Когда-то подлинную стелу с присягой фотографировали почти там, где она была найдена - у Владимирского собора.
Здесь немного видно, хотя изображения на старом сайте крайне плохого качества.
Ну, и там же картина
Владимира Воскресенского со сценой принятия присяги, её можно найти в сети в хорошем качестве. Это воображение художника, но картина была интересна тем, что, при изображении зданий он использовал новейшие тогда сведения об их росписи. Это стало возможным, благодаря сенсационному открытию (в 1960 г.) в
башне Зенона (или Зинона) - строители башни во втором веке до н.э. (эпоха войн со скифами) использовали для её укрепления надгробные плиты и архитектурные детали, которым ко времени этого, очевидно, поспешного строительства, уже было лет по двести и более. Загадочная история, но она обогатила музей совершенно уникальными находками, в числе которых знаменитый и дивный во всех отношениях "портрет юноши", расписные стелы - с рисунками, рельефами, надписями, даже стихотворными. Сохранить древние краски помогали тогда лучшие реставраторы Государственного Эрмитажа (в благодарность за это в Эрмитаж тогда поступили некоторые находки из башни Зенона).
Открывшаяся вскоре после этого, в 1968 году, античная экспозиция (в музее называют её именем С.Ф. Стржелецкого, который руководил её созданием), конечно, содержала в себе эти уникальные экспонаты, эти драгоценные частицы древних красок, пигментов, которые чудом сохранил пористый желтоватый известняк. А мастера, расписывавшие эти детали храмов, эти плиты надгробий, не исключено, что вздыхали про себя, что не мрамор это, не мрамор. Но с более гладкого мрамора краски слезали гораздо быстрее, поэтому долгое время люди считали, что Древняя Греция была однотонной и беломраморные статуи украшали ренессансные сады, устремляя в вечность "невидящие" взоры.
А ещё в той экспозиции была та самая картина Воскресенского, которая, хоть и была идеализированным представлением о том, как происходило принятие присяги гражданами Херсонеса, но базировалась на целом комплексе сведений о древнегреческом обществе, его идеалах, по счастью, дошедших до нас в трудах античных писателей, поэтов и философов.
И все эти сведения не дают даже малейшей возможности допустить, что столь торжественные слова, столь тщательно и красиво вырезанные на мраморной стеле прекрасных пропорций, увенчанной фронтоном, произносились в каком-то углу, а сама стела была криво установлена на кое-как наваленной куче камней.
В новой экспозиции тоже можно увидеть все эти первоклассные находки, а также и подлинную стелу с текстом присяги. И тогда станет очевидным, что вот то, что на фото, является просто мерзостью.