Sevastopol.info

Севастопольский городской Форум
основной сайт :: погода (⇑16.10°C, ⇓752 мм.рт.ст.) :: рад.фон - мкр/ч :: telegram :: наш фото-telegram :: + реклама
Текущее время: 25 апр, 2024, 4:28

Часовой пояс: UTC+03:00




Начать новую тему  Ответить на тему  [ 147 сообщений ]  На страницу 1 2 36 След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 27 окт, 2010, 0:33 
Не в сети
*

Зарегистрирован: 16 авг, 2007, 12:55
Сообщения: 159
Репутация: 20
15 октября Русская и Греческая Православные церкви отмечают день памяти Святого Феодора Гаврса мученика Атранского и Халдийского.

Славный Великомученик и воин во имя Господа, Феодор Гаврас претерпел мученическую смерть от мусульман в 1098 году за отказ принять ислам. Будучи причислен к лику святых Православной церковью, он стал покровителем средневекового государства Феодоро в Крыму, названного потомками великомученика в честь своего небесного покровителя. Город на плато Мангуп в XV веке назывался городом Святого Феодора – San-Todero.

В этот день члены севастопольского «Общества Святого Феодора Гавраса» и общины греков Бахчисарая «Дорос» отправились в пещерный монастырь Челтер-коба, где его настоятелем отцом Даниилом был проведен молебен в память великомученика.

Изображение

Члены «Общества Святого Феодора Гавраса» перед молебном.

Монастырь Челтер-коба расположен около села Малое Садовое. Пещерный комплекс монастыря вырублен в основании скального мыса, известного в крымской топонимике как мыс Святого Феодора (Ай-Тодор).

Изображение

Монастырь святого Феодора

Комплекс монастыря состоит из пещерного главного храма, келий и трапезной, соединённых между собой прорубленными в скальном монолите тропами. На юг от монастырского комплекса находится источник, расположенный в начале балки Хор-хор.

В монастыре насчитывается более 50 пещер, расположенных в 4 яруса.

Монастырь был основан предположительно в XIII—XIV вв. на северных рубежах княжества Феодоро, возле Сюйреньской крепости. Главный храм монастыря был назван в честь Святого Феодора. Хотя в настоящее время он освящен во имя Святого Феодора Стратилата, есть все основания предполагать, что в средние века он носил имя Святого Феодора Гавраса.

Изображение

Храм Святого Феодора.

В настоящий момент возобновлены богослужения в главном храме, восстановлены часть келий и звонница.


Последний раз редактировалось skifos 18 ноя, 2010, 1:02, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 27 окт, 2010, 9:08 
Не в сети
модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 июл, 2008, 0:15
Сообщения: 5357
Репутация: 685

Откуда: г. Москва
skifos писал(а):
Город на плато Мангуп в XV веке назывался городом Святого Феодора – San-Todero.

Нет ни одного источника 15 века где бы город на мангупском плато именовался San-Todero. Вы что-то путаете... Действительно, на портоланах на побережье Крыма есть топоним S.Todro - но это мыс Святого Федора, а не наименование города.

_________________
За нашу Победу!


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 27 окт, 2010, 20:32 
Не в сети
*

Зарегистрирован: 16 авг, 2007, 12:55
Сообщения: 159
Репутация: 20
al-ef писал(а):
skifos писал(а):
Город на плато Мангуп в XV веке назывался городом Святого Феодора – San-Todero.

Нет ни одного источника 15 века где бы город на мангупском плато именовался San-Todero. Вы что-то путаете... Действительно, на портоланах на побережье Крыма есть топоним S.Todro - но это мыс Святого Федора, а не наименование города.


Источники есть, например Йорг Нюренбергский, автор "Истории турции", чья хроника была опубликована в 1498 году. Он называет Мангуп SandTodero.

Подробнее об этом: A. A. Vasiliev. The Goths in Crimea (Medieval Academy of American Monographs., n. 11). Cambridge, Mass., 1936, - р. 249-250.

Кроме того, долина у подножия Мангупа называется "Ай-Тодор" - "Святого Феодора".

Успехов!


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 27 окт, 2010, 21:26 
Не в сети
модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 июл, 2008, 0:15
Сообщения: 5357
Репутация: 685

Откуда: г. Москва
Что сказано в "Готах в Крыму" я знаю, спасибо за ссылку.
Вы сказали что: "Город на плато Мангуп в XV веке назывался городом Святого Феодора – San-Todero".
В тексте Йорга Нюренбергского (в Крыму не бывавшем, Мангупа не видавшего и о существовании св. Федора Гавраса (вероятно) не догадывавшегося) сказано следующее: "После этого [Турок] двинулся на город, называемый Сандтодеро, где находилось три короля и 15000 человек, молодых и старых, однако он не смог взять этот город и был вынужден отступить с потерями. Тремя месяцами позже жители города сдались добровольно. [Турок] истребил и королей, и весь народ".
Соответственно:
1. Автор знакомый с крымскими событиями понаслышке приводит название не Сан-Тодеро (как у Вас), а Сандтодеро.
2. Детали сообщенные Йоргом Нюренбергским о взятии Мангупа не точны.
3. В османских и русских источниках Мангуп - городом Святого Федора не именуется.
4. У подножья Мангупа долина (?) с названием Ай-Тодор отсутствует. Вы вероятно черпаете свои знания из очерка Кеппена. Он называет Айтодорской долиной - балки в районе селения Ай-Тодор (Гористое, ныне упразднено) идущие к Мангупу. Эти балки имеют самостоятельные названия. Ай-Тодор-дере крымская топонимика пока не знала.
5. Следуя Вашим рассуждениям можно сказать, что Йорг Нюренбергский описывал штурм не Мангупа а будущего села Гористое Терновского сельсовета.

Внимательно читайте первоисточники!

_________________
За нашу Победу!


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 28 окт, 2010, 13:24 
Не в сети
*

Зарегистрирован: 16 авг, 2007, 12:55
Сообщения: 159
Репутация: 20
ОК, будем считать, что поводу Ай-Тодорской долины Вы меня подловили. :cry:

Не исключаю, что перевод Палласа, данный Кеппеном («узкий мыс, образуемый горою с восточной стороны, над долинную Ай-Тодорскую», «в скале с полуденной стороны, над Ай-Тодорскою долиною, иссечены разные пещеры» и т.д.) может быть не совсем корректным, так как карте Белянского Ай-Тодор-дере (тут уже я Вас подловил на категоричных заявлениях о крымской топонимике :rose: ) – отмечена вдоль русла ручья Ай-Тодорка.

По поводу Йорга Нюрнбергского Vasiliev в указанном месте вполне справедливо отмечает: «который Йорг называет Sandtodero (то есть «Святого Феодора»).

Доверять или не доверять тому или иному источнику, вопрос вкуса… Т.е., можно как считать, что Йорг привел искаженное название топонима, так и привел то название, которое было в ходу, но не отражено в других источниках.

Цитата:
3. В османских и русских источниках Мангуп - городом Святого Федора не именуется.


...А именуется Манкуп/Мангуб. Османские (особенно) и русские источники, относительно топонимики заслуживают гораздо меньше доверия, чем тот же Йорг Нюренбергский. Ссылаться можно разве что на упоминание Мангупа у греков, а это кроме собственно эпиграфики еще только одна хроника начала 16 века.

Если интересно можно скачать ее с английским переводом тут: http://www.warez.com.bd/index.php?p=ebo ... chsSC.html

В греческих текстах очень хорошо видно зависимость названия города от имени собственного, хотя в них действительно отсутствует прибавление «агиос».


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 28 окт, 2010, 14:25 
Не в сети
модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 июл, 2008, 0:15
Сообщения: 5357
Репутация: 685

Откуда: г. Москва
Глубокоуважаемый Skifos!
"Подлавливать" Вас намерения у меня не было. Топонимы вроде Айтодорская долина и р. Ай-Тодорка имеют происхождение связанное не с Мангупом, а селением Ай-Тодор. Использование исследователями этих наименований - условно. Кстати, Белянскому информацию по этому региону предоставлял и я.
Доверять источнику или не доверять не "дело вкуса", а дело источниковедов - знакомых не только со всей совокупностью источников, но использующие научные методы анализа.
Русские летописи (в части сношения с княжеством) и дипломатическая переписка, а также османские хроники и переписи населения - являются важнейшим источником для истории княжества. К этому перечню источников необходимо добавить материалы архива Банка Св. Георгия. Отдельно стоят источники еврейского/караимского происхождения (в том числе и эпиграфические) связанные с Мангупом.
Несколько строчек Йорга Нюрнбергского - один из третьестепенных источников по истории вопроса. И собственно Васильев его указывает исключительно как казус.
Ссылка, которую Вы дали, ведет в никуда. Прошу повторить.
Вообще то большинство византийских городов известны со времен языческих... В христианский период районы в этих городах именовали в том числе и по храмам на территории района находившихся.

_________________
За нашу Победу!


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 28 окт, 2010, 21:16 
Не в сети
*

Зарегистрирован: 16 авг, 2007, 12:55
Сообщения: 159
Репутация: 20
Добрый день!

Цитата:
"Подлавливать" Вас намерения у меня не было. Топонимы вроде Айтодорская долина и р. Ай-Тодорка имеют происхождение связанное не с Мангупом, а селением Ай-Тодор.


«Подлавливать» это сказано с иронией. В принципе, я и писал о том, что в данном случае Вы правы.

Цитата:
Доверять источнику или не доверять не "дело вкуса", а дело источниковедов - знакомых не только со всей совокупностью источников, но использующие научные методы анализа.


Любой источниковедческий анализ является в первую очередь делом субъективным и очень часто зависит либо от «вкуса», либо априорных умозаключений того или иного исследователя. В источниковедении по средневековому Крыму примеров не счесть – судя по Вашему уровню владения материалом, Вы это прекрасно знаете.

Цитата:
Русские летописи (в части сношения с княжеством)


Какие? Дипломатическая переписка, связанная с посольством Старкова хорошо известна. А о каких летописях - времен государства Феодрро - идет речь? Буду признателен, если восполните этот пробел.

Цитата:
а также османские хроники и переписи населения


Никто не спорит, что османские хроники являются важным документом по истории княжества, но также как и переписи населения – источником post-factum.

Цитата:
Несколько строчек Йорга Нюрнбергского - один из третьестепенных источников по истории вопроса. И собственно Васильев его указывает исключительно как казус.


Васильев указывает на то, что информация «краткая» и получена из «вторых рук», но нигде не указывает, что приводит ее как казус, а наоборот считает нужным указать на данную информацию. Опять же оценка этих абзацев из Васильева полностью зависит от подхода того или иного комментатора.

По крайней мере авторы «османских хроник», к которым Вы относитесь со столь большим доверием, не слишком далеко ушли от Йорга Нюренбергского в плане того, что, либо никогда не были в Крыму, либо писали из третьих рук, либо писали намного позже описываемых событий.

Цитата:
Ссылка, которую Вы дали, ведет в никуда. Прошу повторить.


Пытаюсь, даже пробовал отправить Вам в личку, при предпросмотре – выдает нормальную ссылку, а в отправленном варианте дает резанную. Тэги не помогают. Единственная возможность вставить в гугль запрос:

Emperors, patriarchs and sultans of Constantinople

и перейти по пятой ссылке сверху: сайт www.warez.com

Цитата:
Вообще то большинство византийских городов известны со времен языческих... В христианский период районы в этих городах именовали в том числе и по храмам на территории района находившихся.



Совершенно не понял смысл этого пассажа. Причем здесь Феодоро? Вы считаете, что город известен со «времени языческих под таким названием? Или название города произошло от названия храма-квартала? Поясните, плиз…


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 29 окт, 2010, 10:09 
Не в сети
модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 июл, 2008, 0:15
Сообщения: 5357
Репутация: 685

Откуда: г. Москва
Уважаемый skifos!
1. Интерпретация источника должна иметь свою логику и быть объяснима для окружающих.
Если бы Вы указали, что в малоизвестной книге (насколько можно судить по краткому описанию Васильева это все же не летопись) автором которой был Йорг Нюрнбергский упомянут Мангуп под именем Сандтодеро - вопросов бы не было. Но я был удивлен авторским обобщением: "Город на плато Мангуп в XV веке назывался городом Святого Феодора – San-Todero".
Согласитесь, "город назывался" и "город в труде Йорга Нюрнбергского именуется" - это несколько различные формулировки. Из Вашего обобщения не ясно: кем назывался так город (местными жителями, генуэзцами, караимами и пр.).
2. Достаточное полное собрание русских летописей есть на торренте: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=717564
К этим томам имеются географические указатели. Слово Мангуп необходимо искать в них.
3. Источники описывающие события происходившие до их составления (в Вашем определении -пост-фактум) могут содержать информацию подтверждающую бытование того или иного топонима. Пока не известны (по крайней мере мне) материалы где бы Мангуп именовался так как указанно в Вашем сообщении - Сан-Тодеро.
4.Османские свидетельства это не только поздние хроники, но и допустим сообщение о победах в Крыму Гедик Ахмед паши (хранящееся в архиве Топ-Капы Сарая).
5. Спасибо за ссылку. Опубликованная хроника в книге "Emperors, patriarchs and sultans of Constantinople" не единственная греческое произведение подобного рода. Поздних греческих исторических сочинений сохранилось не мало, но к сожалению крымского происхождения из них единицы. В нашем случае - в этом греческом источнике мы не увидели San-Todero...
6. Этимология названия Феодоро для многих исследователей туманна. Вы вероятно так же сталкивались с различными объяснениями происхождения этого топонима.

В целом. Мне не совсем понятен принцип по которому Вы выделили трапезундского св. Федора (Гавраса) из ряда других православных святых. На основании каких церковно-исторических материалов Вы называете его "покровителем средневековой Таврики"?
Для подтверждения особого почитания именно этого святого необходимы свидетельства:
1. отразившиеся в служебных книгах крымского духовенства,
2. продолжительной традиции почитания,
3. фиксация фактов чудотворения в Крыму.
и пр.

Ничего подобного нам неизвестно.
Да действительно, мужское имя Тодор/Федор было очень распространено среди крымских христиан в 15-18 вв. Действительно в горном Крыму часто встречаются топонимы свидетельствующие о почитании святого Федора. Но трапезундский святой Федор (Гаврас) и почитаемый в Крыму святой Федор - один и тот же святой? Из чего Вы делаете этот вывод непонятно.
Меня удивила и ссылка на сайт где умозрительно отождествляется татарская легенда об "Алтын-бешике" с католическим преданием о святом Граале. Любительская поездка немецких офицеров трактуется чуть ли не как грандиозная экспедиция SS... Это что за белиберда?
Если сие коммерческий проект, так и надо сказать. К истории, как научной дисциплине, все эти мудрования отношения не имеют.
Извините за резкость, но об этом хотел написать сразу.

_________________
За нашу Победу!


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 29 окт, 2010, 22:04 
Не в сети
*

Зарегистрирован: 16 авг, 2007, 12:55
Сообщения: 159
Репутация: 20
Добрый день!

Начну с конца.

Цитата:
Меня удивила и ссылка на сайт где умозрительно отождествляется татарская легенда об "Алтын-бешике" с католическим преданием о святом Граале. Любительская поездка немецких офицеров трактуется чуть ли не как грандиозная экспедиция SS... Это что за белиберда?
Если сие коммерческий проект, так и надо сказать. К истории, как научной дисциплине, все эти мудрования отношения не имеют.
Извините за резкость, но об этом хотел написать сразу.


Сайт – есть обычное средство массовой информации, которое составляют разные люди с абсолютно с разными целями. Абсолютно нигде не утверждалось и не утверждается, что этот сайт имеет некую научную значимость. Равно как и коммерческую. Его действительно можно рассматривать как casus – обычное СМИ, вроде газеты. Допустим статьи, которые действительно писал я в разделе «Паломничество Святого Грааля» изначально презентовались просто как попытки написания краеведческих эссе без всяких претензий на историческую достоверность и без всяких коммерческих целей – их задачей были просто попытки оттачивание литературного стиля.

Опять же – поскольку сеть это средство массовой коммуникации – я могу посредством этого ресурса и ссылок на него пообщаться в том числе с Вами – уточнить или наоборот отказаться от некоторых своих построений в относительно анонимном режиме.

Теперь сначала

Цитата:
1. Интерпретация источника должна иметь свою логику и быть объяснима для окружающих.
Если бы Вы указали, что в малоизвестной книге (насколько можно судить по краткому описанию Васильева это все же не летопись) автором которой был Йорг Нюрнбергский упомянут Мангуп под именем Сандтодеро - вопросов бы не было. Но я был удивлен авторским обобщением: "Город на плато Мангуп в XV веке назывался городом Святого Феодора – San-Todero".
Согласитесь, "город назывался" и "город в труде Йорга Нюрнбергского именуется" - это несколько различные формулировки. Из Вашего обобщения не ясно: кем назывался так город (местными жителями, генуэзцами, караимами и пр.).


Полностью с Вами согласен. Теперь Вы ушли с позиций категоричности и очень четко выражаетесь. Также большое спасибо за Ваш комментарий по поводу «всевдо-Ай-Тодорской долины».

Цитата:
6. Этимология названия Феодоро для многих исследователей туманна. Вы вероятно так же сталкивались с различными объяснениями происхождения этого топонима.


Здесь я полностью с Вами согласнен. Но опять же интернет-дискусии явно не решат эту проблему.

Цитата:
В целом. Мне не совсем понятен принцип по которому Вы выделили трапезундского св. Федора (Гавраса) из ряда других православных святых. На основании каких церковно-исторических материалов Вы называете его "покровителем средневековой Таврики"?
Для подтверждения особого почитания именно этого святого необходимы свидетельства:
1. отразившиеся в служебных книгах крымского духовенства,
2. продолжительной традиции почитания,
3. фиксация фактов чудотворения в Крыму.
и пр.


Да, это следствие можно так выразится ходульной версии, идущей от византинистов рубежа XIX-XX века, о происхождении правителей Феодоро от рода Гаврасов. Я прекрасно понимаю, что данная версия имеет, как говорил герой одного фильме «на одно если больше». Но с другой стороны, как Вы прекрасно понимаете (по предыдущему состоянию нашей дискуссии – не сомневаюсь, что Вы знакомы с последними версиями в этой области), новые версии о происхождении правителей Феодоро имеют не намного больше оснований. Это имхо….

А реально расставить точки над I в нашей дискуссии действительно могли бы

1) Серьезные источниковедческие работы над т.н. «Головинской легендой», учитывая весь комплекс летописных и «головинвских» преданий, в существующих научных работах комплексного анализа этих источников нет.

2) Возможный доступ исследователей к источникам из монастыря Сумелы, если они сохранились, и если в них действительно есть какие-то источники по Таврике 15
в чем я сильно сомневаюсь.

Мне кажется, что вопрос топика исчерпал. Можно условно сказать, что в Вашу пользу.

У меня есть еще один второстепенный вопрос по картам Белянского (если Вы имели отношение к их составлению), который бы мне хотелось задать Вам завтра в личку, надеюсь ответите в личку или в этой ветке.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 29 окт, 2010, 23:55 
Не в сети
модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 июл, 2008, 0:15
Сообщения: 5357
Репутация: 685

Откуда: г. Москва
На чьей стороне оказалось поле биты на этом форуме - мне все равно.
Вопросы же поднимаемые на Вашем сайте имеют более важное значение. Осмысление их (в духовном смысле) более важно чем разборки топонимических "залетов"... Об этом я написал Вам в личке.
Да, Сумельский монастырь представляет сейчас удручающее зрелище: фрески с выскобленными лицами, окна без рам... Где их библиотека и архив я к сожалению не знаю.
По Ховриным-Головиным мы напечатали в свое время небольшую статью подготовленную (по опубликованным материалам) Татьяной Фадеевой. Эта тема действительно и по сей день ждет своего исследователя.

_________________
За нашу Победу!


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 30 окт, 2010, 12:27 
Не в сети
***
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 июл, 2009, 22:20
Сообщения: 737
Репутация: 50
Дискуссия ни о чем. Оба автора "порадовали" претензией на псевдонаучность.
Читайте источники и будет вам счастье)))

al-ef писал(а):
Если бы Вы указали, что в малоизвестной книге (насколько можно судить по краткому описанию Васильева это все же не летопись) автором которой был Йорг Нюрнбергский


Малоизвестной кому? Любителям "Дома-2"? специалистам этот источник хорошо известен.

al-ef писал(а):
Пока не известны (по крайней мере мне) материалы где бы Мангуп именовался так как указанно в Вашем сообщении - Сан-Тодеро.


Из этого следует, что они неизвестны и всем другим)))

Надпись, датируемая 1425 г. (?)
«Была построена эта башня вместе с дворцом в благословенной крепости, которая видна ныне, во дни Алексея, владыки города Феодоро и Поморья [...]».

Об этом же городе написана поэма Матфея "Описание города Феодоро", датировка - конец XIV в:
http://crimea.tochkax.com/?p=187

al-ef писал(а):
Нет ни одного источника 15 века где бы город на мангупском плато именовался San-Todero. Вы что-то путаете... Действительно, на портоланах на побережье Крыма есть топоним S.Todro - но это мыс Святого Федора, а не наименование города.


Прежде чем писать подобные утверждения, можно было бы изучить и портоланы и почитать научные статьи на данную тематику. Кстати говоря, ссылки на эти статьи публиковались и на этом форуме.

skifos писал(а):
А реально расставить точки над I в нашей дискуссии действительно могли бы 1) Серьезные источниковедческие работы над т.н. «Головинской легендой», учитывая весь комплекс летописных и «головинвских» преданий, в существующих научных работах комплексного анализа этих источников нет. 2) Возможный доступ исследователей к источникам из монастыря Сумелы, если они сохранились, и если в них действительно есть какие-то источники по Таврике 15в чем я сильно сомневаюсь.


А в архивах Генуи и Венеции, поработать слабо? Обязательно нужно рваться в Сумелы?
Исследовать предания Головиных это полный бред. Мало ли что придумают всякие Головины... Никакой научной ценности эти предания не представляют.
Иван Грозный, писал что он происходит от Юлия Цезаря - это тоже нужно рассматривать всерьез?
Словом, ребята, надо попу подорвать и работать в архивах, тогда что-то умное и родите. В противном случае, так и останетесь авторами
skifos писал(а):
краеведческих эссе без всяких претензий на историческую достоверность и без всяких коммерческих целей – их задачей были просто попытки оттачивание литературного стиля.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 30 окт, 2010, 23:14 
Не в сети
модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 июл, 2008, 0:15
Сообщения: 5357
Репутация: 685

Откуда: г. Москва
Существо неведомое Black Cat себя именующее!
Отколь ты чудушко явилося?
Нас убогих стыдить почто возжелало?
Заморским нас попрекаешь Телевизером, а книжек мужа германского, Йоргом зовомого, отнюдь в руках не державшее!
Глупой надменностью себя николиши не распаляша - читать словеса руские училось бы.
Чтоб град свой, народ православный - веры греческой, на языке латынов мерзских именовал? Сие, многоученое созданьеце, в позор тебе вменяется. Различие меж Сан-Тодеро и ФЕОДОРО ты разуметь обучено?
Попрекаешь ты, нас - неразумных, мудростью бумажной в хранилищах италийских охраняемых. А само нос туда показывало ли? Читать книги скорописные народца торгового учили тебя иль от ветра ума своего словеса бросаешь здесь неразумные?
Мы же людшки убогие лишь в стольном граде Константиновом письмена басурманские толмачили. И книгам их, дефтерами именуемым, перевод чинили. А толмачиния сии, народом гысторию любящим, с радостию принималось и на ученых рысталищах подчас бывало восхволяемо.
О роде московском Ховриных - не тебе, кошацкое племечко, глумление выказывать! И задок свой веретлявый приподнимывай и письмена старых лет да почитывай, а то и жизнь свою притомишь пустословием! Пустословием, да мудрованием - где что не возглас то рыкание ослиное.

_________________
За нашу Победу!


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 31 окт, 2010, 1:54 
Не в сети
модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 июл, 2008, 0:15
Сообщения: 5357
Репутация: 685

Откуда: г. Москва
Представляю для взоров пытливых исследователей упоминавшуюся в этой ветке неоднократно книгу Йорга Нюрнбергского "История Турции".
Внимание 36 Mb! На языке оригинала!
http://rghost.ru/3096443
В нижней части страницы 6r - то самое описание штурма Мангупа перевод которого я привел выше и естественно преславутое "Sandtodero":
Изображение

_________________
За нашу Победу!


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 01 ноя, 2010, 1:03 
Не в сети
ХАМмер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 дек, 2003, 14:56
Сообщения: 3996
Репутация: 830

Постоялец: Везде и всегда
Откуда: Севастополь
Пару слов от меня. По поводу Ай-Тодорской долины. ИМХО, пошло от монастыря, и поныне действующего, немногим южнее и выше, чем располагалось село Горянка, до переименования Ай-Тодор.
А что там за вопрос был по картам Белянского? ;)

_________________
"Каждый человек имеет право на ошибку. Для того, чтобы он смог им воспользоваться, придумали выборы." (с)
"Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как Вежливость" (с)


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 02 ноя, 2010, 23:49 
Не в сети
******
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 авг, 2007, 0:36
Сообщения: 2305
Репутация: 63

Постоялец: Везде и всегда
Откуда: Sevastopol
ХАМмер писал(а):
располагалось село Горянка, до переименования Ай-Тодор

село называлось Гористое, название Ай-Тодорская долина пошло от источника,монастырь(скит) имеет другое название.

_________________
фитнес - центр "БАГИРА " пр.Победы 38а-1 эт*
фитнес - центр " ДИНАМИТ " ПГС 61-1 эт
+79787453338
Походы по Шульской долине
600р / всё включено /


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 05 ноя, 2010, 13:43 
Не в сети
модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 июл, 2008, 0:15
Сообщения: 5357
Репутация: 685

Откуда: г. Москва
Интересно, а откуда сведения, что это именно монастырь, а не сельский храм?
Любопытно, а во имя кого был этот самый монастырь/скит?
И почему собственно долина именуется по источнику, а не по селению?

_________________
За нашу Победу!


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 05 ноя, 2010, 19:24 
Не в сети
*****
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 мар, 2009, 18:06
Сообщения: 1622
Репутация: 854
Выдержка из работы школьников:

Севастополь
2007 г.
В своей работе «Исчезнувшие селения Крыма» мы изучали уже не существующий населенный пункт – Ай-Тодор.
Находится он недалеко от сел Терновка и Родное. К северу от Ай-Тодора простирается Мангуп-кале.

Сейчас на карте обозначено лишь «разв. Гористое», но раньше Ай-Тодор был на всех картах, как один из крупных населенных пунктов.

Название Ай-Тодор означает Святой Федор и связано с преподобным Феодором Студитом, который в 9 веке основал в этих местах монастырь. Этот монастырь существует и сейчас под именем Ново-Спасский скит. Здесь можно легко запутаться, так как в Крыму три места называется Ай-Тодор. Это мыс, на котором расположено Ласточкино Гнездо, еще один мыс у села Малосадовое и собственно это конкретное село.
Вообще место это довольно известное в прошлом, но сведений о нем сохранилось не так уж и много. Прежде всего, это связано с тем, что село находится вдали от основных путей сообщения на полуострове, и редко какой путешественник заезжал туда. Те же, кто там был (например, Монтадон), отделываются общими фразами о том, что место просто замечательное, красота неописуемая, каждому следует сделать крюк пути от основных дорог и убедится в этом лично.

Но не удалось найти какого-нибудь конкретного описания самого села, а не природы вокруг него.
Сейчас на месте Ай-Тодора практически ничего кроме той самой природы и не осталось, за исключением уже упомянутого скита.

Что же удалось узнать о прошлом этого места?
Первое упоминание дается в 1897 году. Население составляло 487 человек, из них 481 татарин. В 1928 году население возросло до 519 человек, из них соответственно 515 татар.
В 1944 году татар депортируют и переименовывают Ай-Тодор в Новая Жизнь. А к 1946 году этот населенный пункт уже упоминается под названием Гористое, с населением в 194 человека, из них192 русских и 2 украинца. Последнее упоминание встречается в 1953 году с населением уже всего лишь 137 человек. На картах 60-х годов обозначается как нежилое, а на картах 80-х годов, как развалины села Гористое. На современных картах чаще всего вообще не обозначается, или просто как «разв.», т.е. развалины.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 05 ноя, 2010, 19:41 
Не в сети
*****
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 мар, 2009, 18:06
Сообщения: 1622
Репутация: 854
Да и топоним и его перевод под сомнением.

Не факт, что летописи не врут, а особенно их списки ))

У Геродота были люди с собачими головами ))

А Феодоро, Теодоро, Дори, Дорос, и т.д. - как Фиолент. Написал один умник, что это "тигровый мыс" и полосы породы чередуются....и все бараны подхватили - да нет там никаких полос! Ладно раньше с моря нельзя было посмотреть - сейчас будьте добры!

А топоним - ТеоДоро - БожийДар - два источника на плато. Чем не версия!

=========================================

Хочешь найти истину - беги от того, кто говорит, что нашел её. Иди к тому, кто её ищет........................................................


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 06 ноя, 2010, 2:07 
Не в сети
******
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 авг, 2007, 0:36
Сообщения: 2305
Репутация: 63

Постоялец: Везде и всегда
Откуда: Sevastopol
Geptral писал(а):
Название Ай-Тодор означает Святой Федор и связано с преподобным Феодором Студитом, который в 9 веке основал в этих местах монастырь. Этот монастырь существует и сейчас под именем Ново-Спасский скит

В настоящее время монастырь(вернее скит) называется Спасо-Преображенский скит,в нём имеется святой источник преподобного Фёдора Студита.У скита необычная история... он основывался три раза ! Действительно существует легенда что основал его преподобный Фёдор Студит с монахами -иконопочитателями. Палас в своих трудах упоминает селение Ай-Тодор , но ничего не говорит о монастыре , хотя он жил некоторое время в этих местах (в Шулях) и у него даже были судебные тяжбы с местным населением (татарами) из-за земли,возможно в его время монастырь уже не существовал.В 1886 году российский царь Александр II издаёт указ и монастырю отдаётся 100га земли,начинается активное строительство,в 1903 году строительство было завершенно.В 1925 году Советская власть закрывает монастырь и он постепенно разрушается....после войны ещё стояли стены,крыша была разрушенна,купол валялся на земле.....Затем местное население разобрало стены и пустило всё в строительство....Следующее возрождение скита началось в 1991 году.....сейчас это очень красивое место, воздвигнут храм Преображения Господнего , святой источник и монастырский комплекс,строятся купели и часовня....
Изображение
Изображение

_________________
фитнес - центр "БАГИРА " пр.Победы 38а-1 эт*
фитнес - центр " ДИНАМИТ " ПГС 61-1 эт
+79787453338
Походы по Шульской долине
600р / всё включено /


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 07 ноя, 2010, 17:47 
Не в сети
модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 июл, 2008, 0:15
Сообщения: 5357
Репутация: 685

Откуда: г. Москва
Глубокоуважаемый Aleksandr Ivanovich!
Спасибо за информацию по Преображенскому скиту.
Однако, замечу что скит поздний. Согласитесь, при Петре Палласе монастыря там не было в следствии отсутствия христианского населения. Соответственно известная Кеппену Айтодорская долина именовалась последним по селению Ай-Тодор.
Рассказы же о пребывании в Крыму св. Феодора Студита (замечу, что это не церковное предание, а именно рассказы) не имеет документального обоснования.

_________________
За нашу Победу!


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 08 ноя, 2010, 22:59 
Не в сети
ХАМмер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 дек, 2003, 14:56
Сообщения: 3996
Репутация: 830

Постоялец: Везде и всегда
Откуда: Севастополь
Указ Президиума Верховного Совета РСФСР № 619/3 от 21.08.1945 г.:

http://road-crimea.narod.ru/rename.htm.

В том числе, "Переименовать ... Ай-Тодорский сельсовет - в Гористовский и селение Ай-Тодор в Гористое".

А насчёт того, когда монастырь существовал, а когда нет... Миграция топонима, сохранение в нем информации о "делах давно минувших дней" - дело нередкое, скорее наоборот. Например, гора с дошедшим до нас названием Ильяс-Кая, развалины храма в честь Святого Ильи в сотне метров от вершины хорошо изучены.
Так и здесь - я предполагаю, что монахи дали имя источнику и монастырю, источник - реке, долине и селу, возникшему неподалеку от монастыря. И несмотря на то, что одной из волн кочевников, а может быть, мытьем и катанием по выдавливанию "негосударственной" религии во времена Крымского ханства, монастырь был повергнут в запустение, топонимы остались. Вообще, при изучении топонимии Крыма создаётся устойчивое впечатление, что крымские татары, а может быть, урумское и ромейское население ханства обращались с топонимами более бережно, чем русские и особенно советские население и власть.

_________________
"Каждый человек имеет право на ошибку. Для того, чтобы он смог им воспользоваться, придумали выборы." (с)
"Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как Вежливость" (с)


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 08 ноя, 2010, 23:16 
Не в сети
модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 июл, 2008, 0:15
Сообщения: 5357
Репутация: 685

Откуда: г. Москва
Глубокоуважаемый г-н ХАМмер!
С Вами можно согласиться. Вероятно урумское население обращалось с географическими названиями более аккуратно, чем советские чиновники...
Далее. Вопрос стоит не об Ильяс-Кая (кстати Ильяс в исламской традиции один из почитаемых мусульманских святых), а об Ай-Тодоре.
Нам предлагали версию, что Святой Федор особо почитаемый в Крыму - это св. Федор Гаврас.
Мы усомнились в этом.
Также мы считаем недоказанным существование на территории быв. селения Ай-Тодор одноименного монастыря. Доступные письменные источники его не знают, археологии так же молчат о нем.
Я просмотрел список православных храмов освященных греками-переселенцами 1778 года в Приазовье. Так из всех храмов лишь два освящены в память св. Федора - в селах Константинополь и Янисоль. И это святой - Федор Стратилат, а не Федор Гаврас.

_________________
За нашу Победу!


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 09 ноя, 2010, 22:59 
Не в сети
*

Зарегистрирован: 16 авг, 2007, 12:55
Сообщения: 159
Репутация: 20
Здравствуйте, уважаемый al-ef!

Позволю себе-таки вмешаться. Еще раз считаю своим долгом Вас поблагодарить, так как после нашей дискуссии специально выехал на место, т.е. к речке Ай-Тодорке, селу Гористому и Спасо-Преображенскому скиту. Раньше тоже бывал в этих местах, но только, проходя мимо. О своих наблюдениях чуть ниже.

Цитата:
Однако, замечу что скит поздний. Согласитесь, при Петре Палласе монастыря там не было в следствии отсутствия христианского населения. Соответственно известная Кеппену Айтодорская долина именовалась последним по селению Ай-Тодор.
Рассказы же о пребывании в Крыму св. Феодора Студита (замечу, что это не церковное предание, а именно рассказы) не имеет документального обоснования.


Полностью с Вами согласен. Мне не удалось найти какой-либо информации о существовании в средние века монастыря на месте современного Спасо-Преображенского скита. Может быть кто-то из участников дискуссии даст ссылки на какие-либо научные работы (а не легенды) в отношении этого памятника. Также не совсем понятно, откуда взялось отождествление источника именно со св. Феодором Студитом, легенда о пребывании которого в Таврике имеет явно апокрифический характер.

Цитата:
Также мы считаем недоказанным существование на территории быв. селения Ай-Тодор одноименного монастыря. Доступные письменные источники его не знают, археологии так же молчат о нем.


Здесь стоит отметить, что Спасо-Преображенский скит все-таки находится примерно в километре от села, то есть не на его территории.

На карте Белянского (я помню, что Вы говорили, что к ее топонимам надо относиться осторожно!) в самом селе отмечен Ай-Тодор-азиз. Возможно, что именно в селе-таки была церковь св. Феодора (например Стратилата или Тирона), а не монастырь Святого Феодора в километре от села. К сожалению, по ведомости митр. Игнатия информации по церквям в этом селе нет, в связи, как Вы правильно отмечаете, с отсутствием там христианского населения.

Примерно в 500 метрах выше бывшего села есть поле, с которого открывается замечательный вид на южную часть мангупского плато. Помню, как этот вид меня поразил лет пять назад. Невооруженным глазом видна цитадель Мангупа. Постараюсь выложить фото в этой ветке, фотографировал мой товарищ, так как на мою «мылньницу» все равно ничего бы не получилось. Конечно, говорить, что именно в связи с этим село могло получить название Ай-Тодор – такая же вольность как предполагать, что оно получило название в честь предполагаемой церкви в селе или предполагаемого монастыря в километре от села. Но, мне кажется, что она имеет не меньшее право на жизнь, чем эти две. По крайней-мере Мангуп это реальный объект, в отличие от церкви или монастыря имени св. Феодора, существование которых в селе или его окрестностях пока не доказано.


Цитата:
Нам предлагали версию, что Святой Федор особо почитаемый в Крыму - это св. Федор Гаврас.
Мы усомнились в этом.


Соглашусь с тем, что Ваше сомнение вполне закономерно,

Но

Цитата:
Я просмотрел список православных храмов освященных греками-переселенцами 1778 года в Приазовье. Так из всех храмов лишь два освящены в память св. Федора - в селах Константинополь и Янисоль. И это святой - Федор Стратилат, а не Федор Гаврас.


В отношении почитания святых Феодоров среди крымских греков более показателен факт ведомости митр. Игнатия, нежели списки новоосвященых церквей в Приазовье. В этой ведомости храмов имени «Феодоров» много. Больше только храмов, посвященных св. Георгию. Причем многие из них носят название двух Феодоров: Тирона и Стратилата. Имхо, достаточно понято: грамотных священников было достаточно мало, более образованное духовенство прибывало в Крым из Константинополя или окрестностей Трапезунда и не знало местных традиций. Поэтому посвящение церкви тому или иному Святому Феодору (Тирону, Стратилату или даже Студиту или Гаврасу) могло со временем забываться и переносится на более известного Святого или даже на двоих (откуда и появились храмы с двойным посвящением св. Феодорам Тирону и Стратилату). Конечно, это не может являться аргументом в пользу почитания св. Феодора Гавраса в Крыму, но точно также два храма во имя Святого Феодора Стратилата в Приазовье не могут считаться аргументом против того, что св. Феодор Гаврас не был почитаем в крыму 14-15 веков. Слишком большая разница во времени...


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 09 ноя, 2010, 23:28 
Не в сети
модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 июл, 2008, 0:15
Сообщения: 5357
Репутация: 685

Откуда: г. Москва
Уважаемый skifos!
Можно только позавидовать возможности оперативно осмотреть Ай-Тодор.
Действительно многие путаются с тем в память о каком святом освящен храм. Но есть очень важное для священника событие - престольный праздник. Здесь путаница исключена. У Феодора Тирона - 17 февраля, у Феодора Стратилата - 8 февраля.
Между 15 и 18 веками расстояние большое, но христианское население не сменилось. Если бы в крымских святцах в 14 веке был особенно выделен св. Феодор Гаврас то и в 1778 году его так же особо почитали.

_________________
За нашу Победу!


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 14 ноя, 2010, 7:05 
Не в сети
*****
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 мар, 2009, 18:06
Сообщения: 1622
Репутация: 854
Ещё один пример путаницы с топонимами.

Есть в Сухумской бухте остатки римского города Севастополь. Назвали его в 1 веке, в честь Августа, который носил одноименный титул. Называли его также Себастополис, затем Себастос, к 15 веку генуэзцы называли его Сан-Себастьян.

И если следовать логике skifos,и поверить генуэзцам, то город назван в честь святого Себастьяна. Себастьян - покровитель средневековой Колхиды!

На основании того, что в одном источнике написано "сандтодеро" делаем выводы: весь Крым поклонялся Федору Гаврасу!

Далеко пойдем.


Хотя о чем говорить, ну хотят чтоб именно Гаврас, и всё!
Вера не требует доказательств.

Как вам такой пассаж из стартапа:

Хотя в настоящее время он освящен во имя Святого Феодора Стратилата, есть все основания предполагать, что в средние века он носил имя Святого Феодора Гавраса.


Предлагаю свой вариант:

Хотя в настоящее время площадь называестся в честь Федора Ушакова, есть все основания предполагать, что раньше она называлась в честь Федора Гавраса!


Вернуться к началу
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 147 сообщений ]  На страницу 1 2 36 След.

Часовой пояс: UTC+03:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 74 гостя


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  

[Мобильная версия]

Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Русская поддержка phpBB