Военно-морская база в Гаджиево
В тусклом свете полярной ночи еле угадывались очертания двух покрытых снегом подводных лодок, стоящих у причала.
Эта фраза звучит, как начало авантюрного романа времен «холодной войны». В общем, эти лодки и есть дети той самой невидимой войны, которую наша страна вела долгие годы — войны технологий, нервов, войны на истощение ресурсов. «Отсель грозить мы будем шведу». И грозили, еще как. Содержимое шестнадцати баллистических ракет Р-29РМ, которые находятся в утробе такой лодки, может, по словам самих подводников, уничтожить всё восточное побережье США. Стоило такое для страны немало и, когда СССР развалился, Северный флот в полной мере испытал последствия такого развала — армаду подводных лодок стало не на что содержать, а новые атомные крейсеры — не на что строить.
Однако, Северный морской флот России жив и те подводные лодки, которые все еще в строю, по-прежнему выходят на боевые дежурства. Чтобы посмотреть на лодки и на людей, которые на них служат, я приехал в Гаджиево, где расположена одна из военно-морских баз Северного флота.
Приехал я туда вместе с делегацией из Екатеринбурга — тамошняя администрация и предприниматели уже десять лет помогают экипажу АПЛ «Екатеринбург» — одного из семи атомных подводных крейсеров проекта 667БДРМ «Дельфин» (на фотографии вверху).
Визит получился коротким — во второй половине дня мы добрались до Гаджиево, пообедали на лодке, потом свердловский губернатор вместе с остальными членами делегации встретился с женами подводников, вечером был торжественный ужин всего экипажа лодки и командования дивизии, утром следующего дня экипаж заступил на боевое дежурство и мы отправились в аэропорт, чтобы улететь по домам — уральцы к себе, а я в Москву.
И вот как всё это было:
Чтобы попасть на это место, нужно по дороге от Мурманска проехать через три КПП, потом пройти через специальный пропускной пункт рядом с причалом — с рамками металлоискателей и радиационного контроля. У трапа, ведущего на лодку, стоит еще и часовой с автоматом.
«Подводный крейсер К-84 был построен в 1984 году в Северодвинске, заводской номер 380. Закладка крейсера произошла 17 февраля 1982 года на ПО «Севмашпредприятие». К-84 стал вторым в серии из семи подводных крейсеров этого типа, построенных с 1984 по 1992 год. 16 февраля 1986 года К-84 зачислен в состав 13-й дивизии 3-ей флотилии подводных лодок Северного флота. В феврале 1999 года получил наименование «Екатеринбург» в связи с установлением над ней шефства администрации г. Екатеринбурга.» (источник)
Это К-461 «Волк» — атомная подводная лодка проекта 971 "Щука-Б", относящаяся к третьему поколению атомных подводных лодок. Заложена 14 ноября 1987 года на судостроительном заводе "Севмаш" в Северодвинске, спущена на воду 11 июня 1991 года, получила наименование "Волк" 25 июня 1991 года, вступила в состав флота 11 февраля 1992 года.




Полностью
здесь.