Шкипер, вы хотите развернутое мнение эксперта? О'кей. Правда, мое отношение к ЧФ больше созерцательное, то есть я не моряк и не работаю в обслуживающих структурах. Поэтому задействую исключительно логику.
Для начала – базовые отправные пункты для нашего анализа.
Во-первых, ЧФ – структура некоммерческая. Флот не создает прибавочной стоимости, а пилит бюджет.
Во-вторых, ЧФ не расширяется, а, наоборот, сокращается. То есть, с каждым годом ему требуется все меньшее количество подрядчиков.
В-третьих, присутствие ЧФ существенно ограничивает использование 1) природного потенциала (рекреация), 2) Севастопольского порта, 3) отдельных прилегающих к городу территорий в коммерческих целях – этому препятствует законодательство.
Теперь рассмотрим непосредственные экономические аспекты существования флота. Несомненно, некоторые заинтересованные лица имеют с флота миллионы долларов в год. Ими может быть высшее командование, может быть руководство фирм-подрядчиков и субподрядчиков, городское начальство – в данном случае неважно, кто именно. Важно то, что эти миллионы не «осваиваются» в городе, а мирно покоятся на счетах или активно крутятся ЗА ПРЕДЕЛАМИ административных границ города-героя Севастополя. Потому что Севастополь не самое лучшее место, чтобы потратить большие деньги. Много флотских и околофлотских товарищей покупают дорогие иномарки, элитные квартиры, ужинают в шикарных ресторанах? Единицы. Да и светиться как-то неудобно. В формировании спроса на дорогие товары народного потребления флотские деньги практически не участвуют – в отличие от денег торгашей, городских чиновников и всяческих «ностальгических туристов» из Москвы и Киева, покупающих квартиры «в городе детства». Флотские деньги тратятся в небольших количествах личным составом на ширпотреб: сигареты, еда, дешевая одежда. А потому реальных инвестиций для города со стороны девелоперов, крупных торговых сетей и представительств иностранных компаний они НЕ ПРИНОСЯТ – а иначе город бы озолотился на налогах со всех этих структур. Как Тюмень или Ханты-Мансийск, которые здравствуют за счет компаний, стремящихся обслужить нефтяников, которые тратят поступающие без особых проблем нефтяные деньги.
Фирмы-подрядчики, впрочем, очевидно не бедствуют. Но насколько они зависят от флота? С одной стороны, я сильно сомневаюсь, что в Севастополе действует рыночная, тендерная система отбора фирм, обслуживающих флот. А значит – работает принцип кормушки, то есть опять идет тупое пиление бюджета. Все эти компании после ухода ЧФ окажутся на грани гибели – НО! с другой стороны, потом лучшие из них повысят свою эффективность и на рыночных уже условиях будут обслуживать корабли, которые придут на смену ЧФ. Вот если бы в Севастополе был завод, выпускающий десятками «базальты» для «Москвы» - тогда да, уход флота был бы болезненным. А так какая разница, с днища какого корабля сдирать рапаны, для кого ремонтировать пакгаузы и сторожить штольни? У меня есть сильное подозрение, что все узкоспециализированные предприятия, работавшие на оборонку, уже давно накрылись медным тазом. Будет локальная социальная встряска, много безработных механиков, строителей, матросов и т.п. – соответственно, снизятся предложения по зарплате – повысится эффективность не-флотских кампаний, которые смогут нанять рабочую силу по дешевке – пропорционально вырастут поступления в городской бюджет.
То обстоятельство, что несколько тысяч человек перестанут покупать пиво в ларьках по вечерам ни в коем случае не пошатнет городскую казну – разве что на один-два года, а затем на место уволенных моряков и портовых рабочих придут те же рабочие и моряки, нанятые на строительство, скажем, нефтяного терминала или гигантского аквапарка, или итальянской компанией, задумавшей наладить паромное сообщение Крым-Турция.
Да, о налогах. Я сильно сомневаюсь, что бабушки и ларечники с пятого километра являются законопослушными налогоплательщиками и тем более генерят достаточную прибыль, чтобы платить высокий налог. Обычно прибыль до налогообложения у таких структур неизменно и успешно сводится в ноль. В остальном - Шкипер, поймите, что присутствие в городе большой нерыночной структуры с большим по местным меркам финансированием всегда служит рассадником коррупции и душит экономическую инициативу. Зачем думать, конкурировать и развиваться, когда можно «работать» с флотом за откаты? А вот уход флота как раз заставит городское руководство задуматься о привлечении в город здоровых (или не здоровых
) рыночных сил. Инвесторов, которые будут не тупо пилить бюджетные деньги, а преумножать свои и, следовательно, следить за каждой копейкой. Почему город стабильно выполняет планы налоговой? Да потому что план занижен, а уклонение от уплаты налогов огромное, т.е. есть значительный скрытый потенциал для выполнения небольшого роста выплат «для вида», чтобы не раздражать начальников из Киева. А где развитие – там и рост выплаты налогов.