KTG писал(а):
А как насчет подводных лодок??
Состояние подводного флота России в настоящее время следует признать близким к катастрофическому. Причем такой пессимистический вывод следует отнюдь не из анализа списочного состава и
численности кораблей в сравнении, например, c ВМС США. Дело в
качественном составе нашего подплава, реальном техническом состоянии и характеристиках АПЛ и ДЭПЛ.
Напомню, что, по словам адмирала в отставке, бывшего командующего ДКБФ, И.М. Капитанца, в 1991 г. военно-морские силы Советского Союза по совокупному тоннажу
уступали американским примерно в три раза, превосходя их, однако, по тоннажу и общей численности (197 против 70) своей подводной составляющей. Нынешний же американский надводный ВМФ, по данным того же И.М. Капитанца, превосходит по своему тоннажу отечественный аж в
25 раз! (См.: Капитанец И.М. Флот в войнах шестого поколения. М., 2001).
Не имея того гигантского ударно-авианосного и десантно-вертолетоносного флота, каковым уже ко временам Андропова обладал «дядя Сэм», Советский Союз мог противопоставить ему более-менее эффекттивный «ассиметричный ответ» в виде развитого флота подводного, в первую очередь - скоростных МЦАПЛ и тяжеловооруженных ПЛАРК. Но и этот «противовес» на самом деле во многом был кажущимся. Недостатками всей этой колоссальной советской подводной армады было, во-первых, отсутствие сколь-нибудь развитой группировки надводных кораблей-
баз АПЛ, во-вторых, чрезмерное количество
проектов АПЛ (всего около 10), серьезно осложняющее их ремонт и обслуживание, а, во-третьих, крайне высокая шумность ГЭУ АПЛ.
«Реформы» 1990-х свели на нет все это былое «подводное превосходство», причем, судя по недавней жалобе адмирала Высоцкого Президенту России, проблему шумности отечественным специалистам решить так и не удалось. И это неудивительно: после поражения в «холодной войне» США и НАТО фактически организовали плотную военно-
техническую блокаду России, практически исключив возможность получения нашими предприятиями передовых технологий и необходимых материалов и запчастей.
К концу 1990-х в блокаду эту органично включилась и «независимая»
Украина, обладавшая до 1991 г. колоссальным военно-промышленным и научно-конструкторским потенциалом, особенно в г. Николаеве. Надо сказать, что российское военно-политическое руководство практически ничего не сделало для того, чтобы привлечь в Россию ученых, конструкторов, инженеров украинских предприятий, что помогло бы решить многие проблемы строительства военного флота - в частности, и переоснащения всех Вооруженных Сил - в целом. Тяжелое положение российской «оборонки» усугубляли безответственные политические решения администраций Горбачева и Ельцина, подписавших целый ряд крайне
невыгодных для России «договоров об ограничении вооружений», ставших в итоге прочной юридической базой для намеренного
разоружения и дальнейшего военно-технического
ослабления России.
В итоге, если советский флот, не имевший развитых авианосных и десантно-вертолетоносных группировок, подобных заокеанским, в случае войны мог противопоставить им многочисленные подводные силы, современный российский ВМФ на долгие годы лишился столь «завидной возможности».
Ныне в составе ВМФ России насчитывается всего
34 действующие (!) атомные субмарины, а именно:
-
РПКСН пр.955 «Борей» - 1 (но без основного вооружения - БРПЛ «Булава»).
-
РПКСН пр.941 «Тайфун» - 1 (но в качестве «испытательного стенда» для ракет «Булава»).
-
РПКСН пр.667БДРМ «Дельфин» - 5 («Верхотурье», «Екатеринбург», «Тула», «Брянск», «Карелия»); несут по 16 БРПЛ с 4 боеголовками каждая.
-
РПКСН пр.667БДР «Кальмар» - 5 («Рязань», «Зеленоград», «Подольск», «Петропавловск-Камчатский», «Святой Георгий Победоносец»); несут по 16 БРПЛ с 3 боеголовками каждая.
-
ПЛАРК пр.949А «Антей» - 7 («Омск», «Томск», «Вилючинск», «Иркутск», «Воронеж», «Смоленск», «Челябинск»); несут по 24 ПКР «Гранит», способных нести по 1 ядерной боеголовке, что запрещено, однако, вышеуказанными «договорами».
-
МЦАПЛ пр.945 «Барракуда»/945А «Кондор» - 3 («Нижний Новгород», «Кострома», «Псков»). Имеют титановый корпус, имеющий срок службы 100 лет и совсем не имеющий магнитного поля, а также увеличенную глубину погружения до 600 м. На приколе в Северодвинске с 1998 г. находится еще одна такая АПЛ - Б-239 «Карп», и модернизация ее по примеру «Нижнего Новгорода» серьезно усилила бы отечественные подводные силы. Было бы только желание власть имущих!
-
МЦАПЛ пр.671РТМ «Щука» - 4 («Петрозаводск», «Даниил Московский», «Обнинск»,«Тамбов»). Лодки эти слишком шумные и технически устарели.
-
МЦАПЛ пр.971 «Щука-Б» - 8 («Леопард», «Тигр», «Морж», «Дракон», «Волк», «Пантера», «Вепрь», «Гепард»). Более-менее соответствуют улучшенным АПЛ «Лос-Анджелес», которые в США давно уже не строят.
Новые
МЦАПЛ пр.885 «Ясень», примерно соответствующие американским «Вирджиния» и «Сиавульф» (строится две, «Северодвинск» и «Казань»), в ближайшее время российский флот вряд ли получит. На стапелях Северодвинска также стоит достроенный на 80%
ПЛАРК пр.949А «Белгород», практически однотипный погибшему «Курску». Однако в 2006 г. тогдашний минобороны
С.Б. Иванов публично заявил, что это мощный подводный крейсер «флоту не нужен и достраиваться не будет». Такое безапелляционное заявление не может не вызвать подозрений на фоне недавно обнародованных фактов гибели в 2000 г.
ПЛАРК «Курск», явно
торпедированной тогда американской МЦАПЛ пр. «Лос-Анджелес» - «Мемфис». На заводе в Комсомольске-на-Амуре, кроме недавно достроенной для Индии
МЦАПЛ пр. 971 «Нерпа», стоит еще одна точно такая же подлодка, готовность которой оценивается в 40%. Но руководство России даже и «не чешется» по вопросу о ее достройке для ТОФ!
Помимо всего этого, два РПКСН - БС-64 «Владимир» пр. 667БДРМ «Дельфин» и К-129 пр. 667БДР «Кальмар» - вот уже лет 15 «успешно модернизируются» по неким «спецпроектам», под которыми любой мало-мальски адекватный наблюдатель не может не видеть последствий
удачной информационной диверсии иностранных спецслужб, целью каковой является еще большее ослабление «подводной составляющей» наших РВСН. Ведь после неудачи с БРПЛ «Булава» каждый мало-мальски
боеспособный подводный крейсер стратегического назначения, способный нести не слишком еще «устаревшие» (приняты на вооружение в 1986 г.) ракеты «Синева», на счету!
Нетрудно подсчитать, что реально в составе ВМФ России имеется никаких не «сорок», как заявил адмирал В.С. Высоцкий, а всего лишь
32 реально боеспособные АПЛ, в том числе
10 действующих РПКСН, несущих
560 ядерных
боеголовок.
Не лучше ситуация и с дизель-электрическими субмаринами, в области которых СССР некогда лидировал. Основу их группировки составляют 16
ДЭПЛ пр. 877 «Палтус» (всего построено 21) разных модификаций. Будучи относительно малошумными, они имеют довольно скромные размеры, особенно по сравнению в японскими ДЭПЛ: длина 73-74 м, ширина 9,9 м, водоизмещение 3000 т. Это исключает возможность перевооружения их ПКР или ракето-торпедами, тем более с ядерными БЧ.
Громко разрекламированная производителями единственная
ДЭПЛ пр. 677 «Лада» - «Санкт-Петербург» - была спущена еще в 2006 г., но до сих пор так и не введена в боевой состав флота из-за выявившихся недоделок. Остальные три лодки на стапеле в разной степени готовности. Все эти «суперсовременные» субмарины имеют смехотворно
малые размеры: длина 67 м, ширина 7 м, водоизмещение 1500 т, и пригодны лишь для операций в акватории
внутреннего моря. Например, моря
Черного, строить для которого их российские руководители явно не торопятся! При этом совершенно непонятно, почему продолжавшееся вплоть до середины 1990-х гг. строительство более крупных ДЭПЛ пр. 877 «Палтус» для отечественного флота было прекращено?
Выводы из приведенных данных не могут не быть однозначными: современная Россия имеет численно все еще внушительный, но технически довольно слабый подводный военный флот, нуждающийся в серьезной модернизации и переоснащении хотя бы приемлемым минимумом новых кораблей.