Здравствуйте, уважаемый al-ef!
Позволю себе-таки вмешаться. Еще раз считаю своим долгом Вас поблагодарить, так как после нашей дискуссии специально выехал на место, т.е. к речке Ай-Тодорке, селу Гористому и Спасо-Преображенскому скиту. Раньше тоже бывал в этих местах, но только, проходя мимо. О своих наблюдениях чуть ниже.
Цитата:
Однако, замечу что скит поздний. Согласитесь, при Петре Палласе монастыря там не было в следствии отсутствия христианского населения. Соответственно известная Кеппену Айтодорская долина именовалась последним по селению Ай-Тодор.
Рассказы же о пребывании в Крыму св. Феодора Студита (замечу, что это не церковное предание, а именно рассказы) не имеет документального обоснования.
Полностью с Вами согласен. Мне не удалось найти какой-либо информации о существовании в средние века монастыря на месте современного Спасо-Преображенского скита. Может быть кто-то из участников дискуссии даст ссылки на какие-либо научные работы (а не легенды) в отношении этого памятника. Также не совсем понятно, откуда взялось отождествление источника именно со св. Феодором Студитом, легенда о пребывании которого в Таврике имеет явно апокрифический характер.
Цитата:
Также мы считаем недоказанным существование на территории быв. селения Ай-Тодор одноименного монастыря. Доступные письменные источники его не знают, археологии так же молчат о нем.
Здесь стоит отметить, что Спасо-Преображенский скит все-таки находится примерно в километре от села, то есть не на его территории.
На карте Белянского (я помню, что Вы говорили, что к ее топонимам надо относиться осторожно!) в самом селе отмечен Ай-Тодор-азиз. Возможно, что именно в селе-таки была церковь св. Феодора (например Стратилата или Тирона), а не монастырь Святого Феодора в километре от села. К сожалению, по ведомости митр. Игнатия информации по церквям в этом селе нет, в связи, как Вы правильно отмечаете, с отсутствием там христианского населения.
Примерно в 500 метрах выше бывшего села есть поле, с которого открывается замечательный вид на южную часть мангупского плато. Помню, как этот вид меня поразил лет пять назад. Невооруженным глазом видна цитадель Мангупа. Постараюсь выложить фото в этой ветке, фотографировал мой товарищ, так как на мою «мылньницу» все равно ничего бы не получилось. Конечно, говорить, что именно в связи с этим село могло получить название Ай-Тодор – такая же вольность как предполагать, что оно получило название в честь предполагаемой церкви в селе или предполагаемого монастыря в километре от села. Но, мне кажется, что она имеет не меньшее право на жизнь, чем эти две. По крайней-мере Мангуп это реальный объект, в отличие от церкви или монастыря имени св. Феодора, существование которых в селе или его окрестностях пока не доказано.
Цитата:
Нам предлагали версию, что Святой Федор особо почитаемый в Крыму - это св. Федор Гаврас.
Мы усомнились в этом.
Соглашусь с тем, что Ваше сомнение вполне закономерно,
Но
Цитата:
Я просмотрел список православных храмов освященных греками-переселенцами 1778 года в Приазовье. Так из всех храмов лишь два освящены в память св. Федора - в селах Константинополь и Янисоль. И это святой - Федор Стратилат, а не Федор Гаврас.
В отношении почитания святых Феодоров среди крымских греков более показателен факт ведомости митр. Игнатия, нежели списки новоосвященых церквей в Приазовье. В этой ведомости храмов имени «Феодоров» много. Больше только храмов, посвященных св. Георгию. Причем многие из них носят название двух Феодоров: Тирона и Стратилата. Имхо, достаточно понято: грамотных священников было достаточно мало, более образованное духовенство прибывало в Крым из Константинополя или окрестностей Трапезунда и не знало местных традиций. Поэтому посвящение церкви тому или иному Святому Феодору (Тирону, Стратилату или даже Студиту или Гаврасу) могло со временем забываться и переносится на более известного Святого или даже на двоих (откуда и появились храмы с двойным посвящением св. Феодорам Тирону и Стратилату). Конечно, это не может являться аргументом в пользу почитания св. Феодора Гавраса в Крыму, но точно также два храма во имя Святого Феодора Стратилата в Приазовье не могут считаться аргументом против того, что св. Феодор Гаврас не был почитаем в крыму 14-15 веков. Слишком большая разница во времени...