БДК-67 "Ямал" - это большой десантный корабль проекта 775 "Ropucha-I" (польск. "Лягушка-I"). Построен в 1987 г. на "Северной верфи" в городе Гданьске по проекту инженера Б. Стандуры.
Подобные корабли в количестве примерно 30 строились поляками специально для советского ВМФ (не забывайте, что Варшавский договор подписан был в 1955 г. не в Москве!), и предназначались на самом деле только для внутренних морей. Хотя они называются у нас на флоте "большими десантными", в сравнении с гигантскими американскими вертолетоносцами (у Wasp длина 240 м, ширина 50 м, водоизмещение 40 тыс. т) и десантными транспортами (у San Antonio длина 209 м, ширина 30 м, водоизмещение 25 тыс. т) выглядят скорее как "средние десантные".
Судите сами, длина корабля пр. 775, в том числе и "Ямала", составляет всего лишь 112,5 м, ширина - 15 м, водоизмещение - 4000 тонн (т.е. соответствует военному судну второго ранга, класса "фрегат"). Все дело в том, что согласно планам СССР 1970-х гг., собирались построить не менее 50-ти таких "лягушек", а уже затем приступить к постройке серии больших кораблей пр. 1174 "Носорог" (типа "Иван Рогов", остался в строю только один такой - "Митрофан Москаленко", но и он на СФ на консервации) и десантных вертолетоносцев. Относительно небольшие и маловместительные (225 морпехов с амуницией, но без техники, или же 20 танков с экипажами, но без морпехов), БДК пр. 775 имели такую конструкцию, что могли прямо в море соединяться в единую "цепь", чтобы техника и десант высаживались на побережье сразу через несколько кораблей "насквозь". Время показало заведомую порочность такого "проекта", но все равно гибель Советского Союза положила на всех этих радужных планах крест.
Другим недостатком "Ямала", как БДК пр. 775 первой серии, является слабоватое артиллерийское вооружение: всего две спаренные двухорудийные мелкокалиберные 57-мм артустановки (на модернизированных БДК пр. 775М вместо них устанавливали одну спаренную 72,6-мм на баке и две шестиствольные 30-мм "металлорезки" на юте). В 1990-е гг., ценою невероятных усилий, в ожесточенной борьбе с озверевшими "реформаторами" и "пацифистами", удалось сохранить 15 таких БДК, в том числе 4 ("Цезарь Куников", "Ямал", "Азов", "Новороссийск") на Черном море. Один корабль, "Константин Ольшанский", пришлось уступить "незаможним".
К началу 2000-х гг. выяснилось, что БДК пр. 775 и 775М, хотя и небольшие, но вместительные, прочные и надежные, как и все построенное в промышленно развитой Европе (напомню, что Гданьск - это исторически не польский, а немецкий торговый морской город Данциг, входивший в средневековый Ганзейский союз и принадлежавший Тевтонскому Ордену, и традиции кораблестроения в нем уходят своими корнями в эпоху викингов), являются очень ценными боевыми единицами в составе изрядно обветшавшего, морально и технически устаревшего надводного российского ВМФ. Особенно полезными оказались польские "лягушки" для осуществления разных там "спецопераций", навроде позорного бегства российской армии из "оранжевой" Грузии в 2006-2007 гг. (вывозили танки из Ахалцихе и Ахалкалаки).
В августе 2008-го "позоры" сменился "победами", и тогда "лягушата" верой и правдой послужили России, транспортируя военную технику и десант к местам операций "по принуждению Грузии к миру". Кроме того, "лягушки" можно использовать и для постановки минных заграждений, для "представительских визитов" (в 2008-м в них задействовали "Азов"), и еще много для чего полезного. В 1999-м, например, черноморские "лягушата" оперативно доставили российских десантников в греческий порт Салоники, откуда они были переброшены в Сараево. Если верить служившим на флоте, бытовые условия на "лягушках" относительно сносные, хотя все равно тесноватые, короче, служить можно.
В заключение напомню, что по данным газеты "Аргументы и Факты", в 1988 г. в составе ВМФ СССР штатно числилось всего лишь 12600 морских пехотинцев (у США - около 150 тыс.). Данных на сегодняшний день у меня нет, но вероятно, численность отечественных "земноводных" вряд ли сильно возросла (откуда взять-то физически развитых призывников?), американцы же утверждают, что общая численность их Корпуса Морской пехоты, вместе с резервистами, составляет около 270 (!) тыс., сколько же реально в строю, "дядя Сэм" хранит в секрете.
|