кукулькан писал(а):
так что не так уж мало...хотя многие люди до сих пор уверены что паровых судов в той войне у нас не было..
Честно говоря, не знаю с чего Вы это взяли. К началу войны русскому пароходству на Чёрном море было уже более 30 лет. Русские пароходы очень активно участвовали в боевых действиях и в историографии Крымской войны это описано очень подробно.
Несколько замечаний по Вашему списку (приведенные ТТХ кораблей не комментирую):
кукулькан писал(а):
16. "Эльбрус" 764 т 260 н.л.с
кроме того тут не указан пароход Грозный и винтовая шхуна Анапа....
Корабль назывался не «Эльбрус», а «Эльборус», через «О». А винтовая шхуна «Анапа» приобретена для ЧФ уже после войны.
Что касается отечественных пароходов на Чёрноморском театре военных действий в период Крымской войны, то картина была следующая:
Пароходы русского военного флота, в то время, делились на три категории – «пароходо-фрегаты», самые крупные из боевых пароходов, боевые корабли поменьше именовались «военными пароходами» и вспомогательные корабли флота назывались «портовыми пароходами». На начало 1853г. в состав Черноморского флота входили следующие корабли:
Пароходо-фрегаты:
1. «Владиміръ»
2. «Бессарабія»
3. «Громоносецъ»
Военные пароходы:
1. «Грозный» (после ремонта зимой 1853/54гг. обращён в портовый, 68-фунт. бомбическая пушка снята).
Портовые пароходы:
1. «Дунай»
2. «Прутъ»
3. «Сѣверная Звѣзда»
4. «Молнія»
5. «Метеоръ».
6. «Скромный».
7. «Инкерманъ»
8. «Ординарецъ»
Кроме Черноморского флота, военными кораблями на Чёрном море располагала и армия. В отряде судов Отдельного кавказского корпуса, сформированного для обслуживания Черноморской береговой линии имелись и пароходы.
Военные пароходы
1. «Могучій»
2. «Боецъ»
3. «Молодецъ»
4. «Колхида»
Кроме военных пароходов Кавказский корпус располагал пакетботным пароходом (в современной классификации это что-то вроде «грузопассажирского» парохода) «Эльборусъ» и винтовой транспортной шхуной «Аргонавтъ»
Ещё один небольшой буксирный пароход «Предпріятіе» входил в состав Войска Донского. Этот пароход тоже никогда не входил в состав Черноморского флота, так как до передачи казакам принадлежал Инженерному ведомству и работал на строительстве укреплений в Севастополе.
В качестве резерва первой очереди для Черноморского флота служили казенные пароходы подчинявшиеся «Экспедиции постоянных пароходных сообщений с Константинополем» и «Комиссии черноморских пароходов». Первые поддерживали сообщение на линии Одесса-Константинополь, вторые обслуживали внутренние грузопассажирские линии по Чёрному и Азовским морям. Хотя корабли плавали под гражданским флагом, но были приписаны к флотским экипажам ЧФ и соответственно имели команды из военных моряков и находились под командование офицеров от флота. В случае необходимости в мирное время привлекались к военным перевозкам, а во время войны сразу включались в состав флота.
«Экспидиции» принадлежали три пароходо-фрегата:
1. «Крымъ»
2. «Одесса» .
3. «Херсонесъ»
«Комиссии» подчинялись пакетботные пароходы:
1. «Еникале»
2. «Тамань»
3. «Пётръ Великій»
4. «Дарго»
5. «Андія»
6. «Бердянскъ»
7. «Таганрогъ»
Так же имелось ещё четыре казенных буксирных парохода, ни как не относившиеся ни к флоту, ни к армии:«Графъ Воронцовъ», «Сулинъ» и «Днестръ», принадлежали Новороссийскому генерал-губернаторству и «Донецъ» Керчь-Еникольскому градоначалию. Из них в ходе войны в состав флота был включён только «Сулинъ», переданный Дунайской гребной флотилии.
Частных мореходных пароходов не имелось, но на Днепре, Дону и Азовском море в довольно большом количестве имелись мелкие речные пароходы. Из этих судов только один был зафрактован военными и девствовал под командованием флотского офицера. Речь идёт о буксирно-пассажирском пароходе «Надежда», принадлежавшего пароходному товариществу «Донское».
В 1853г. были захвачены турецкий транспортный пароход «Медари-и Таджирет» и египетский военный пароход «Перваз-и Бахри». Первый был захвачен в исправном состоянии и был сразу включён в состав флота. Сначала он получил название «Щеголъ», а затем по высочайшему повелению переименован в «Турокъ». Второй пароход получил во время захвата слишком сильные повреждения корпуса и, несмотря на то, что формально его включили в состав флота и присвоили наименование «Корниловъ», фактически в строй не вводился. Сначала он затонул в Севастополе, а затем после подъёма его поставили в один из фрегатских доков, где пароход находился до конца осады города и там же его и сожгли.
Ну и под конец можно упомянуть строящиеся к началу войны и заложенные в ее ходе паровые корабли для Черноморского флота:
1. винтовой 135-пушечный корабль «Босфоръ» (позднее переименован в «Синопъ») – достроен после войны.
2. винтовой 135-пушечный корабль «Цесаревичъ» – достроен после войны.
3. начаты работы по перестройке в винтовой 84-пушечного парусного корабля «Трехъ Iерарховъ» - работы не окончены корабль разобран в 1855г.
4. Пароходо-фрегат «Тигръ» – достроен после войны.
4. Винтовой корвет «Воинъ» - строился в Англии для ЧФ, конфискован англичанами после начала войны.
5. Винтовой корвет «Витязь» - строился в Англии для ЧФ, конфискован англичанами после начала войны.
6. Винтовая транспортная шхуна «Донъ» – достроена после войны.
7. Винтовая транспортная шхуна «Салгиръ» – достроена после войны.