зарегистрирован: 23 янв, 2011, 18:13
Сообщения: 14
Репутация: 0
К теме тральщика подошёл при восстановлении имен похороненных в братской могиле на Кировском кладбище г. Мариуполя.
По официальным данным в 49 году в братскую были подзахоронены моряки с погибшего тральщика 8 человек
Вот скан с этого документа.
ИзображениеИзображение
Но оказывается, что Комашко, Курьянов, Обихвост и Косов все были морпехи 384ОБМП и погибли в 1943г.
Стала задача восстановить фамилии моряков тральщика. И вот что получилось:

Гв. матрос радист катера ВАНЧУГОВ Валерий Михайлович 1927-1949
Гв.мичман , командир катера МАТЮШЕНКО Антон Филиппович 1921-1949
Гв.матрос , пулемётчик МОРОЗОВ Василий Семёнович 1927-1949
Гв. ст.матрос , рулевой ПАКИН Александр Дмитриевич 1927-1949
Гв.матрос, ученик рулевого БАРАБАНОВ Александр Петрович 1931-1949
Гв.матрос , моторист ТИЩЕНКО Борис Иванович 1930-1949
Гв.матрос ,моторист ХАРЬКОВ Владимир Ефимович 1927-1949
гвардии ст. лейтенантВинокуров Василий Васильевич, 1924-1949

в карте захоронения говорится о восьми похороненных.

НО нашёлся ДЕВЯТЫЙ???

Фамилия Широтов
Имя Виталий
Отчество Иванович
Дата рождения/Возраст __.__.1927
Место рождения Ивановская обл., Ильинско-Хованский -н, д. Ракшино
Дата и место призыва Ильинский РВК, Ивановская обл., Ильинский р-н
Последнее место службы СБФ, 12 ГКДКТЩ
Воинское звание ст. матрос
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 29.05.1949
http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=75701929
99% наш боец.

Был у горвоенкома, в музеях города - нет никаких документов ВООБЩЕ!

По штатному на тральщике типа"Р"должно быть 11+1 человек экипажа?
Тогда ещё нужно искать минимум трёх.
Как всё было- были же свидетели, спасатели?
Ну кто-то же должен был слышать об этой истории!!! Куда запрос бросить?


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 26 фев, 2014, 15:18 
Не в сети
оби ван кеноби

Зарегистрирован: 16 дек, 2008, 15:02
Сообщения: 5759
Репутация: 1172

Откуда: Севастополь
Запрос непосредственно в ЦВМА отправляли?
Где у вас хранятся учетки братских могил, отправляли ли их копии в Киевский музей?
Напишите мне на [email protected]
Я имею опыт в поисках погибших и п/бв во все периоды.
Напишите подробно все детали поиска, пришлите найденные сканы, источники информации.

Добавлено спустя 3 минуты 14 секунд:
Еще один способ установления обстоятельств - поиск родственников погибших.

_________________
Преподавание ИСТОРИИ, РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
район Центр, +7 978 960 74 91


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 26 фев, 2014, 16:18 
Не в сети
******

Зарегистрирован: 03 апр, 2008, 14:43
Сообщения: 2439
Репутация: 387

Постоялец: Хуторчанин
Откуда: его черти принесли??
РОМАН1973
Можете дублировать тему в раздел "История"?
Может кто чего накопает или вспомнит...

_________________
Да я шут, я циркач, так что же?
Пусть меня так зовут вельможи...
Как они от меня далеки, далеки
Никогда не дадут руки.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 31 май, 2014, 7:52 
Не в сети
 

Зарегистрирован: 23 янв, 2011, 18:13
Сообщения: 14
Репутация: 0
29 мая 1949 года произошла трагедия в Азовском море - при тралении мин оставшихся после Великой Отечественной подорвался тральщик КТЩ 711 со всем экипажем.

29 мая 2014 года этому печальному событию исполнилось 65 лет



Немного предыстории. Братская могила на старом Кировском кладбище в портовском районе Мариуполя. Проверяя и дополняя списки в учётных картах погибших солдат и матросов наткнулся на фразу «…погибшие при разминировании Азовского моря в 1949 году…». Эта сторона послевоенной истории города была мне совершенно незнакома.

Огненным смерчем пронёсшаяся война оставила в водах Черного и Азовского морей скрытую опасность - минные поля. Совет Народных Комиссаров постановлением от 18 марта 1945 г. определил для всех флотов очередность районов траления и примерные сроки их полного очищения от мин.
При уничтожении минного заграждения сначала производили его разрежение бомбометанием с катеров, затем траление акустическими и магнитными тралами, траление гидродинамических мин быстроходными катерами и контрольное траление районов прорывателями минных заграждений. Кроме того, применяли землечерпалки, килекторы и широко использовали специальные водолазные партии для поиска и уничтожения донных мин. Минная опасность была значительно снижена, но не ликвидирована.

По разным оценкам специалистов за время Великой Отечественной Войны в Азово-Черноморском бассейне были выставлены тысячи мин. После войны была ликвидирована большая часть. Остальные так и небыли обезврежены. Они где-то лежат и ждут своего часа. Как например мина обнаруженная в 2007 году в Бердянске – всего в 30 метрах от пляжа.


Но начав сбор материала по этой трагедии, даже не ожидал, что смогу пообщаться с непосредственным участником тех давних событий…
Разрешите представить: Мозолин Виктор Михайлович. Ко времени прибытия в 1948 году в Мариуполь ему было 22года. А за плечами у старшины 1 статьи сотни миль пройденных по минным полям. В 17 лет, после окончания десятилетки, из волжского рабочего посёлка Юрьево был призван во флот. С отличием окончил объединённую школу рулевых-сигнальщиков на Русском острове. И был направлен в…Америку, осваивать технику, которую американцы поставляли Советскому Союзу по ленд-лизу. На военно-морской базе в Майами встретил и 9 мая и 1 сентября 1945года. Когда для страны наступили мирные будни, Виктор Михайлович был направлен для дальнейшего прохождения службы на Балтику. Ленинград продолжал оставаться в минной блокаде. Минную обстановку на Балтике отразил в своей директиве от 25 октября 1945 г. № 232с НК ВМФ Н.Г. Кузнецов: «Плавание кораблей и судов в Финском заливе по-прежнему небезопасно. Протраленных и открытых для плавания фарватеров, соединяющих Балтийское море с Датскими проливами, нет. Условия плавания кораблей и судов не гарантирует безопасность и не обеспечивает потребности народнохозяйственных перевозок». До 1948 года старшина Мозолин «чистил» воды Балтики. В южных и западных частях Балтики, где были выставлены Англией и США донные мины, способы траления применялись с учетом знания их характеристик. Используя различные виды электромагнитных и акустических тралов, к концу 1947 г. донные мины на всех фарватерах к портам, а также в пределах акваторий самих портов и гаваней были уничтожены. Однако встал вопрос о безопасности судоходства в Азово-Черноморском бассейне, и два дивизиона тральщиков КБФ перебрасывают в Мариуполь. Стоит заметить, что в качестве тральщиков использовали переоборудованные катера типа «Ярославец» и «Рыбинец». На ж/д платформах катера в 1948 году прибыли в наш город из Риги и Таллинна. Экипажи дивизиона «Ярославцев» расселили в общежитии порта (нынешнее здание грязелечебницы), а экипажи «Рыбинцев» поселились в помещении детсада на ул. Керченской. Офицеры дивизионов имевшие семьи, селились на съёмных квартирах. Начались боевые будни.

Вспоминает Виктор Михайлович: ... На боевое траление минных полей выходили 17 катеров дивизиона. Катера становились фронтом на расстоянии 15 метров друг от друга. На носу катера обязательно находился матрос и высматривал в воде сети или поплавки (учитывая мелководье Азова и низкую осадку катеров, немцы хитрили – детонатор якорной мины соединялся с плавающей сетью. Катер цеплял сеть, тянул за собой – в результате взрыв). Первые полчаса работы над минным полем стояла тишина. Только стук работавших двигателей. Пот градом, колени трусятся – ходим по смерти. Однако вскоре наступает разрядка. Уже слышны шутки, смех. Нервное ожидание ежесекундного взрыва притупляется. И так до очередного подрыва или обнаружения мины. Потом снова тишина. Ребята ведь все молодые, 18-19 лет. Офицеры те конечно постарше были – нам казались стариками. А старикам и 30 годков не было…

События весны 1949 года навсегда запечатлелись в памяти ветерана. Субботний день 28 мая экипажи тральщиков провели в Ейске. Из увольнений на берег вернулись матросы. Вечер был замечательный – погода стояла прекрасная, оркестр на танцплощадке старался во всю, вальсируя кружили пары.
Утром 29 мая катера вышли на траление. На КТЩ 711 находилось десять членов экипажа во главе с мичманом Матюшенко. Дивизионный врач, каюта которого была на 711 в тот раз вышел в море на другом катере. Его место занял флагманский специалист связи старший лейтенант Винокуров, который перед выходом в море по ошибке попал на 711. Отработали заданные квадраты и вышли за условные границы минного поля.
Дальше слово Виктору Михайловичу: …Как потом выяснилось, карты минных полей были обозначены неверно. Матрос Иванов с КТЩ 711 отдавал якорь. И нужно было такому случиться, чтоб прямо под катером стояла магнитная мина. Прогремел взрыв. Радист и моторист ушли на дно с катером. Их потом вместе с катером и поднимали. Один из матросов получил тяжёлую травму и умер уже в госпитале в Ейске. Остальных взрывом выбросило из катера. Живым и неповреждённым оказался только матрос Иванов…

Потом, уже в Мариуполе, был траурный митинг. Тела погибших моряков были захоронены на Кировском кладбище в уже существующую братскую могилу, в которой нашли покой солдаты и матросы, освобождавшие город в 1943году. А в 1956 году был установлен скромный памятник. В 1985 году памятник был заменён на другой, созданный усилиями трудящихся судоремонтного завода. Были там и плиты с именами погибших, но в наше время были украдены и сданы в лом.

Однако документы на захоронение преподнесли несколько загадок. Погибшими и похороненными в братской могиле на Кировском кладбище числятся только восемь человек. Четыре фамилии из восьми указанных в карте захоронения принадлежали морпехам 384 ОБМП из десанта Ольшанского. Стала задача восстановить имена погибших моряков. Работа с архивными документами ЦВМА позволила восстановить утраченные имена.
Вот полный список погибших героев 12-го гвардейского Краснознамённого дивизиона катерных тральщиков 2-й Краснознамённой бригады траления ОВРа Керченского пролива и Азовского моря (Черноморский флот):

Гв.ст.лейтенант , специалист связи ВИНОКУРОВ Василий Васильевич 1924 года рождения .Выпускник отдела связи ВМКУБО им. ЛКСМУ 1944 г уроженец села Панское Воронежской области.

Гв.мичман , командир катера МАТЮШЕНКО Антон Филиппович 1921 года рождения. Уроженец города Кременчуга Полтавской области.

Гв.матрос , пулемётчик МОРОЗОВ Василий Семёнович 1927 года рождения. Уроженец деревни Морозовка Калининской области.

Гв.матрос , радист ВАНЧУГОВ Валерий Михайлович 1927 года рождения. Уроженец города Бийска Алтайского края.

Гв.ст.матрос , минёр ШИРОТОВ Виталий Иванович 1927года рождения. Уроженец деревни Ракшино Ивановской области.

Гв. ст.матрос , рулевой ПАКИН Александр Дмитриевич 1927года рождения. Уроженец деревни Поросель Костромской области.

Гв.матрос, ученик рулевого БАРАБАНОВ Александр Петрович 1931года рождения. Уроженец села Сельцо Ярославской области.

Гв.матрос , моторист ТИЩЕНКО Борис Иванович 1930года рождения. Уроженец города Запорожье Запорожской области.

Гв.матрос ,моторист ХАРЬКОВ Владимир Ефимович 1927 года рождения. Уроженец деревни Ахматьево Рязанской области.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 31 май, 2014, 13:01 
Не в сети
**

Зарегистрирован: 27 июн, 2010, 17:36
Сообщения: 355
Репутация: 7
Роман1973 спасибо за интересный материал.За историческую память наших героических предков.
А известно какого проекта был катерный тральщик -? Типа КМ ,Рыбинец или Ярославец - ?


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 31 май, 2014, 13:40 
Не в сети
 

Зарегистрирован: 23 янв, 2011, 18:13
Сообщения: 14
Репутация: 0
ju_jutsu_zp писал(а):
Роман1973 спасибо за интересный материал.За историческую память наших героических предков.
А известно какого проекта был катерный тральщик -? Типа КМ ,Рыбинец или Ярославец - ?
ИзображениеИзображение
Мозолин служил на Ярославце. И по воспоминаниям погибший тральщик был из его дивизиона, поэтому предполагаю, что тоже Ярославец. Точных документов нет.

Катер на фото(место, время съёмки,люди) не атрибутирован - просто как иллюстрация КТ типа Ярославец


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 31 май, 2014, 21:38 
Не в сети
**

Зарегистрирован: 27 июн, 2010, 17:36
Сообщения: 355
Репутация: 7
Да ,на фото КТЩ типа Я-5 (Ярославец) проект 351. Служба таких катеров-тральщиков хорошо показана в Советском фильме Голубые дороги.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 06 май, 2021, 17:47 
Не в сети
Случайный посетитель

Зарегистрирован: 06 май, 2021, 17:44
Сообщения: 2
Репутация: 0

Постоялец: Интернет
Откуда: москва
Винокуров Василий Васильевич это мой прадед.

Отправлено спустя 2 минуты 37 секунд:
РОМАН1973
Если вы еще занимайтесь этим делом и у вас есть хоть какая нибудь информация буду рада пообщаться!


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 18 май, 2021, 19:16 
Не в сети
**

Зарегистрирован: 13 сен, 2008, 11:41
Сообщения: 314
Репутация: 48
moya_katrin писал(а):
Винокуров Василий Васильевич это мой прадед
Возможно, Вы в курсе, но ...на всякий случай.
В 2008 году в Петродворце (СПб) была издана "Книга памяти" ВМИРЭ им. А.С. Попова (1933-2008).
В этой книге на стр. 66 была представлена краткая информация (+фото) о Винокурове В.В.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 21 май, 2021, 10:51 
Не в сети
Случайный посетитель

Зарегистрирован: 06 май, 2021, 17:44
Сообщения: 2
Репутация: 0

Постоялец: Интернет
Откуда: москва
CGN 065
Не знала. Спасибо за информацию


Вернуться к началу
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 10 сообщений ] 

Часовой пояс: UTC+03:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 58 гостей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  

[Мобильная версия]

Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Русская поддержка phpBB