Народ, не попадались ли кому гравюры (фото вряд ли) Корабельной стороны, ориентировочно с центральной горки в период с 1784 по 1794 года.
Объясню почему. Дело в том, что именно в этот период было построено и начало выполнять работы по ремонту и строительству кораблей Севастопольское адмиралтейство, подчиненное Коллегии, до нашего времени дошедшее как ОАО «Севморзавод».
Сегодня доки находятся на уровне моря, сам же завод глубоко в балке… рукотворной балке.
Из истории Севастопольского морского завода: согласно технологии докования корабли с помощью нескольких ступенчатых шлюзов поднимались в доки; в ходе подъема морская вода в шлюзах дополнялась пресной водой, подаваемой от Черной речки с помощью специально построенного акведука; в результате поднявшись к докам корабль оказывался полностью в пресной воде, где и отстаивался некоторое время, благодаря чему отмирали все морские организмы на его корпусе; затем корабль заводился в доки и ремонтировался.
Если вы обратите внимание на гравюру доков, то увидите, что последние находятся высоко над уровнем моря, почти вровень с центральной горкой. Однако на той же гравюре видны следы земляных работ, указывающие на то, что доки расположены значительно ниже первоначального уровня грунта.
Это объясняется тем, что в период с 1784 по 1794 года в Севастополе имела место каторга, задача которой являлось срыть гору и построить доки. Освобождающийся грунт каторжане телегами вывозили в район нынешнего ж/д вокзала, засыпая огромное болото. Именно поэтому у многих, если не у всех строений находящиеся за ж/д вокзалом и сам ж/д вокзал хронически сырые подвалы.
В ходе первой обороны доки были взорваны, после войны каторга была возобновлена и гора была срыта до основания; по новому проекту построены те доки, которые мы с вами знаем сегодня. Вот и интересуют гравюры этой самой каторги, очертания побережья до строительства и после.
Фото на файлообменнике:
http://files.mail.ru/SU22EC1. Гравюра доков до первой обороны Севастополя.
2. Очаков и Потемкин у достроечной набережной завода (фото с новых доков); на переднем плане шлюзовые ворота уже нового дока.