Предлагаю помещать на этой ветке сведения о людях проектировавших и строивших в нашем городе здания, памятники, оборонительные сооружения.
Начну с воспоминаний Софьи Дмитриевны Алмазовой, замечательного специалиста и талантливого человека.
С. Д. АЛМАЗОВА, бывший старший прораб
ЭТАЖИ И ЛЮДИ
Когда намечалась реставрация здания драматического театра имени А. В. Луначарского, меня пригласили в горисполком и предложили возглавить ремонтные работы.
— Вы это здание строили, знаете его лучше, чем кто-нибудь другой,— сказали мне.— Привлеките «старую гвардию» — людей, с которыми работали в те годы. Подготовьте нам только список, а об остальном мы позаботимся сами. Согласны?
Конечно же, я согласилась. Придя домой, тут же взяла лист бумаги и стала писать: С. Семиохин, М. Смагин, И. Силаев, С. Руденко... В памяти снова встали картины, относящиеся к далекому и неповторимому времени, когда наш коллектив возрождал из руин город. В тяжелейших условиях приходилось работать строителям. Но тем значимее была добытая нами трудовая победа. И тогда пришло решение хотя бы коротко рассказать о событиях тех дней, о людях, чьими руками заново отстроен Севастополь.
...Шел сентябрь 1949 года. Мне было поручено в то время восстановление хирургического корпуса городской больницы. Работы уже подходили к завершению. Приближался день сдачи моего первого в Севастополе объекта. Но сдача состоялась без меня. Буквально накануне этого события в обеденный перерыв приехал начальник управления «Россевастопольстрой» Н. К. Проскуряков.
— Садитесь, Софья Дмитриевна, в машину, покажу вам одну интересную стройку.
Машина выехала на Большую Морскую и остановилась у новостройки, стоящей в лесах. Это было здание будущего кинотеатра «Победа».
— Вот ваше новое место работы,—сказал Проскуряков.— Пойдемте посмотрим.
Стены кинотеатра были возведены и почти полностью облицованы. Но внутри штукатурные работы лишь начались, лепка для зрительных залов и фойе не готова, полы пе настланы, отсутствовала добрая половина крыши — только готовились стропила.
— Кинотеатр должен быть открыт к 7 ноября, то есть через сорок пять дней,— подвел итоги осмотра начальник управления.
— Это очень сложно,— сказала я. Проскуряков нахмурился:
— Да, сложно. Но не невозможно. Вы должны понять, как важен этот кинотеатр для города.
Я это понимала. Единственным зрелищным предприятием в то время был переоборудованный под кинотеатр «Красный Луч» подвал в одном из домов на улице Ленина. Но как уложиться в такие жесткие сроки?
Глядя на мое растерянное лицо, Проскуряков пообещал:
— Вам будет помогать весь город. А, кстати, знаете, кто автор проекта? Человек, можно сказать, героический. Его фамилия —
Иванов. Живет в Москве. Прошел всю войну. Вернулся домой без обеих рук. Но не сдался, нашел место в трудовом строю. Работает архитектором. Создает замечательные проекты. Вот на него нам и надо равняться. А вы говорите: сложно. И это с такими-то мастерами-строителями, как Семиохин!
С Семеном Семеновичем
Семиохиным я познакомилась в тот же день. Он возглавлял бригаду облицовщиков. Свою профессию Семен Семенович унаследовал от отца и сам уже больше тридцати лет отдал любимому делу. Под стать бригадиру были и его помощники:
С. Руденко, С. Филин, А. Казаков. Все они — потомственные облицовщики, до тонкостей знающие свое ремесло. Сергей Руденко в дни войны оборонял Севастополь, затем с боями дошел до Берлина. Отслужив, вернулся к своей мирной профессии. И работал, как и воевал, по-гвардейски.
С этой бригадой мне сразу удалось найти общий язык. А вот с прославленным старым мастером Алексеем Гавриловичем
Егурновым на первых порах отношения у нас складывались не так, как хотелось. Получив задание, Егурнов долго расспрашивал, что и как нужно делать. «Неужели, проработав почти сорок лет, он не знает самых простых вещей?» — думала я, пока не догадалась, что он просто-напросто проверяет меня. Подступила было к сердцу обида, но взяла себя в руки, терпеливо объясняла задания по два и три раза, пока Алексей Гаврилович не уверовал в меня, как в старшего прораба. С того времени мы стали друзьями.
Подавляющее большинство в коллективе составляла молодежь, вчерашние выпускники школ ФЗО. За три месяца обучения в школе многие из них ни разу не побывали на практических занятиях. В то время практика сводилась к разборке завалов и полуразрушенных зданий: на счету были каждые рабочие руки. Рубанок, кисть, шпатель, мастерок они видели только на теоретических занятиях, а учились ими работать уже придя на стройку. Поэтому и курьезов в первые недели с ними случалось немало. Помнится, как плотники Михаила Кабалина по выданному им эскизу поставили стойки опалубки балок «вверх ногами»: клинья для регулировки опалубки основания балки были загнаны под потолок, а подкосы опирались о пол. Пришла я, глянула, и не знаю, смеяться или плакать. Ведь дорога каждая минута, а здесь на переделку; не один час уйдет.
Но они, молодые плотники Миши Кабалина, столяры Николая Назарова, каменщики Миши Смагина, были полны энтузиазма и задора, сознавали всю ответственность, возложенную на них, работали горячо и самозабвенно. И разве можно было на них сердиться!
Дни летели с ужасающей быстротой. Домой добирались в одиннадцать-двенадцать часов ночи. Жила я в разрушенном здании института имени Сеченова. Не доужинав, засыпала на диване, но уже в четыре часа вскакивала и открывала потрепанную общую тетрадь. Улицы были темны и пустынны. За окном шумело море. Через короткие интервалы времени раздавались в ночи гудки. А я сидела и торопливо записывала: «Бригаде Назарова навесить двери на первом этаже. Облицовщики Семиохина свою работу почти закончили. Надо послать их помочь бригаде Кабалина в укладке и шлифовке мозаичных полов. Выяснить, почему не было вчера электромонтажников...» В семь утра я была уже на стройке. И опять в бешеном ритме начинали лететь часы и минуты.
Загружены бригады были насколько это только возможно. Но Проскуряков был прав: нам помогал весь город. С самого утра, прихватив кирки и лопаты, приходили к нам черкасовские бригады домохозяек. Они разгружали строительные материалы, очищали территорию вокруг здания от камней и мусора, вывозили его. В воскресные дни к строящемуся: кинотеатру спешили коллективы промышленных предприятий и учреждений, которые вместе с моряками-черноморцами выполняли земляные работы, укладывали гранитные ступени наружных лестниц, возводили подпорные стенки. Своевременно поставлялись нам и необходимые материалы: столярные изделия, лепнина, поковки. Заслуга в этом прежде всего Евгения Николаевича Колобова, он заведовал тогда строительным отделом горкома партии и внимательно следил за тем, чтобы мы были обеспечены всем необходимым, координировал деятельность организаций, принимавших участие в строительстве кинотеатра.
Перед сдачей кинотеатра ребята из бригад М. Кабалина, Н. Назарова и М. Куртова двое суток не выходили из здания,
устанавливая и крепя кресла в двух залах: красном и голубом. И 6 ноября 1949 года сюда пришли первые зрители. Кинотеатр «Победа» вступил в строй.
На следующий день перед началом праздничной демонстрации я встретила Проскурякова. Поздравив меня с днем Великого Октября, он сказал:
— Молодцы, в срок закончили работы. А ведь, если мне не изменяет память, кто-то утверждал, что это почти невозможно?
— Не помню такого,— рассмеялась я.
— Впрочем, возможно, я и ошибаюсь,— с улыбкой ответил Проскуряков.
Вскоре наш коллектив почти в полном составе перешел на восстановление здания горисполкома, автором проекта которого был архитектор
Ю. А. Траутман.
Это нарядное ныне здание, украшенное карнизами и модульонами из инкерманского камня, подпирающими длинный балкон второго этажа, перед реставрацией было в ужасном состоянии. Снаряды оставили глубокие вмятины в каждом втором камне фасада. Многие камни были выбиты целиком. Несмотря на казалось бы непоправимые разрушения большинства архитектурных украшений, мы решили восстановить их в первоначальном виде. Это была трудная задача, но наши мастера с ней справились. Внутри здания проектом предусматривалась новая планировка. Была разобрана продольная капитальная стена и вместо нее возведены две новые, несущие междуэтажные перекрытия из стальных балок и ограждающие с двух сторон коридор здания.
Реставрационные работы стали хорошей школой для наших молодых строителей. Они набирались опыта, овладевали смежными профессиями. Сложность была в освоении специальности облицовщика — самой дефицитной на стройке. Ведь все здания, как восстанавливаемые, так и возводимые, облицовывались инкерманским камнем. А изготовление облицовки велось дедовскими методами: вручную пилили огромные глыбы, вручную их обтесывали и шлифовали, прорабатывали нужные профили — карнизы, русты. Это была трудоемкая работа, и не всем она была под силу. Наконец удалось уговорить бригаду каменщиков М. Смагина взяться за новое дело. Но начинали ребята трудно. Камни у них частенько получались щербатыми, и, чтобы устранить дефект, вмятины замазывали алебастром. А это значило, что через год-два здание сделалось бы пестрым: инкерманский камень со временем потемнеет, и на нем отчетливо выступят алебастровые заплаты. Поэтому каждый вечер я поднималась на леса и осматривала каждый реставрированный камень. И если замечала свежие подмазки, выбивала алебастр мастерком, а на камне ставила красным карандашом крест, что означало — требуется переделать. Позднее, в порыве откровенности, Михаил Смагин признался мне, что плохо спал в то время по ночам: красные кресты снились.
Над ребятами из бригады Смагина взяли шефство Семен Семенович Семиохин и Сергей Евдокимович
Руденко. И в конце концов из них — М. Смагина, В. Конобеева, М. Миляева, Д. Семьянинова, А. Дедовских — вышли отличные мастера-облицовщики, проявившие в полной мере свое умение па рустованных цоколях драмтеатра, сложных орнаментах и капителях Дворца пионеров. Но к тому времени облицовочные работы вели уже и бригады В. Назарова, Н. Карева, В. Далныкова.
Моими ближайшими помощниками были прорабы и мастера Мария Рязанцева (сейчас Вербина), Людмила Вальдовская, Иван Мешков, Дмитрий Плащенков, Григорий Алексютин. Большинство из них выросли в командиров производства из рабочих. Они стали настоящими хозяевами на стройке, требовательными к себе и другим, следили за качеством работ, культурой производства.
Вспоминается такой случай. Во время обеденного перерыва на объект пришел начальник управления по восстановлению Севастополя Иван Васильевич Комзин. В здании горисполкома никого кроме сторожа не было. Комзин представился ему, обошел внутренние помещения, посмотрел, как обстоят дела. Когда мы вернулись с обеда, его уже не было. Но сторож сообщил, что «проверку делал сам генерал».
Прошло не более часа, как из управления принесли приказ, в котором говорилось о премировании меня и прораба Марии Рязанцевой за образцовый порядок на объекте. Но в этом была заслуга всего нашего коллектива.
Реставрацию здания горисполкома мы завершили тоже в срок. Правда, последние дни перед сдачей бригады столяров-плотников Ивана Силаева и Николая Николаева, чтобы не терять драгоценного времени на дорогу в Загородную балку, где они жили, ночевали на объекте, устроившись на свежих опилках. Не случайно же говорят, что как студентам перед сессией, так и строителям перед сдачей всегда не хватает одного-двух дней.
В пятидесятые годы вся прилегающая к бухте сторона проспекта Нахимова, начиная от набережной Корнилова и кончая водноспортивной станцией флота, носила общее название «большая строительная площадка». Здесь в течение нескольких лет трудился наш коллектив над возведением и реставрацией самых, пожалуй, красивых зданий города.
Гостиница «Севастополь». Закладку ее фундамента мы начали в 1950 году. Авторами проекта гостиницы были первый послевоенный главный архитектор города, талантливый зодчий
Юрий Андреевич Траутман и Е. Г. Ставинский. Объект этот был первоочередным, поэтому строительство велось ускоренными темпами, одновременно по всему фронту. Фасады здания должны были украсить более сотни колонн и очень сложные антаблементы, с карнизами, имеющими большой вынос и сложный профиль. Причем колонны главного портика стоят в створе: малейшее отклонение от чертежа — и весь ансамбль нарушится. Чтобы избежать этого, мы применили самый элементарный метод: поставили штукатурные шаблоны на всю высоту колонны. Конечно, тесать круглую колонну по шаблону трудно, работа эта кропотливая. Зато когда мы сняли леса с главного корпуса, я испытала чувство глубокого удовлетворения. Каждая колонна, выступая в створе, с точностью повторяла профиль остальных. Не менее довольны были и облицовщики из бригад Смагина и Назарова. Ведь это было творение их рук.
Первую очередь гостиницы мы должны были сдать в 1952 году, ко Дню Военно-Морского Флота СССР. В Севастополь должны были прибыть многочисленные гости, их надо было принять и разместить. И мы спешили. У нас было впереди еще четыре месяца, но и объем невыполненных работ оставался значительным. Только паркетной плитки нужно было уложить на площади в тысячу квадратных метров. Волновали нас не только сроки, но и качество отделки. Нам очень хотелось, чтобы внутренние помещения были такими же красивыми, как фасады. Надо сказать, что строителей никто не понукал, не дергал попусту. Нам верили, и это доверие мы стремились оправдать.
Меня больше всего беспокоили дорожники, они отставали с асфальтовым покрытием, а это мешало нам положить гра¬нитные ступени главного входа. Была и еще одна серьезная проблема. Из-за неувязки проектов дорожники подводили асфальт к гостинице на отметках, на полметра превышающих данные в нашем проекте. От семиступенчатой лестницы входа в гостиницу оставались только три неполные ступени. Здание теряло вид. Несколько дней я ломала голову, стараясь найти выход из этого положения. Наконец пришла мысль сделать перед входной лестницей широкий подъезд с закругленной по бокам линией бордюра, но на уровне не тротуара, а проезжей части улицы. Это давало возможность выгадать 25—30 сантиметров высоты. Пошла со своим предложением к главному архитектору города Валентину Михайловичу Артюхову. Он поддержал меня. Стали вдвоем отстаивать этот вариант. И получили разрешение, но до праздника оставались одни сутки.
Все было размечено, распланировано. К пяти часам утра вышла на работу, чтобы успеть к началу укладки ступеней. Но не тут-то было. Запоздали-таки дорожники. До восьми часов вечера в облаках асфальтового дыма мы укладывали последние ступени. Мы — это бригада Миши Смагина и конечно же Семен Семенович Семиохин и Сергей Евдокимович Руденко.
В этот же период наш коллектив уже вел реконструкцию здания бывшего института имени Сеченова, которое должно было стать Дворцом пионеров. Здесь были свои сложности. Внутри здания ютилось более трехсот жильцов. Крыши над этим сооружением не было, и поэтому каждый приспосабливался как мог. В соседних разрушенных домах люди подбирали доски, балки, двери, шифер и отгораживали себе клетушку, где неизменным атрибутом была печь-времянка, выпускавшая клубы дыма на фасады, являвшиеся в полном смысле архитектурными шедеврами. В шахте лифта на поржавевших до предела тросах висела кабина. А под ней, забив решетчатые двери фанерой и досками, жила пожилая женщина. Кабина весила не менее полутонны, а женщина считала, что проживает с комфортом, и спокойно спала по ночам.
Триста человек — это восемьдесят-сто квартир, а переселять людей некуда. Решили их временно не трогать. Но ремонт есть ремонт. Каждая семья хочет жить без стука над головой. С этим приходилось считаться, и наши бригады, как говорится, работали на цыпочках.
Другая сложность выявилась уже в ходе самой реставрации. Здание, расположенное на самом берегу бухты, неоднократно подвергалось обстрелам и бомбежкам. Некоторые стены были буквально расслоены по вертикали. Мало того, фасады со стороны моря нафаршированы неразорвавшимися снарядами. Они упрятались в податливом инкерманском камне и снаружи их не было заметно. Но когда установили леса, строители стали обнаруживать их один за другим.
Первый снаряд, ничего не сообщив мне, ребята вытащили из камня сами. Он был удивительно блестящим и новым на вид. Помню, ко мне с таинственным видом подошел Смагин, что-то пряча за спиной. Я мельком взглянула на него, оторвавшись от чертежа, и спросила рассеянно:
— Что ты хотел, Миша?
Смагин, улыбаясь, подал мне снаряд:
— Смотрите, Софья Дмитриевна, какой хороший отвес получится!
Я взглянула и обмерла, а потом шепотом сказала:
— Положи сюда, пожалуйста, только осторожненько...
Снаряд увезли вызванные мною саперы. Нахлобучка, которую получили от меня ребята, возымела действие. Следующую находку уже не извлекали из стены, а сообщили о ней мне. Снова приехали саперы, осмотрели камень, поговорили по телефону с начальством и вынесли решение: будем взрывать на месте, работы надо прекратить. Причем потребовали от меня подписку о том, что я выполню все их указания.
Я протестовала, доказывала, что нельзя останавливать работы. На этом же настаивали и бригадиры, но пришлось нам всем подчиниться. Я уже достала из стола бумагу, чтобы написать требуемые от меня заверения, но в этот момент меня вызвал Семиохин. Я вышла из прорабской и увидела целую делегацию из разных бригад. У ног их стоял наполненный опилками ящик, в котором лежал... снаряд.
Все последующие снаряды, а их было более тридцати, с превеликой осторожностью извлекали из стен, а не взрывали на месте. Причем наши строители щедро делились с саперами приобретенным в этом деле опытом. Надо сказать, что жильцов к этому времени из здания отселили.
В 1952 году, пока не началась облицовка здания драмтеатра, почти все бригады облицовщиков я перебросила на будущий Дворец пионеров. Они работали одновременно на всех фасадах: реставрировали и меняли ступени главного входа, раябирали и вновь возводили участками разрушенные стены. Вначале по проекту, который был выполнен севастопольскими архитекторами А. В. Бобковым и А. Л. Шеффером, все орнаменты из камня, украшающие здание, были заменены бетонными. Проектировщикам не верилось, что в городе есть мастера, способные восстановить маски и орнаменты в прежнем виде. Но у нас такие мастера были. И мы начали борьбу за то, чтобы в смету были включены не мертвые бетонные украшения, а живой инкерманский камень, имеющий нежные оттенки: белый, кремовый, чуть желтоватый и даже розовый. Мы спорили, требовали, убеждали и добиись своего. Все фасады Дворца пионеров украшены орнаментом из камня. Исключение составляют лишь большие капители на колоннах главного входа, выполненные в бетоне, Что же касается капителей колонн ротонды, выходящей к морю, то их кружево вырезано искусными руками
С. Семиохина, С. Руденко, С. Филина, А. Казакова. Этой уникальной работой любуются тысячи людей, приезжающих в наш город.
Началась постепенно перестройка и внутри здания. Выло убрано все, что присуще только водолечебнице и не могло быть использовано при реконструкции помещения под Дворец пионеров. Очень жаль было снимать облицовочную плитку с полов, настолько она была красива, хотя и повреждена во многих местах. Получить представление о полах института имени Сеченова можно и теперь, побывав в вестибюле ресторана гостиницы «Севастополь». Там мы постелили уцелевшую плитку.
Из объектов «большой строительной площадки» нашим участком была сдана городу набережная Корнилова, протянувшаяся на сотни метров (автор проекта архитектор
Ю. Н. Белькович). Мы одели ее в бетон и железобетон, восстановили разрушенные подпорные стены. На этих работах отлично зарекомендовали себя бригада арматуро-бетонщиков, руководимая Иваном
Зачупейко. Помню, как он пришел к нам на стройку в числе других выпускников ФЗО. Красивый, широкоплечий парень, настоящий запорожец — не хватало лишь чуба. На лице улыбка, глаза озорные. Думала, что трудновато с ним придется. А потом вдруг осенила мысль: поставлю-ка я его бригадиром. И попала, что называется, в точку. Бригаду, а в нее подобралось еще шесть дюжих парней, он крепко держал в руках. Ей можно было поручить самую трудную работу и быть уверенной — все будет сделано как надо. Не стеснялся бригадир приходить за советом. Частенько после рабочего дня видела я его в прорабской. Выскажет свои сомнения, послушает, что ему скажут опытные строители, и уйдет уверенной, твердой походкой.
Однажды его постигла неудача. Только бригада забетонировала широкий кусок набережной у Памятника затопленным кораблям, как разразился шторм, продолжавшийся без перерыва трое суток. Свежий, не застывший бетон был разнесен волнами. Иван Зачупейко почернел за эти три дня. Его успокаивали всем коллективом, доказывая, что вины бригады здесь совершенно нет. Еле уговорили остаться в бригадирах.
Те же бригады, что работали на строительстве зданий гостиницы «Севастополь» и Дворца пионеров, благоустраивали Приморский бульвар. Ажурные чугунные решетки, аллеи, дорожки, гигантские вазы для цветов, колонны главного входа и второго, со стороны драмтеатра, фонтанчики, оригинальные фонари — все это создано в начале пятидесятых годов.
Мы возводили также Таврическую лестницу. Старая, связывающая центральный холм с улицей Большой Морской, пришла в полную негодность. Лестницу разобрали, и 2 февраля 1952 года ее строительство поручили мне. Ровно половину лестницы — примерно 60 ступеней — следовало сдать ко Дню выборов в местные Советы, то есть через 18 дней. Работали днем и ночью, установив прожекторы, несмотря на дожди и страшнейшую грязь. И сделали, но не половину лестницы, а все 110 ступеней! Лестница вышла красивая.
Каждая стройка была ударной. Такое уж было тогда горячее время, работе отдавали все силы.
Не все проходило гладко, без конфликтов и споров, обид и разочарований. Вспоминаются наши планерки, бурные и страстные, когда каждый прораб, мастер, бригадир требует свое, глубоко убежденный в правоте. И рада бы удовлетво¬рить их просьбы, но это невозможно. Наконец все вопросы решены, люди расходятся более или менее успокоенные. Теперь кажется, что распланированный до минуты день пройдет без сучка, без задоринки. Да нет, не получается. Гараж не додал двух машин, арматуру по ошибке завезли на другой участок, заболел кто-то в бригаде. Летят насмарку все вчерашние расчеты и соображения, у мастеров, вызывающих меня по телефону, нескрываемая обида в голосе. Все перестраивается и перекраивается на ходу, и день кажется самым никчемным, прожитым впустую. Думаешь, зачем тогда эти планерки, если они не что иное, как потерянное время.
Но пройдет час, другой. Все постепенно встает на свои места. Полным ходом идут работы. Нет, совсем не зря прожит день. И планерки нужны, как воздух. Кроме всего прочего, это еще учеба для молодых. У них впереди еще много строек.
Первый камень в фундамент здания драматического театра был заложен 30 апреля 1950 года. По этому поводу состоялся торжественный митинг, на котором присутствовали партийные и советские руководители, строители, представители общественности. Ветеран сцены, заслуженный артист РСФСР Михаил Викторович Горский опускает в котлован свинцовую плиту, на которой выбита дата закладки театра, имена будущих строителей, авторов проекта. В контейнере подается бетон. С этой минуты начинается строительство.
Несколько слов об авторе проекта
В. В. Пелевине, московском архитекторе, который еще до войны с группой инженеров проектировал большой зал Дворца Советов. Началась война, и он ушел на фронт, стал штурманом-наблюдателем в частях военно-воздушных сил. После войны он создает проект станции метро «Бауманская», участвует в разработке первого варианта здания на Ленинских горах.
Пелевину очень хотелось, чтобы здание севастопольского театра гармонировало с окружающим пейзажем и, в первую очередь, с панорамой моря. Ему удалось этого добиться.
До приезда в Севастополь мне пришлось участвовать в строительстве многих объектов. Дом Советов и здание редакции газеты в городе Ростове-на-Дону были моими первыми стройками. Там я работала мастером. Затем возводила школы и жилые дома в Курске. Там же во время войны реконструировала здания под госпитали. После войны восстанавливала здания двух кинотеатров, корпуса медицинского института и Курского областного Дома Советов. Тогда я уже была старшим производителем работ. Но такой интересной и сложной стройки, как сооружение драмтеатра в Севастополе, у меня не было. Не скрою, было страшновато: а вдруг не справлюсь?
Ни на одну из прежних строек не поступало «такого количества рабочих чертежей. Целая комната в подвале гостиницы «Севастополь» была отведена под них. С изучения чертежей мы и начали, часами засиживались после работы над ними с молодым, только что закончившим институт прорабом Лидией Владимировной Рузиной, Семеном Семеновичем Семиохиным, а иногда и с бригадирами, которым назавтра предстояло приниматься за работу на том или ином участке.
Прошло много лет, но если сегодня меня разбудят ночью и спросят о любом помещении, любой конструкции, входящей в состав этого здания, я безошибочно дам им точную характеристику. Точную и полную. Я расскажу, где и какие изменения внесены в процессе работы, отвечу на многие вопросы. Думаю, что все это так же четко помнят и все мои товарищи по этой стройке.
Каркас здания театра состоит из жестких рамных железобетонных конструкций. Только монолит, ничего сборного. Перекрытия, лестницы, перегородки — все бетонное. Изготовляли их на месте — на стройке стояли две бетономешалки.
Семь лет шло строительство здания театра. Особенно напряженными были последние два года, когда, как говорится, все разрозненные части соединялись в одно целое. Ведь в качестве субподрядчиков выступали десятки организаций. А мы зависели от них. Только электрооборудованием театра занималось четыре организации. Всех надо было состыковать, создать условия, при которых они бы не мешали друг другу, подготовить для них фронт работ.
Эти и другие вопросы обсуждались на планерках, председательствовал на которых бывший в то время вторым секретарем горкома партии Валентин Иванович Пашков. Уточнялись сроки выполнения работ, утрясались различные неувязки. Обязательным было участие в планерках представителей всех субподрядных организаций.
Когда вспоминаешь будни этой стройки, невольно перед глазами встают девчата из бригады Александры Бубновой. Они не были ни резчиками по камню, ни краснодеревщиками, ни малярами. Они значились просто разнорабочими. Но сколько переделали они самых различных и самых неотложных работ, трудно пересчитать. Они всегда были под рукой и шли туда, где прорыв. Если нужно, оставались вечерами, трудились в выходные дни. Десятки тонн мусора вынесли они из здания театра в период завершения строительства. Не случайно, когда проходило торжественное собрание в честь открытия драматического театра имени Луначарского, в президиуме рядом с другими строителями сидела бессменный заместитель бригадира Бубновой Наташа Коробейникова (ныне Бурмистрова). Она до сих пор вспоминает, как ей преподнесли букет цветов, «огромный-преогромный».
Торжественное собрание состоялось 10 сентября 1957 года. Это был незабываемый день. Сверкали лаком поручни кресел, изготовленных и смонтированных работниками одной из львовских фабрик. В фойе и зрительном зале сияли огнями люстры, поставленные Mосковским заводом художественного литья и обработки металла. Переливалась всеми цветами драпировочная шелковая ткань, которую прислали столичные ткачихи. Со сцены чествовали севастопольских строителей, выдержавших экзамен на «отлично». Именно с такой оценкой государственная комиссия приняла объект.
Об этом мы знали уже накануне, когда собрались в прорабской на последнюю планерку. В комнате было тесно — пришли не только бригадиры, мастера и прорабы, но и многие рабочие. Казалось бы, мы должны испытывать огромную радость и облегчение оттого, что завершено такое большое строительство. И здорово завершено. Комиссия приняла объект без единого замечания, не отметила ни одной недоделки. А мы сидели грустные и притихшие. Вероятно, оттого, что в эту стройку каждый из нас вложил частицу своего сердца и нам было жаль расставаться со ставшим нам родным зданием театра.
Но вернусь к событиям, когда нам, «старой гвардии", предложили собраться снова вместе, чтобы начать рестраврацию здания театра. Мне не составило особого труда набросать список людей, работавших здесь в пятидесятые годы. Была собрана наша реставрационная бригада. Конечно, в ней были далеко не все, кого хотелось бы видеть. Не смог прийти заслуженный строитель УССР Семен Семенович Семиохин. Он живет в Севастополе, давно уже на пенсии. По-прежнему бодр и молод душой, но побаливают ноги, и конечно, стоять ему на лесах было бы тяжело. В Москве трудится бывший наш бригадир Николай Назаров. Возводит жилые дома в Рязани прораб Лидия Владимировна Рузина. Страна большая, интересных строек много. Разве можно винить молодых, что поманили их необжитые места, неоткрытые дали.
Однако нас и так собралось немало. Руденко, Смагин, Конобеев, Семьянинов, Силаев...
Трудно передать то чувство, которое испытывали мы, реставрируя здание драматического театра, ведь это было детище, возведенное нашими руками. Нас опять поджимали сроки, но работалось легко и весело, как в те, уже ставшие далекими, пятидесятые годы. С высоты лесов отлично просматривались строгие линии бетонных набережных, зелень Приморского бульвара, парадные фасады на проспекте Нахимова. Отсюда начиналось возрождение Севастополя. А сегодня стройки ушли далеко в степь — за Воронцову гору и Куликово поле, в районы бухт Омега в Камышовая. И трудится на них наша молодая смена. Ей мы постарались передать не только весь свой опыт и мастерство, но и любовь к профессии строителя. Им, молодым строителям, предстоит немало сделать, чтобы наш город стал еще более прекрасным и величественным.
Опубликовано: Алмазова С.Д. Этажи и люди // Возрождение Севастополя: Сборник. – Симферополь, 1982. – С. 93-105.