Кризис накрыл Севастополь со стороны, с которой менее всего ожидали неприятностей. Черноморский флот РФ, обладающий мощнейшей в регионе инфраструктурой и служащий работодателем для семнадцати тысяч граждан Украины и десяти тысяч севастопольцев-россиян, объявил о самом масштабном за времена существования ЧФ РФ в нынешнем статусе сокращении личного состава и персонала. Перед городом реально встала угроза массовой безработицы.
Три волны 12 февраля в Севастополь прибыл министр обороны РФ Анатолий Сердюков, который провел рабочее совещание в штабе ЧФ с высшими офицерами флота. Совещание изо всех сил старались сделать предельно закрытым; все подходы к штабу, находящемуся в центре города, были перекрыты автоматчиками (!) в бронежилетах. Флотские особисты всерьез опасались чрезмерного внимания, которое военные, подлежащие сокращению, могли оказать гражданскому министру. Если подробнее, то накануне весь личный состав ЧФ и вольнонаемный персонал через командиров воинских частей был предупрежден о серьезных санкциях за попытки протеста. У особистов, наверное, были основания предпринимать столь беспрецедентные для Севастополя меры безопасности: в тот день за толстыми стенами штаба ЧФ решалась судьба тысяч людей, в одночасье ставших ненужными своей родине.
Несмотря на режим полного молчания, прессе все же через свои источники удалось узнать, о чем шла речь на февральском совещании в Севастополе. Некоторые журналисты поспешили выдать желаемое за действительное, утверждая, что российские военные согласовывали план действий по передаче украинской стороне судоремонтного завода, территорию Водноспортивного клуба ЧФ, а также здания Матросского клуба и ДОФа. Но действительность оказалась лишенной сенсаций. Как потом информировало агентство «Новый регион», «в своих выступлениях и министр обороны Анатолий Сердюков и начальник Генерального штаба Николай Макаров призвали военных реалистично взглянуть на перспективы развития армии и избавиться от ностальгии по утраченному военному могуществу». Вывод, который российские чиновники предложили сделать флотскому руководству, — составлять списки на сокращение личного состава и гражданского персонала. Начальники принялись за работу…
Согласно этим данным, в текущем году ЧФ накроет три волны сокращений. Первая к моменту подготовки этой статьи уже прошла, облегчив флот на 5100 человек из числа гражданского персонала. Вторая предусматривает серьезные кадровые чистки среди офицеров; навсегда сменить погоны на гражданскую одежду предстоит до 20% военнослужащих. И наконец, к концу года флот планирует избавиться почти от всех мичманов и прапорщиков, число которых также составляет несколько тысяч человек.
Как сообщила на заседании городского антикризисного комитета в апреле 2009 года заместитель директора Центра занятости Светлана Рендак, сегодня в Государственной службе занятости сформирован список из семи тысяч трудоспособных граждан, которые в этом году потеряют работу в результате сокращения. Более 70% из них (5100 чел.) работали на предприятиях, в воинских частях и учреждениях ЧФ. И хотя Минобороны РФ утверждает, что сокращению подлежат в первую очередь работающие пенсионеры и ветераны производства, в официальных источниках не уточняют, людям какого возраста указывают на дверь: ведь во многих случаях военные, увольняемые в запас в 45 лет, остаются работать на флоте в качестве гражданских специалистов. А это может означать только одно: заботы по дальнейшему трудоустройству этих людей целиком и полностью ложатся на украинские власти.
В связи с этим хочется напомнить, что Севастополь долгое время не ведал понятия «безработица». Устойчивый спрос на рабочую силу, в том числе малоквалифицированную, здесь существовал всегда, в отличие, скажем, от Кировоградской области, где сегодня на одно рабочее место претендуют по 10-20 человек. Учитывая областной статус всевозможных государственных администраций, включая налоговую, судебную, УМВД с их по-советски раздутыми штатами, резко не хватало госслужащих: временами вакантные должности годами оставались незанятыми. Вот только найдут ли себя в секторе государственной службы увольняемые с ЧФ военные и гражданские специалисты?
Об этом в Севастополе уже начали думать. И не только специалисты Центра занятости. На днях директор Черноморского филиала МГУ Владимир Трифонов сообщил, что на базе вуза планируется открытие учебно-консультационного пункта переподготовки кадров, где бывших командиров будут обучать тонкостям экономических и юридических специальностей, а также делать из офицеров… профессиональных психологов. Очевидно, на рынке труда Севастополя остро востребованы знатоки человеческих душ. К тому же не совсем понятно, кто будет финансировать эти гуманные затеи.
Без работы, без квартиры Главный вал увольнений прошелся по инженерным войскам ЧФ, где сконцентрирована основная рабочая сила гражданского персонала. Строительное управление Черноморского флота по команде из Москвы освободилось почти от трех тысяч вольнонаемных работников, практически везде оставив долги. По словам председателя СГГА Сергея Куницына, СУ ЧФ готовят к ликвидации, а семимиллионный долг по зарплате перед бывшими сотрудниками вполне может перейти в категорию «безнадежных». Кстати, флотские строители оставляют людей не только без заработанных денег, но и без квартир.
Речь идет о нескольких домах на ул. Астана Кесаева, возводить которые подрядилось все то же СУ ЧФ на условиях долевого участия. Около двухсот семей несколько лет назад вложили свои сбережения в новые квартиры, которые предстояло построить флотским строителям. На тот момент они справедливо полагали, что кто-кто, а флот под государственные гарантии Российской Федерации, «не подведет». Однако проблемы с домами начались задолго до пресловутого кризиса.
Жилье в виде четырех девятиэтажных многоквартирных домов воины-строители должны были сдать дольщикам еще в начале 2007 года. Но руководители СУ ЧФ всячески пытались уговорить вкладчиков подождать «еще немного», перезаключая с ними договора. В итоге многие участники долевого строительства, продавшие свои старые квартиры за вступление во флотский кооператив и оказавшиеся в положении «на улице», обратились в суды, решениями которых на Строительное управление были наложены штрафные санкции. Поскольку счета управления были давно арестованы, надежды получить квартиры или деньги у людей нет.
16 апреля севастопольцы, пострадавшие от бездеятельности СУ ЧФ, организовали митинг у штаба ЧФ, держа в руках плакаты: «Куда ушли наши деньги?», «Не помогает нам Россия-мать», «Черноморский флот, не оставь детей без жилья», «Строительное управление Черноморского флота — позор российского флота». Коллективное письмо на имя Президента РФ Д.А.Медведева, написанное оставшимися без денег и квартир севастопольцами, осталось без ответа…
Заграница не поможетСегодня на флоте дружеского государства работают, по данным СГГА, 17 тысяч 358 гражданских лиц, большинство их них — граждане Украины. Учитывая спад производства, фактическую остановку Севморзавода, перепрофилирование «Муссона» и «Паруса», гибель «Атлантики», ЧФ оставался до последнего времени единственным надежным работодателем в Севастополе (по словам того же Куницына, сегодня крупнейшим гражданским предприятием города является… ГКП «Севгорводоканал», на котором трудятся 1100 человек). Но действия российского командования были прогнозируемы: до сих пор ЧФ выполнял не стратегические задания, а политические. Нынешнее масштабное сокращение российских военных и гражданского персонала существенно повлияет на положение замороженного в условиях экономического кризиса рынка труда в Севастополе. А также станет серьезной нагрузкой на социальные программы города, финансируемые из городского и государственного бюджетов. В интервью украинскому еженедельнику «Зеркало недели» председатель СГГА Сергей Куницын в свойственной ему манере так и сказал: «Идет сокращение военного контингента, сокращение людей, на улицу выбрасываются профессионально подготовленные и опытные специалисты, остаются без зарплат семьи. И если сегодня не принять неординарные меры, Севастополь, с его конфликтогенными составляющими, через несколько лет может превратиться в город хулиганов и биндюжников, к тому же умеющих воевать».
От себя же хочу добавить, что флот соседней страны в Севастополе десятилетиями культивировал отношение к себе как к «священной корове», о котором говорят как о покойниках: либо хорошо, либо ничего. К сожалению (или к счастью?), действительность постепенно начала расставлять все на места, открывая глаза севастопольцам, пребывающим в бело-сине-красном очаровании. Российская военная бюрократия ничем не уступает украинской; коррумпированные путинские чиновники путем искусственного банкротства государственных предприятий выбрасывают на улицы сотни людей и столько же оставляют без квартир и надежды их получить в дальнейшем; неуплаты российских предприятий в украинский Пенсионный фонд лишают возможности стабильно получать пенсию родителям тех, кто до сих пор участвует под российскими триколорами во всевозможных массовках и «ритуалах».
Так что многим севастопольцам придется уже сегодня кардинально пересматривать свои приоритеты и стереотипы, тщательно воспитывавшиеся всю жизнь: «Севастополь и флот — две руки, два плеча…». И срочно искать новые источники существования как города, так и его жителей: 2017-й не за горами…
© Константин Дмитренко
© «Севастопольский Бриз».Отсюда